Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЗеленаяЗонаДОУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

    С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений целесообразно проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных и растений. Широко привлекать художественную литературу — произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова и других отечественных и зарубежных авторов.

    На  целевых прогулках, занятиях необходимо подводить детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие — в лесу и т. д.).

    Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи.

    Одной из задач  работы по экологическому воспитанию дошкольников является формирование у детей знаний о сущности взаимодействия человека и природы. В этой связи необходимо проводить целевые прогулки и наблюдения за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы желательно сопровождать чтением художественной литературы о роли природы в жизни человека, показом иллюстраций.

    Кроме того можно для ознакомления с  деятельностью взрослых по охране природной  среды рассказывать о целях и  задачах «зеленых» и «голубых»  патрулей; организовывать встречи с юннатами соседней школы и совместно проводить занятие-викторину «Мы знаем и любим природу», «Природа родного края», «Парк весной» и пр. Большой интерес обычно у детей вызывают рассказы о «Красной книге» и рассматривание иллюстраций животных и растений, подлежащих охране.

    Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. Проблема эта, как известно, актуальна.

    Экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества, отражающей опыт взаимодействия человека и природы. В чем суть экологического воспитания? Личность, присваивая элементы экологической культуры, приобретает новое качество — экологическую воспитанность, которая проявляется в системе личностных образований — в сознании, деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах. Созданная нами программа экологического образования и воспитания, на наш взгляд, не только «задает» формирование базовых компонентов экологической культуры личности ребенка-дошкольника, но и составляет основу развертывания педагогического процесса в детском саду в разных возрастных группах. Вычленим ведущие идеи и понятия современного естествознания:

  • целостность живого организма;
  • целостность связей организма со средой обитания;
  • целостность экосистем, в которые живой организм включается в процессе жизни;
  • системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого организма со средой обитания в питании, дыхании, движении и т. д.;
  • детерминированность, определяемость живого неживым, их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность; живые организмы при этом представлены как открытые системы, существующие в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;
  • системная организованность живого в природе;
  • единство человека и природы в системе взаимосвязей — биологических, экологических, аксиологических.

    На  наш взгляд, идеи и понятия взаимосвязаны и образуют единую систему знаний о природе для дошкольников. В качестве подсистем в структуру экологического воспитания должны быть включены элементарные знания

  • о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках;
  • о человеке как живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанном с ней теснейшими узами;
  • о взаимодействии людей с природой;
  • о значении природы в жизни людей.

    Системы эти в их взаимосвязи, представляющие пласт социального, общественно-исторического и личностного опыта человека, составят основу ориентировок детей в экологической культуре, если будут сформированы познавательные умения. Содержание и уровень познавательных умений  в процессе планирования и подготовки к занятиям, направленным на воспитание экологической культуры и природоохранных навыков у дошкольников, должны быть дифференцированы в соответствии с возрастными возможностями детей и соотнесены с конкретными возрастными группами.

    Учитывая  принцип единства сознания и деятельности в развитии личности человека (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), в процессе экологического воспитания должны быть активизированы разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и экологически верное их применение:

  • игровую,
  • трудовую,
  • познавательную,
  • учебную,
  • творческую.

    Подобный  подход дает возможность педагогу на практике применять усвоенные детьми умения:

  • создавать условия для жизнедеятельности живого существа;
  • выращивать растения, ухаживать за животными;
  • оказывать не только конкретную помощь живому существу (на доступном содержании и уровне), но и исправлять последствия негативных воздействий на живой объект, среду;
  • сохранять при взаимодействии целостность живого организма, среды;
  • целесообразно вести себя в природе, осознанно, экологически грамотно решать возникающие в деятельности и общении с природой проблемные ситуации, правильно выбирать форму поведения по отношению к живым существам, среде обитания.

    В экологическом воспитании необходимо акцентировать внимание на формировании таких качеств  личности,   как   сострадание,   ответственность, активная позиция, уверенность в правоте своего поступка. Круг задач  в этой связи охватывает формирование:

  • элементов экологического сознания;
  • экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде;
  • нравственно-ценного опыта общения с природой, экологической культуры деятельности и поведения;
  • гуманного экологически целесообразного отношения к природе.

    Экологического  воспитания предусматривает системный педагогический процесс, включающий взаимосвязанные, последовательно усложняющиеся занятия, разнообразные формы и методы работы в повседневной жизни, разнообразие самостоятельной творческой деятельности.

