Специфика работы учителя с одарёнными детьми в процессе обучения иностранным языкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними, выявить проблемы обучения и развития одаренных детей и определить пути их решения. Рассмотреть возможности использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Умственная одарённость, её психологические проявления...…….. 6
Понятие и определение одарённости у детей ………...……………………… 6
Виды одарённости у детей...…………………………………………………. 14
Сложности психического развития одарённости детей……………………..22
Глава 2. Воспитание и обучение одарённых детей ………………………….. 29
2.1 Обучение одарённых детей……………………………….……….…………. 29
2.2 Подготовка педагога к взаимодействию с одарёнными детьми ...………… 35
Глава 3. Социализация одарённых детей в ходе обучения иностранному языку.……………………………………………………………………………… 51
3.1 Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку……………………….. 51
3.2 Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком……………………………………………………………………………… 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...………………….. 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...…

Работа содержит 1 файл

специфика работы учителя с одренными детьми в процессе обучения иностранным языкам. .rtf

— 1.51 Мб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

Кафедра педагогики и психологии 
 

ДОПУЩЕН (А) К ЗАЩИТЕ

Зам. директора по УР

__________ А. Н. Яковлева 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

Специфика работы учителя с одарёнными детьми в

процессе обучения иностранным языкам 

Специальность 050303. Иностранный язык 

Студент (ка) отделения иностранных языков 

5 курса, гр. И-61(3а)                                            ___________  А. А. Хуснетдинова

                                                     подпись 
 

Научный руководитель

Преподаватель                                                       __________    Л. М. Шакирова

                                    подпись 
               
               
               

Набережные Челны

2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 2 

Глава 1. Умственная одарённость, её психологические проявления...…….. 6

    Понятие и определение одарённости у детей ………...……………………… 6

    Виды одарённости у детей...…………………………………………………. 14

    Сложности психического развития одарённости детей……………………..22 

Глава 2. Воспитание и обучение одарённых детей ………………………….. 29

2.1 Обучение одарённых детей……………………………….……….…………. 29

2.2 Подготовка педагога к взаимодействию с одарёнными детьми ...………… 35 

Глава 3. Социализация одарённых детей в ходе обучения иностранному языку.……………………………………………………………………………… 51

3.1 Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку……………………….. 51

3.2 Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком……………………………………………………………………………… 57 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...………………….. 65 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...………………….. 67 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

     Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

     Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

     Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

          Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.        

          Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

         Одарённые дети, в силу личностных особенностей с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социо -культурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одарённые дети приобретут, и разовьют навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения взаимодействия.

       Опираясь на вышесказанное определение, тема исследования: «Специфика работы учителя с одарёнными детьми в процессе обучения иностранным языкам».

           Целью нашего исследования является изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними, выявить проблемы обучения и развития одаренных детей и определить пути их решения. Рассмотреть возможности использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

     -- раскрыть понятие одаренности;

     -- показать сложности психического развития одаренных детей;

     -- рассмотреть методы диагностики одаренности;

     -- рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

     -- рассмотреть возможности использования иностранного языка, как инструмента познания для развития и обучения одарённых детей.

     Объектом нашего исследования является образовательная деятельность одарённых детей на уроках иностранного языка и во внеурочное время.  

     Предметом нашего исследования являлись особенности педагогической работы с одаренными детьми.

     В основу исследования положена следующая гипотеза: использование различных  приемов в процессе обучения одарённых детей способствует эффективности его формирования и развития.

     Данное исследование состоит  из  введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.  
 
 
 
 
 

     .

 

      Глава 1: Умственная одаренность, еЁ психологические проявления 

     1.1. Понятие и определение одаренности у детей 

     ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.  

     Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению -- это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

     Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.

     Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

     Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.  1

     Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

     Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

     Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.

Информация о работе Специфика работы учителя с одарёнными детьми в процессе обучения иностранным языкам