Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:20, дипломная работа
Целью нашего исследования является изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними, выявить проблемы обучения и развития одаренных детей и определить пути их решения. Рассмотреть возможности использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Умственная одарённость, её психологические проявления...…….. 6
Понятие и определение одарённости у детей ………...……………………… 6
Виды одарённости у детей...…………………………………………………. 14
Сложности психического развития одарённости детей……………………..22
Глава 2. Воспитание и обучение одарённых детей ………………………….. 29
2.1 Обучение одарённых детей……………………………….……….…………. 29
2.2 Подготовка педагога к взаимодействию с одарёнными детьми ...………… 35
Глава 3. Социализация одарённых детей в ходе обучения иностранному языку.……………………………………………………………………………… 51
3.1 Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку……………………….. 51
3.2 Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком……………………………………………………………………………… 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...………………….. 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...…
Таким образом, реализуя содержание иноязычной социальной компетентности через ситуации общения, мы формируем способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, партнёрами по коммуникации, делать самооценку, ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.
Глава III
Иностранный язык является уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культуры личности, поэтому целью моей исследовательской работы является использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.
Согласно цели исследования были поставлены и решались следующие задачи:
изучение практического опыта учителей по работе над данной проблемой;
разработка опросника, для выявления творческих личностей и их способностей;
проведение статистической обработки результатов;
развитие умений добывания информации у детей;
развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу;
Для реализации целей и задач исследования нами использовались следующие методы:
наблюдение и беседы с учащимися и учителем;
анкетирование.
эксперимент;
Исследование проходило на базе гимназии № 76 г. Набережных Челнов. Для выяснения коммуникативных и творческих позиций учащихся я провела педагогическое исследование. При этом на констатирующей части исследования были определены контрольный (КК-7а класс) и экспериментальный классы (ЭК-7б класс). Отметим, что в данных классах я использовала 10-бальную систему оценивания знаний. В результате сравнения качественной успеваемости, на основании полученных оценок детей, я пришла к результату, который отображен, а табл. 1.
Таблица 1.
Качественная
успеваемость детей.
Баллы | КК-15 чел. | ЭК-10чел. |
10 | 3 | 3 |
9 | 2 | 2 |
8 | 2 | 2 |
7 | 1 | 1 |
6 | 2 | 1 |
5 | 4 | 3 |
4 | 1 | 2 |
Качественная успеваемость | 67% | 60% |
Для большей наглядности результаты представлены на диаграмме (см. рис.5).
Таким образом, на основании анализа полученных данных можно сделать вывод, что на начальном этапе экспериментального исследования качественная успеваемость в КК выше, на 7% чем в ЭК.
На констатирующем и формирующем этапах была проведена анкета в ЭК, по выявлению способности в овладении языком. Детям необходимо было ответить на 10 вопросов, которые оценивались от одного до пяти баллов ( нейтральный - 0 баллов, отрицательный ответ - 3 балла, положительный - 5 баллов).
Вопросы анкеты
Ты часто вступаешь в общение со сверстниками?
Можешь ли ты поддерживать общение?
Ты чаще стоишь на своей позиции и не соглашаешься с партнером?
обладаешь ли ты способностью сочувствовать?
всегда ли ты выслушиваешь собеседника до конца?
Ты часто перебиваешь собеседника во время разговора и сообщаешь свою точку зрения?
Ты излагаешь всегда свои мысли логично и чётко?
Тебе хватает имеющийся запас слов для изложения своих мыслей?
способствует ли ваша общительность в успешном освоении языка?
Часто вы, работая в группе, принимаете на себя ответственность за решение сложных проблем?
Результаты обследования
учащихся ЭК на констатирующем этапе представлены
в диаграмме (см. рис.6).
Рис.6 Динамика способностей в овладении языком.
По результатам анкеты, мы построили профиль творческих качеств каждого ребёнка (Приложение) и определили уровень творческого потенциала личности на основе суммарного числа набранных баллов, (использование 5-бальной шкалы) (Приложение ). Ниже представлен один из примеров.
Суммарное число баллов: 25, уровень творческого потенциала - средний.
Ерёменко
Мария
Рис.7
Профиль творческих качеств ребёнка.
Итоговый результат определяется по ниже приведенной Таблице 2.
Таблица 2.
