Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЗеленаяЗонаДОУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Занятие «Сказочные птицы»

      Цель. Закреплять навыки работы с природными материалами; совершенствовать умение самостоятельно анализировать схему последовательности действий при создании поделки и выбирать подходящий для нее природный или бросовый материал; развивать воображение, творчество.

      Материал и оборудование. Еловые и сосновые шишки, желуди, засушенные травинки, перья, веточки; цветная бумага, фольга, клей, пластилин; маски зверюшек; ширма; песни из мультфильмов (в грамзаписи); скакалки, детские стулья.

      Предварительная  работа. Просверлить отверстия в шишках, подготовить деревянные черенки (заостренные с двух сторон палочки) (воспитатель); подготовить широкоформатные аппликации и панно из природных материалов (воспитатель и дети).

Ход занятия

Воспитатель создает игровую мотивацию, рассказывая сказку. «В далекой сказочной стране есть удивительный город. Живут в нем дети, которые умеют мастерить разные игрушки из природных материалов. Игрушки эти они дарят малышам. Этот город называется Умей-город. Им правит королева Фантазия. Она такая выдумщица! Ее поделками восхищаются все жители города. А еще она учит всех наслаждаться тишиной и прохладой леса, пением птиц. Учит, как вести себя в лесу. Недавно королева Фантазия объявила о том, что скоро устроит в Умей-городе выставку волшебных сказочных птиц. Принять участие в выставке она пригласила детей-умельцев из других царств-государств, чтобы все смогли полюбоваться красотой и неповторимостью их чудо-птиц».

Воспитатель. А вы хотите принять участие в выставке чудо-птиц?

Дети.   Хотим.

Воспитатель. Тогда посмотрите внимательно на эту схему (модель птицы), выделите составные части поделки. (Туловище, голова, хвост, шея и лапы, клюв, глаза.) Укажите последовательность действий и варианты использования природных материалов, которые лежат на ваших столах. (Сначала туловище из еловой или сосновой шишки; к нему прикрепляем хвост из перьев или травы, шею и лапы из веточек; голову можно сделать из желудя, глаза и клюв из пластилина; украшения — из бумаги или фольги.) Вспомните, как надо скреплять детали. (Заостренные концы веток и перьев смазать клеем и вставить в отверстия.)

      Дети начинают трудиться, воспитатель при необходимости помогает им. Когда все поделки закончены, появляется королева Фантазия (второй воспитатель). Она хвалит детей, обращает внимание на бережное отношение к природным материалам и порядок на рабочем месте, приглашает всех на выставку чудо-птиц.

      Дети с радостью соглашаются  и делятся на строителей выставки (сдвигают столы, ставят ширму); оформителей (украшают столы аппликациями и панно) и артистов (какая выставка без представления?!).

      Воспитатель объявляет об открытии  выставки, дети выставляют свои  поделки на столы и рассказывают  о них, отвечая на вопросы  королевы Фантазии.

      Потом дети-артисты за ширмой  надевают маски и под веселую  музыку скачут через препятствия (стулья), ходят по канату (разложенной на полу скакалке) и т. д. В конце занятия все поют любую знакомую им песню и прощаются с королевой Фантазией. 

Заключение 

    Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.

    Во  многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А.П.Захарович, Т.А.Ковальчук, П.Г.Саморукова, Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, И.А.Хайдурова, Л.С.Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В.Г.Грецова, 3.П.Плохий, М.К.Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.

    Целесообразно исходить из того, что экологическое  воспитание  дошкольников возможно при определенных условиях:

  • формировании элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);
  • понимании важности охраны окружающей природы;
  • воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения2.

    С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений целесообразно проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных и растений. Широко привлекать художественную литературу — произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова и других отечественных и зарубежных авторов.

    На  целевых прогулках, занятиях необходимо подводить детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие — в лесу и т. д.). Одним из средств закрепления полученных знаний являются игры и речевые логические задачи.

    Одной из задач  работы по экологическому воспитанию дошкольников является формирование у детей знаний о сущности взаимодействия человека и природы. В этой связи необходимо проводить целевые прогулки и наблюдения за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы желательно сопровождать чтением художественной литературы о роли природы в жизни человека, показом иллюстраций.

