Проблемный метод в обучении иностранным языкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:35, реферат

Описание работы

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их размещению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

      Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение ещё в 20-30-х годах. Проблемное обучение основывается на положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).

     Сегодня  под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их размещению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

     Проблемные ситуации рассматриваются как состояние умственного затруднения, возникшего в ходе анализа информации либо определённых обстоятельств, что объясняется недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. Высокий уровень включения учащихся в проблемную ситуацию достигается благодаря развитию способности к структурированию и осуществлению таких учебно-познавательных действий, как:

        - самостоятельное видение проблемы;

        -коррективное формулирование и  вербальное оформление   соответствующей проблемной ситуации; 

        - личное соотнесение с возникшей  ситуацией;

        - выдвижение гипотезы;

        - отбор методов и средств решения  ситуации, адекватных выдвинутой  гипотезе;

         - фиксирование вариантов её решения,  обоснование собственной версии  в решении проблемы;

         - уточнение итогов;

         - осуществление рефлексии в проблемном задании.           

  Проблемные  методы—это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложны вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

    В  современной теории проблемного  обучения различают два вида  проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

  Ниже приведена технологическая схема проблемного обучения (по Мельниковой Е.Л.): Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.[23,с.49] 

Педагогическая  проблемная ситуация – создаётся  с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудное, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для студентов. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.    Предложенная Ильницкой И.А. классификация проблемных ситуаций (см. рис.) различает проблемные ситуации по: интересности содержания, характеру неизвестного, уровню проблемности, виду рассогласования информации, методическим особенностям, типу действий, требующихся для решения.

  Методические  приемы создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает аудитории рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.)

   Наиболее  широко применяемыми методами  проблемного обучения являются  проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося,  проблемные домашние задания. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных методов.

  Проблемное  изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. В этом случае поиск осуществляет сам преподаватель. По существу, он демонстрирует  учащимся путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем. Проблемное изложение требует от преподавателя не только свободного владения учебным материалом, но и знаний о том, какими путями шла наука, открывая свои истины.

    При проблемном изложении материала преподаватель руководит мыслительным процессом учащихся, ставит вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления и заставляют задуматься. И прежде чем учитель даст  ответ  на поставленный вопрос, учащиеся уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и выводом преподавателя.

  Целесообразно, чтобы учащиеся в тетрадях делали конспективные записи изложенного( хотя бы в форме плана).Подготавливая материал для проблемного изложения, учителю следует выделить то, что ученики должны записать в тетради. При проблемном изложении часто оказывается полезным разделять материал на отдельные логически связанные части. После изложения каждой такой части учащимся разрешается задавать вопросы.

  Проблемная беседа применяется, если учащиеся уже обладают минимум знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В процессе такой беседы они под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Обычно поисковую беседу проводят на основе проблемной ситуации, специально создаваемой учителем. Учащиеся же самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предложения, выдвигая варианты решения проблемы ( гипотезы).

    Беседа  поискового характера – необходимая подготовительная ступень к работе учащихся на уровне исследования.

  Чтобы поисковая  беседа не вылилась в работу только небольшой группы студентов и в наблюдение за этим процессом «со стороны» остальных, необходимо иметь следующее:

  1. после формулировки проблемы убедиться в том, что все учащиеся поняли ее смысл( для этого достаточно спросить одного-двух слабых учеников);
  2. не спешить с началом обсуждения, т.е. не начинать его сразу, как только первый ученик поднимет руку;
  3. систематически спрашивать тех, кто не проявляет активности, поощряя их в случае удачного выступления.

  Опыт показывает, что при этих условиях удается  держать в рабочем напряжении всех студентов группы и постепенно развивать интерес к творческой работе у подавляющего большинства из них.

  Самостоятельная поисковая и исследовательская  деятельность учащихся – это высшая форма самостоятельной деятельности. Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы.

    Надо  отметить, что учебное исследование  обладает некоторыми особенностями:

  • Истина, которую учащиеся открывают в ходе решения учебной проблемы, в науке уже известна. Для учащихся эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели.
  • Учебное исследование всегда проводится под руководством, с личным участием и помощью преподавателя. Но при этом студенты должны быть убеждены в том, что самостоятельно достигли цели. В связи с этим надо различать внутренние подсказки, которые как будто извлекают собственные мысли учащихся, и внешние, которые оставляют на долю учащихся лишь выполнение технической работы, снимая потребность поиска.
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ  ЯЗЫКОВ ИМЕНИ АБЫЛАЙ ХАНА 

Магистратура

Специальность 6М 011900 – Иностранный  язык: два иностранных  языка 

ПРОЕКТ:

«ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ» 
 
 

Исполнитель:

магистрант 2-го года обучения 
 

Алматы, 2011г.

Информация о работе Проблемный метод в обучении иностранным языкам