Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.
Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература
Занятие «Сказочные птицы»
Цель. Закреплять навыки работы с природными материалами; совершенствовать умение самостоятельно анализировать схему последовательности действий при создании поделки и выбирать подходящий для нее природный или бросовый материал; развивать воображение, творчество.
Материал и оборудование. Еловые и сосновые шишки, желуди, засушенные травинки, перья, веточки; цветная бумага, фольга, клей, пластилин; маски зверюшек; ширма; песни из мультфильмов (в грамзаписи); скакалки, детские стулья.
Предварительная работа. Просверлить отверстия в шишках, подготовить деревянные черенки (заостренные с двух сторон палочки) (воспитатель); подготовить широкоформатные аппликации и панно из природных материалов (воспитатель и дети).
Ход занятия
Воспитатель создает игровую мотивацию, рассказывая сказку. «В далекой сказочной стране есть удивительный город. Живут в нем дети, которые умеют мастерить разные игрушки из природных материалов. Игрушки эти они дарят малышам. Этот город называется Умей-город. Им правит королева Фантазия. Она такая выдумщица! Ее поделками восхищаются все жители города. А еще она учит всех наслаждаться тишиной и прохладой леса, пением птиц. Учит, как вести себя в лесу. Недавно королева Фантазия объявила о том, что скоро устроит в Умей-городе выставку волшебных сказочных птиц. Принять участие в выставке она пригласила детей-умельцев из других царств-государств, чтобы все смогли полюбоваться красотой и неповторимостью их чудо-птиц».
Воспитатель. А вы хотите принять участие в выставке чудо-птиц?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Тогда посмотрите внимательно на эту схему (модель птицы), выделите составные части поделки. (Туловище, голова, хвост, шея и лапы, клюв, глаза.) Укажите последовательность действий и варианты использования природных материалов, которые лежат на ваших столах. (Сначала туловище из еловой или сосновой шишки; к нему прикрепляем хвост из перьев или травы, шею и лапы из веточек; голову можно сделать из желудя, глаза и клюв из пластилина; украшения — из бумаги или фольги.) Вспомните, как надо скреплять детали. (Заостренные концы веток и перьев смазать клеем и вставить в отверстия.)
Дети начинают трудиться,
Дети с радостью соглашаются
и делятся на строителей
Воспитатель объявляет об
Потом дети-артисты за ширмой
надевают маски и под веселую
музыку скачут через препятствия (стулья),
ходят по канату (разложенной на полу скакалке)
и т. д. В конце занятия все поют любую знакомую
им песню и прощаются с королевой Фантазией.
Заключение
Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.
Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А.П.Захарович, Т.А.Ковальчук, П.Г.Саморукова, Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, И.А.Хайдурова, Л.С.Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В.Г.Грецова, 3.П.Плохий, М.К.Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.
Целесообразно исходить из того, что экологическое воспитание дошкольников возможно при определенных условиях:
С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений целесообразно проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных и растений. Широко привлекать художественную литературу — произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова и других отечественных и зарубежных авторов.
На целевых прогулках, занятиях необходимо подводить детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие — в лесу и т. д.). Одним из средств закрепления полученных знаний являются игры и речевые логические задачи.
Одной из задач работы по экологическому воспитанию дошкольников является формирование у детей знаний о сущности взаимодействия человека и природы. В этой связи необходимо проводить целевые прогулки и наблюдения за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы желательно сопровождать чтением художественной литературы о роли природы в жизни человека, показом иллюстраций.
Кроме того можно для ознакомления с деятельностью взрослых по охране природной среды рассказывать о целях и задачах «зеленых» и «голубых» патрулей; организовывать встречи с юннатами соседней школы и совместно проводить занятие-викторину «Мы знаем и любим природу», «Природа родного края», «Парк весной» и пр. Большой интерес обычно у детей вызывают рассказы о «Красной книге» и рассматривание иллюстраций животных и растений, подлежащих охране.
Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. Проблема эта, как известно, актуальна.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы3.
Естественно, что все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязанно. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества, отражающей опыт взаимодействия человека и природы. Суть экологического воспитания можно свести к тому, что личность, присваивая элементы экологической культуры, приобретает новое качество — экологическую воспитанность, которая проявляется в системе личностных образований — в сознании, деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах. Созданная нами программа экологического образования и воспитания, на наш взгляд, не только «задает» формирование базовых компонентов экологической культуры личности ребенка-дошкольника, но и составляет основу развертывания педагогического процесса в детском саду в разных возрастных группах. Вычленим ведущие идеи и понятия современного естествознания:
Идеи и понятия взаимосвязаны и образуют единую систему знаний о природе для дошкольников. В качестве подсистем в структуру экологического воспитания должны быть включены элементарные знания:
Системы
эти в их взаимосвязи, представляющие
пласт социального, общественно-исторического
и личностного опыта человека, составят
основу ориентировок детей в экологической
культуре, если будут сформированы познавательные
умения. Содержание и уровень познавательных
умений в процессе планирования и подготовки
к занятиям, направленным на воспитание
экологической культуры и природоохранных
навыков у дошкольников, должны быть дифференцированы
в соответствии с возрастными возможностями
детей и соотнесены с конкретными возрастными
группами.
Литература
Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