Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:10, реферат
Говоря о методе проектов в образовательной системе, необходимо подчеркнуть актуальность этого метода на современном этапе.
Традиционный подход к обучению иностранного языка не в необходимость полной мере отвечает современным требованиям, поэтому существует применять новые методы обучения, позволяет формировать у учащихся способность самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи.
1.Введение3
2.Проблемность в обучении иностранным языкам и культурам4
3.Метод учебных проектов - образовательная технология на XXI века ……5
4.Типология проектов11
5.Метод проектов на уроках иностранного языка.17
6.Отличительные особенности проектов на уроках иностранного языка17
7.Основные принципы проектной работы …………………………………19
8.Этапы проектной работы……………………………….…………….…….21
9.Заключение ................................……………………………………………24
Список использованной литературы………………………………...…….28
Министерство образования и науки России ФГБОУ ВПО
«Волгоградский
Институт иностранных языков
Кафедра германских и романских языков
Реферат
на тему:
«Метод проектов в практике обучения иностранным языкам».
Подготовила студентка
1 курса ИИЯ гр. НАБ-111
Андреева Анастасия.
Проверила
к. п. н. Канатова Сагипа Шамильевна.
Волгоград
2011
Содержание
1.Введение3
2.Проблемность в обучении иностранным языкам и культурам4
3.Метод учебных проектов - образовательная
технология на XXI века ………………………………………………………………………………
4.Типология проектов11
5.Метод проектов на уроках иностранного языка.17
6.Отличительные особенности проектов на уроках иностранного языка17
7.Основные принципы проектной работы …………………………………19
8.Этапы проектной работы……………………………….…………….…….21
9.Заключение ..............................
Список использованной литературы………………………………...…….28
1.Введение
Говоря о методе проектов в образовательной системе, необходимо подчеркнуть актуальность этого метода на современном этапе.
Традиционный подход к обучению иностранного языка не в необходимость полной мере отвечает современным требованиям, поэтому существует применять новые методы обучения, позволяет формировать у учащихся способность самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи.
Учебное проектирование всё смелее входит в практику современного образования. Уже многие учебные учреждения готовы показать результаты работы детей, выполнивших те или иные проекты. К демонстрации этих достижений стимулирует система смотров, конкурсов, конференций, которая организована учреждениями системы образования.
Происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс «прохождения программ» и усвоения совокупных предметных знаний, в систему, работающую на «результат», на формирование определённых качеств личности обучающихся, задаваемых на данном этапе развития общества.
Рассматривая тему проектной методики, также необходимо обратить внимание на огромный интерес специалистов к этой проблеме, так как данный метод может широко использоваться на любой ступени обучения и при любой модели обучения. Кроме того, являясь в своей основе творческим, он повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.
2.Проблемность в обучении иностранным языкам и культурам
Реализация основной цели обучения иностранного языка в школе, т.е. формирование у школьников черт вторичной языковой личности предполагает формирование не только способности к межкультурной коммуникации, но и качеств, которые способствуют самой личности школьника.
Традиционный подход к
обучению иностранного языка не в
полной мере отвечает современным требованиям,
поэтому существует необходимость
применять новые методы обучения,
позволяет формировать у
На современном этапе образовательная система должна быть направлена на создание системы обучения, при которой обучаемый не просто много бы знал, но и что бы он научился мыслить с помощью этих знаний и развивать у учащихся потребность расширять свои знания. Проблемность, как принцип обучения означает, что при организации обучения содержание учебного материала не даётся в готовом для запоминания виде, а предъявляется в составе проблемной задачи, в которой подлежащее усвоению содержание занимает место неизвестного искомого. Таким образом, проблемность не только особым образом организует содержание усвоенных знаний, но и диктует особую методику его усвоения, т. е. через мыслительные действия обучаемого по поиску этого содержания.
Такой подход к обучению
предоставляет интерес для
Сафонова определяет проблемное обучение, как « тип иноязычного педагогического общения, в условиях которого осуществляется управление развития умственных способностей учащихся, а так же формирование социальных потребностей и ценностных ориентаций личности в процессе овладения комплексом иноязычных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений».
Гальскова Н. Д. отмечает, что «для реализации данной цели надо создавать в учебном процессе ситуации, в которых учащиеся проявляли бы собственную активность для решения коммуникативно- познавательных задач.» Эти задачи должны быть творческими и проблемными.
