Специфика работы учителя с одарёнными детьми в процессе обучения иностранным языкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними, выявить проблемы обучения и развития одаренных детей и определить пути их решения. Рассмотреть возможности использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Умственная одарённость, её психологические проявления...…….. 6
Понятие и определение одарённости у детей ………...……………………… 6
Виды одарённости у детей...…………………………………………………. 14
Сложности психического развития одарённости детей……………………..22
Глава 2. Воспитание и обучение одарённых детей ………………………….. 29
2.1 Обучение одарённых детей……………………………….……….…………. 29
2.2 Подготовка педагога к взаимодействию с одарёнными детьми ...………… 35
Глава 3. Социализация одарённых детей в ходе обучения иностранному языку.……………………………………………………………………………… 51
3.1 Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку……………………….. 51
3.2 Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком……………………………………………………………………………… 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...………………….. 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...…

Работа содержит 1 файл

специфика работы учителя с одренными детьми в процессе обучения иностранным языкам. .rtf

— 1.51 Мб (Скачать)

     Заключение 

     На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

     Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.

     В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

     Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

     Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

     С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

     Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

     Вторая особенность -- познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

     В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

     Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.

     Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

     Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры!) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

     В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми -- это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической  гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

     Исследуя тему, на уроках английского языка, мы выяснили, что для развития одарённых детей нужны такие формы организации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия, свойственные определенному возрасту: индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность одаренному ребенку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.

     Бывая на практике, мы заметили, что учителя работают со всеми детьми одинаково, и не стремятся работать с одарёнными детьми. Кроме того, запаздывают с изучением материала, их задача: более интенсивно работать. Необходимо раньше осваивать овладения социальными умениями.

       Мы просмотрели учебник начальной школы английского языка под редакцией Биболетовой, на предмет формирования социальных умений. Оказалось что, только в 4-ом классе начинается изучение выражений, а хотя должны уже в конце первого года обучения. Приложение №1.

     Решение проблемы, выбранной мной, успешной будет в том случае, когда мы будем формировать социальные умения с первого года обучения, так же если мы создадим условия для социализации одарённых детей, будем учитывать личностные качества каждого и дети овладеют социальными умениями. Т.е мы научим детей правильно общаться и использовать язык.

     Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

     К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

 

      Список литературы 

     Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. - М., 1970.

     Бодалев А.А., Малькова З.А., НовиковаЛ.И., Караковский Е.С., Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе., - М., 1991.

     Власова Е.И. Актуальные проблемы построения компетенции социальной одарённости // Обрадована особистiсть: пощук, розвиток, допамога. К., 1998. С. 85-91.

     Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.

     Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

     Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

     Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающихся знаний и психологических тренингов. Картинный материал. - М.: “Издательство Гном и Д”, 2001.-48с.

     Краткий словарь по социологии. Под общей ред. Гришиани Д.М., Лагина И.И. - М., 1998г.

     Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №4.

      Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/А.В.Мудрик-2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-304с.

       Новикова Л.И. Профессиональный словарик: компетенция и компетентность - одно и то же? // Преподаватель XXI век. - 2005.-№1.-с. 49-51.

       Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-224с.

       Ребикова Д.И. Развитие социального интеллекта мл.шк. на уроках англ.яз. // Одарённый ребёнок. 2007.-№3.-с. 108-113.

       Савенков А. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности.-2002.-№3.-с. 113-146.

       Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004.-№5.

       Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. - М.: Наука, 1975.

       Слемзер И.Дж. Социологи: Пер. с англ.-М., 1994г.

       Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. 6 издание, перераб. и доп.-М., 1991г.

       Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2001г.

       Хуторский А.В. Развитие одарённости шк-ов: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320с. - (Педагогическая мастерская).

       Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 2.

       Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр « Академия», 1999. - 288с.

       Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 366с. - (Серия «Библиотека психолога»)

         24.    Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.

     25.    «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.

     26.        Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999.

     27.      Клименко В.В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.

     28.     Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993.

     29.     Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.

     30.       Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,

     31.     Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977.

     32.    Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

     33.      «Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.

     34.      Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.

     35.     Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва - Воронеж; 1997 г.

     36.      «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

     37.    «Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса - М; 2000 г.

Информация о работе Специфика работы учителя с одарёнными детьми в процессе обучения иностранным языкам