    Кроме того можно для ознакомления с  деятельностью взрослых по охране природной  среды рассказывать о целях и задачах «зеленых» и «голубых» патрулей; организовывать встречи с юннатами соседней школы и совместно проводить занятие-викторину «Мы знаем и любим природу», «Природа родного края», «Парк весной» и пр. Большой интерес обычно у детей вызывают рассказы о «Красной книге» и рассматривание иллюстраций животных и растений, подлежащих охране.

    Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. Проблема эта, как известно, актуальна.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

    • воспитание гуманного отношения  к природе (нравственное воспитание);

    •  формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

    • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

    • участие детей в посильной  для них деятельности по уходу  за растениями и животными, по охране и защите природы3.

    Естественно, что все составляющие подобного  комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязанно. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

    Экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества, отражающей опыт взаимодействия человека и природы. Суть экологического воспитания можно свести к тому, что личность, присваивая элементы экологической культуры, приобретает новое качество — экологическую воспитанность, которая проявляется в системе личностных образований — в сознании, деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах. Созданная нами программа экологического образования и воспитания, на наш взгляд, не только «задает» формирование базовых компонентов экологической культуры личности ребенка-дошкольника, но и составляет основу развертывания педагогического процесса в детском саду в разных возрастных группах. Вычленим ведущие идеи и понятия современного естествознания:

  • целостность живого организма;
  • целостность связей организма со средой обитания;
  • целостность экосистем, в которые живой организм включается в процессе жизни;
  • системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого организма со средой обитания в питании, дыхании, движении и т. д.;
  • детерминированность, определяемость живого неживым, их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность; живые организмы при этом представлены как открытые системы, существующие в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;
  • системная организованность живого в природе;
  • единство человека и природы в системе взаимосвязей — биологических, экологических, аксиологических.

    Идеи  и понятия взаимосвязаны и образуют единую систему знаний о природе для дошкольников. В качестве подсистем в структуру экологического воспитания должны быть включены элементарные знания:

  • о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках;
  • о человеке как живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанном с ней теснейшими узами;
  • о взаимодействии людей с природой;
  • о значении природы в жизни людей.

    Системы эти в их взаимосвязи, представляющие пласт социального, общественно-исторического и личностного опыта человека, составят основу ориентировок детей в экологической культуре, если будут сформированы познавательные умения. Содержание и уровень познавательных умений  в процессе планирования и подготовки к занятиям, направленным на воспитание экологической культуры и природоохранных навыков у дошкольников, должны быть дифференцированы в соответствии с возрастными возможностями детей и соотнесены с конкретными возрастными группами. 