Уровень творческого потенциала личности | Суммарное число баллов |
Высокий | 30-36 |
Средний | 25-29 |
Низкий | 18-24 |
Фамилия, имя, | Суммарное число баллов | Уровень творческого потенциала личности |
1. Алексеенко Вера | 22 | Низкий |
2. Анюшин Денис | 30 | Высокий |
3. Брунчукова Маша | 24 | Низкий |
4. Бугременко Маша | 24 | Низкий |
5. Дорошенко Лена | 24 | Низкий |
6. Ерёменко Мария | 25 | Средний |
7. Жданова Катя | 26 | Средний |
8. Коваленка Максим | 26 | Средний |
9. Малов Гриша | 24 | Низкий |
10. Маркова Настя | 24 | Низкий |
11. Самылова Таня | 24 | Низкий |
12. Силютина Света | 26 | Средний |
13. Руданов Костя | 20 | Низкий |
14. Урусова Оля | 30 | Высокий |
15. Щабин Артем | 24 | Низкий |
Учитывая
результаты проведенного теста можно
сделать вывод, что уровень творческого
потенциала у детей низкий.
Рис.8
Уровень творческого потенциала детей.
На основании анализа данных анкеты можно сделать следующие выводы:
В ходе работы с детьми на формирующем этапе эксперимента проводилось наблюдение и постоянный контроль детей.
На первом занятии детям было предложено ознакомиться с проектной деятельностью. За основу была взята тема “My Hobby”. В свою очередь, каждый урок делился на 5 составляющих: новый материал, грамматика (упражнения на закрепление нового материала), чтение и перевод, диалогическая и монологическая речь, творческая работа учащихся. Последний урок был итоговым по теме, на котором проверялись творческие и интеллектуальные способности учащихся.
Приведем
краткое содержание конспектов уроков
английского языка по теме “My Hobby” (учебник
7 класса «Английский язык» Кузовлева
В.П.).
Урок 1.
Тема: “My Hobby”
Цели: развитие мышления, воображения, творчества, навыков самостоятельной работы; совершенствование навыков монологической и диалогической речи; активизация лексики по теме; воспитание умения работать в сотрудничестве с другими, уважение к себе и другим.
Оборудование: карточки с новыми словами, рисунки по теме.
Plan.
I Организационный момент:
Учитель:- Good morning, my dear children. I'm so glad to see you again. You may take your seats, please.
Речевая зарядка:
Good morning, good morning,
Good morning to you,
Good morning, dear children,
I'm glad to see you.
Nice to see you, nice to see you,
We are happy just to hear it.
Pleased to meet you, pleased to meet you,
We are happy just to beat you.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы узнаем много нового. С этого дня у нас не будет привычных уроков, мы будем работать над проектами. Проект это коллективная работа, направленная на создание общего продукта деятельности, в ходе которого вам предстоит научиться планировать, распределять работу, намечать план деятельности (алгоритм), творчески применить языковой материал, превращать уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Наша работа над проектом заключается в следующем:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода);
обсуждение методов исследования;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Проект рассчитан на протяжении 5 уроков. На одном из последних занятий осуществляется защита проекта. Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме.
II Новый материал:
Учитель: Let's start our lesson.
Now have a look at the blackboard and read the proverbs:
Учитель: Let's translated and discussion this proverbs. Давайте обсудим каждую пословицу. Исходя из пословиц, я предлагаю вам догадаться, какая тема нашего проекта?
Учитель: So, what will be theme of our lesson? - “Are you Jack of all trades”
Will you recite a poem about boys and girls?
What are little boys made of?
“Ships and snails, and puppy dogs tails.
That's what little boys are made of!”
What are little girls are made of?
“Sugar and spice and all things nice.
That's what little girls are made of!”
Учитель: Ребята, о чём это стихотворение? Что мы можем сказать о наших мальчиках и девочках?
What abilities are you know? Tell me please…
I offer you some abilities: - the fashion designer; a poet; the photographer;
the artist; sportsman; designer; hacker in the computer club…
We have three groups of pupils at our lesson. Each of these groups must represent mini-work.
Group №1: “We are fashion designer”;
Group №2: “We are artist”;
Group №3: “We are actors”.
Попытайтесь составить небольшой рассказ (5-7 предложений) о каждой из ваших способностей и затем каждая группа представит нам свою способность.