Современная цель обучения
иностранному языку выступает, как
интегративная, ориентированная на
достижение практического результата
при овладении иностранным
3.Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Одним из проблемных методов
изучения иностранного языка является метод
проектов.
В своей статье, давшей название этой главе, Зачёсова Е.В., участница семинара ДООБ-2005, пишет: «В современной школьной системе все многообразие мира расчленено на составные части-кирпичики, пронумеровано, разложено по полочкам с этикетками «физическая география России» или «история Средних веков» и извлекается по мановению руки волшебника-учителя в нужный момент, как кролик из цилиндра.
Но ведь детям нужно не только получить готовый результат. Они должны сами сделать что-нибудь подобное, причем с самого начала. Им необходимо понимать, что каждому фокусу предшествует долгий период подготовки, что кролика в цилиндр нужно подложить.
Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
Обратимся к словарю: «МЕТОД
ПРОЕКТОВ, система обучения, при
которой учащиеся приобретают знания
в процессе планирования и выполнения
постоянно усложняющихся
В педагогике метод учебных
проектов используют уже почти столетие.
Основоположником считается американский
философ-прагматик, психолог и педагог
Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах
он не использовал слова «проект».
В книге «Школа и общество»
он писал: «С точки зрения ребенка
самый большой недостаток школы
происходит от невозможности для
него свободно, в полной степени
использовать опыт, приобретенный вне
школы, в самой школе. И, наоборот,
с другой стороны он оказывается
неспособным применить в
Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».
Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение, как ковбойские джинсы или гамбургер. Но, как и в случае с джинсами и гамбургерами, не все так прямолинейно. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… Но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
Описание метода и причину
запрещения можно найти в романе
В.Катаева «Два капитана». «Старенькая
преподавательница Серафима Петровна
приходила в школу с дорожным
мешком за плечами, учила нас… Право,
мне даже трудно объяснить, чему она
нас учила. Помнится, мы проходили
утку. Это были сразу три урока:
география, естествознание и русский…
Кажется, это называлось тогда комплексным
методом. В общем, все выходило «мимоходом».
Очень может быть, что Серафима
Петровна что-нибудь перепутала в этом
методе… …по мнению Наробраза, наш
детский дом был чем-то вроде
питомника юных дарований. Наробраз
полагал, что мы отличаемся дарованиями
в области музыки, живописи и литературы.
Поэтому после уроков мы могли
делать что угодно. Считалось, что
мы свободно развиваем свои дарования.
И мы их действительно развивали.
Кто убегал на Москву-реку помогать
пожарникам ловить в прорубях рыбу,
кто толкался на Сухаревке, присматривая,
что плохо лежит… …Но так как
на уроки можно было не ходить, то
весь школьный день состоял из одной
большой перемены… …Из
Если цитата из художественного произведения кажется вам недостаточно «педагогической» обратимся к книге проф. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе». «Возьмем для примера опыт построения комплекса «Пути сообщения». Обычно в этом случае рекомендуются «практические» работы, не имеющие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т. д. Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все формы его проработки подчинить основной проблеме – проекту улучшения дорог в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в мастерских ручного труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так далее. И уже в рамках осуществления этого проекта дети знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литературы («Шоссе и проселок» Некрасова, «Железная дорога» его же, «Стрелочник» Серафимовича, «Сигнал» Гаршина, морские рассказы Станюковича и т.д.). Основная разница в том, что при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог... Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а, следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества».
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:
• не было учителей, способных работать с проектами;
• не было разработанной методики проектной деятельности;
• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект?
Обратимся к словарю: «Проект
(лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические
документы – чертежи, расчеты, макеты
вновь создаваемых зданий, сооружений,
машин, приборов и т.д.; 2) предварительный
текст какого-либо документа и
т.п.; 3) план, замысел» . Уже в определении
заложено многообразие, но все варианты
содержат общую черту – проект
предполагает определение цели. Следующая
статья в том же словаре: «Проектировать
– 1) составлять проект; 2) предполагать
сделать что-либо, намечать план» . Если
следовать логике этих определений,
проектами в нашей жизни
Информация о работе Метод проектов в практике обучения иностранным языкам