Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:35, реферат
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их размещению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение ещё в 20-30-х годах. Проблемное обучение основывается на положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их размещению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемные ситуации рассматриваются как состояние умственного затруднения, возникшего в ходе анализа информации либо определённых обстоятельств, что объясняется недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. Высокий уровень включения учащихся в проблемную ситуацию достигается благодаря развитию способности к структурированию и осуществлению таких учебно-познавательных действий, как:
- самостоятельное видение
-коррективное формулирование
- личное соотнесение с
- выдвижение гипотезы;
- отбор методов и средств
- фиксирование вариантов её
- уточнение итогов;
- осуществление рефлексии в
Проблемные методы—это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложны вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В
современной теории
Ниже приведена
технологическая схема проблемного
обучения (по Мельниковой Е.Л.): Преподаватель
создает проблемную ситуацию, направляет
учащихся на ее решение, организует поиск
решения. Таким образом, студент ставится
в позицию субъекта своего обучения и
как результат у него образуются новые
знания, он овладевает новыми способами
действия. Трудность управления проблемным
обучением в том, что возникновение проблемной
ситуации – акт индивидуальный, поэтому
от учителя требуется использование дифференцированного
и индивидуального подхода.[23,с.49]
Педагогическая проблемная ситуация – создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудное, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для студентов. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Предложенная Ильницкой И.А. классификация проблемных ситуаций (см. рис.) различает проблемные ситуации по: интересности содержания, характеру неизвестного, уровню проблемности, виду рассогласования информации, методическим особенностям, типу действий, требующихся для решения.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося, проблемные домашние задания. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных методов.
Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. В этом случае поиск осуществляет сам преподаватель. По существу, он демонстрирует учащимся путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем. Проблемное изложение требует от преподавателя не только свободного владения учебным материалом, но и знаний о том, какими путями шла наука, открывая свои истины.
При проблемном изложении материала преподаватель руководит мыслительным процессом учащихся, ставит вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления и заставляют задуматься. И прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, учащиеся уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и выводом преподавателя.
Целесообразно, чтобы учащиеся в тетрадях делали конспективные записи изложенного( хотя бы в форме плана).Подготавливая материал для проблемного изложения, учителю следует выделить то, что ученики должны записать в тетради. При проблемном изложении часто оказывается полезным разделять материал на отдельные логически связанные части. После изложения каждой такой части учащимся разрешается задавать вопросы.
Проблемная беседа применяется, если учащиеся уже обладают минимум знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В процессе такой беседы они под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Обычно поисковую беседу проводят на основе проблемной ситуации, специально создаваемой учителем. Учащиеся же самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предложения, выдвигая варианты решения проблемы ( гипотезы).
Беседа поискового характера – необходимая подготовительная ступень к работе учащихся на уровне исследования.
Чтобы поисковая беседа не вылилась в работу только небольшой группы студентов и в наблюдение за этим процессом «со стороны» остальных, необходимо иметь следующее:
Опыт показывает, что при этих условиях удается держать в рабочем напряжении всех студентов группы и постепенно развивать интерес к творческой работе у подавляющего большинства из них.
Самостоятельная
поисковая и исследовательская
деятельность учащихся – это высшая
форма самостоятельной
Надо
отметить, что учебное исследование
обладает некоторыми
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ
ЯЗЫКОВ ИМЕНИ АБЫЛАЙ
ХАНА
Магистратура
Специальность
6М 011900 – Иностранный
язык: два иностранных
языка
ПРОЕКТ:
«ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»
Исполнитель:
магистрант
2-го года обучения
Алматы, 2011г.
Информация о работе Проблемный метод в обучении иностранным языкам