    Организация и оборудование природной зоны в ДОУ должны быть продуманы так, чтобы обеспечить непрерывный, целенаправленный практический подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой проблеме, как охрана природы. Желательно, чтобы в дошкольном учреждении были парк, огород с теплицей, цветники, экологический кабинет, дендрарий и пр. Но, бесспорно, финансовые трудности, актуальные для большинства современных ДОУ, не позволяют осуществить, реализовать даже необходимый, элементарный минимум предметной среды, ориентированной на полноценное экологическое воспитание. Второй проблемой данного цикла является недостаточность распространения передового опыта воспитателей, экологов и методистов ДОУ.

    Мы  считаем, что одним из условий  эффективного экологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование воспитателей, для чего проводятся семинары-практикумы, консультации, педсоветы в форме «деловых игр», творческие отчеты педагогов ДОУ, открытые занятия.

    Важным  направлением экологического воспитания мы считаем развитие навыков и умений в области природоохранного труда. Большая роль здесь принадлежит семье, поэтому целесообразно привлекать к участию в выходах на природу родителей, организовывать для них викторины, семинары, конференции, совместный труд родителей и детей (например, изготовление кормушек для птиц, заготовка корма).

    Среди возможных форм работы по экологическому воспитания вполне реально проводить  следующие -  дети получают домашние задания, выполнение которых предусматривает участие взрослых: «Продолжи экологическую сказку», «Придумай сказку», «Расскажи, как у тебя дома все готовятся к прилету птиц», «Расскажи и покажи родителям, как нужно ухаживать за комнатными растениями» и т. д.

    В работе по экологическому воспитанию возможно широко использовать художественную литературу (как отмечалось выше), сказки, слайды, диа- и кинофильмы, произведения изобразительного искусства. Организация занятий, бесед, цель которых, сформировать осознанное отношение к проблеме охраны природы, позволяет детям научиться самим формулировать задачи самостоятельной или совместной со взрослыми деятельности, направленной на сохранение окружающей среды и основанной на знании экологии животного и растительного мира.

    Немаловажную  роль в экологическом воспитании играет и работа с природным материалом, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

    Но  самое главное — это непосредственная погруженность детей в мир природы, окружающей их с малых лет. Думаем, что это важнейший момент в организации экологического воспитания, позволяющий добиться необходимых результатов. 

1.2. Условия, средства  и методы экологического  воспитания дошкольников 

    Учитывая  принцип единства сознания и деятельности в развитии личности человека (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), в процессе экологического воспитания должны быть активизированы разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и экологически верное их применение:

  • игровую,
  • трудовую,
  • познавательную,
  • учебную,
  • творческую1.

    Подобный  подход дает возможность педагогу на практике применять усвоенные детьми умения:

  • создавать условия для жизнедеятельности живого существа;
  • выращивать растения, ухаживать за животными;
  • оказывать не только конкретную помощь живому существу (на доступном содержании и уровне), но и исправлять последствия негативных воздействий на живой объект, среду;
  • сохранять при взаимодействии целостность живого организма, среды;
  • целесообразно вести себя в природе, осознанно, экологически грамотно решать возникающие в деятельности и общении с природой проблемные ситуации, правильно выбирать форму поведения по отношению к живым существам, среде обитания.

    В экологическом воспитании необходимо акцентировать внимание на формировании таких качеств  личности,   как   сострадание,   ответственность, активная позиция, уверенность в правоте своего поступка. Круг задач  в этой связи охватывает формирование:

  • элементов экологического сознания;
  • экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде;
  • нравственно-ценного опыта общения с природой, экологической культуры деятельности и поведения;
  • гуманного экологически целесообразного отношения к природе.

    Экологического  воспитания предусматривает системный  педагогический процесс, включающий взаимосвязанные, последовательно усложняющиеся занятия, разнообразные формы и методы работы в повседневной жизни, разнообразие самостоятельной творческой деятельности.

    Организация и оборудование природной зоны в ДОУ должны быть продуманы так, чтобы обеспечить непрерывный, целенаправленный практический подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой проблеме, как охрана природы. Желательно, чтобы в дошкольном учреждении были парк, огород с теплицей, цветники, экологический кабинет, дендрарий и пр. Но, бесспорно, финансовые трудности, актуальные для большинства современных ДОУ, не позволяют осуществить, реализовать даже необходимый, элементарный минимум предметной среды, ориентированной на полноценное экологическое воспитание. Второй проблемой данного цикла является недостаточность распространения передового опыта воспитателей, экологов и методистов ДОУ.

    Одним из условий эффективного экологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование воспитателей, для чего проводятся семинары-практикумы, консультации, педсоветы в форме «деловых игр», творческие отчеты педагогов ДОУ, открытые занятия.

Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