Литература 

  1. Абдуллаев З.  Экологическое отношение и  экологическое сознание. //Философские  науки.-1991.- N2.- С. 186-190.
  2. Биологический энциклопедический словарь. /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.
  3. Бобылева Л., Дубленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание.-1998.-№7.-С.36-42.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение,1990.-320с.
  5. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой.- М.: Агропромиздат, 1987.- 174 с.
  6. Букин А.П.  В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
  7. Верисов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.39-43.
  8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада/Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик.-2-е изд.-М.:Просвещение,1983.-192с.
  9. Газина О. Играя, изучаем природу//Дошкольное воспитание.-1995.-№7.-С.14-17.
  10. Година Г., Филиппова Г. Пусть научатся любить природу//Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.50-54.
  11. Градобоева Т. Создание экологической тропы и методика работы на ней // Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.19-20.
  12. Гришина Г.Н. Любимые детские игры.-М.:ЛОГОС,1997.-286с.
  13. Гуральчук Л. Удивительные странички: Конспекты занятий по экологии для детей старшего дошкольного возраста; №8.-С.28-35.
  14. Дежкин  В.В.  Беседы  об  экологии.- 2-е изд.- М.:  Мол. гвардия, 1979.- 190 с., ил.
  15. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. В 2 ч. Ч. 2/Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-2-е изд.-М.:Просвещение.1988.-270с.
  16. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.-М.:Учпедгиз,1963.-126с.
  17. Зарипова А. Приплыви к нам, золотая рыбка…: Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с обитателями уголка природы//Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.26-31.
  18. Захлебный А.Н.  На экологической тропе.- М.: Знание, 1986.
  19. Зацепина В. Планета Земля – наш общий дом//Дошкольное воспитание.-1996.-№7.-С.29-36.
  20. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание.-1998.-№7.-С.45-49.
  21. Игра дошкольника/Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.:Просвещение,1989.-286с.
  22. Кирика Г.  Ребенок  и природа//Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.3-9.
  23. Кирика Г.  Ребенок и природа//Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.3-9.
  24. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание.-1996.-№7.-С.20-25.
  25. Клюева Е. Профессиональная готовность к эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой//Дошкольное воспитание.-1996.-№11.-С.96-98.
  26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие.-2-е изд.М.,2000.-416с.
  27. Кондратьев Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы//Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.43-44.
  28. Кудрявцева Л. Собеседники природы//Дошкольное воспитание.-1994.-№7.-С.53-58.
  29. Куприянова Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой//Дошкольное воспитание.-1993.-№5.-С.36-39.
  30. Кушнерева И. День Земли: Праздник для детей подготовительной к школе группы//Дошкольное воспитание.-1995.-№7.-С.113-115.
  31. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или Экология и творчество//Дошкольное воспитание.-1998.-№7.-С.49-53.
  32. Лось В.А. Человек и природа.- М.: Политиздат, 1978.
  33. Михайленко Н.Я. Знайки, почемучки и изобретатели: Примерный конспект занятий и развлечений по экологии//Дошкольное воспитание.-1996.-№5.-С.11-14.
  34. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.-М.:Прогресс,1990.-380с.
  35. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.-М.:Педагогика,1997.-184с.
  36. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.-М.:Новая школа,1995.-160с.
  37. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание//Дошкольное воспитание.-1994.-№12.-С.37-41.
  38. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методические материалы для работы с родителями в дошкольных учреждениях.-М.:Новая школа,1993.-64с.
  39. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства.-Пермь,1992.-215с.
  40. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры: Старшая группа//Дошкольное воспитание.-1996.-№7, 8, 9, 11, 12; 1997.-№1, 8, 10, 11, 12; 1998.-№1, 3, 4.
  41. Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.: Просвещение, 1991.-223 с.
  42. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой.-М.:Педагогика,1980.-420с.
  43. Петракова О., Роднова О. Знатоки природы: Викторина для детей старшей и подготовительной к школе групп//Дошкольное воспитание.-1995.-№1.-С.109-112.
  44. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: Программа экологического воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание.-1998.-№7, 10; 1999.-№7.
  45. Рыжова Н. В гости… к деревьям: Примерный конспект занятий на экологической тропе//Дошкольное воспитание.-1995.-№8.-С.35-37.
  46. Рыжова Н. Экологизация развивающей предметной среды//Дошкольное воспитание.-1999.-№3.-С.50-61.
  47. Рынькова В., Юдина Т.  Когда идешь ты по тропинке…: Примерные конспекты занятий по экологии//Дошкольное воспитание.-1994.-№7.-С.37-41.
  48. Рынькова В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания дошкольника//Дошкольное воспитание.-1995.-№4.-С.9-15; №5.-С.35-38.
  49. Типикина В. Радость общения с природой//Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.22-24.
  50. Токмакова Н. Обретем «потерянный рай»: Ознакомление дошкольников с природой//Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.54-56.
  51. Трусова Т.М.  Воспитание любви к природе. //Начальная школа.-1986, N8, C. 63-64.
  52. Узбеков И. О проблемах экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях//Дошкольное воспитание.-1993.-№7.-С.39-43.
  53. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.-М.:Педагогика,1976.-198с.
  54. Филиппова Г. Экологическое воспитание: психологические основы: Младший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание.-1996.-№10.-С.74-77.
  55. Фокина В. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта//Дошкольное воспитание.-1995.-№7.-С.11-14.
  56. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию  дошкольников//Дошкольное воспитание.-1992.-№7-8.-С.5-7.
  57. Широкова Н. Детям о природе родного края//Дошкольное воспитание.-1993.-№1.-С.48-49.

Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