Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЗеленаяЗонаДОУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

№ 119

Тема: «Совместная  экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ» 

        Содержание

Введение

Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников

    1. Экологическое воспитание в ДОУ
    2. Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
    3. Роль и место экологического воспитания в развитии личности

Глава 2. Особенности совместной экологической  деятельности взрослых и детей в  зеленой зоне ДОУ

    1. Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
    2. Зеленая зона ДОУ

Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне

    1. Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
    2. Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной  деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания

Заключение

Литература

Приложение 

Введение 

    Актуальность  проблемы. Экологическое   воспитание   представляет собой новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного  ознакомления детей с природой.

    Теоретические  основы  экологического  воспитания дошкольников представлены в различных  психолого-педагогических исследованиях (И.А.Хайдурова, П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева  и др.), в монографии С.Н.Николаевой «Общение с природой начинается с детства» (Пермь, 1992). Суть нового направления заключается в следующем.

    В период дошкольного детства в  процессе целенаправленного   педагогического   воздействия   у  детей   можно  сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям,  объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и  различных  форм  взаимодействия  ребенка  с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что живое, в том числе и человек,  имеет определенные потребности,   удовлетворить   которые   может   лишь   при наличии определенных внешних условий — среды обитания, пригодной   для   того   или   иного   организма.   Иначе каждое, каждое  существо  должно  иметь  свой   «дом»,   в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников   —   это   и   есть   познание   живого, которое рядом   с   ребенком,   во   взаимосвязи   со   средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

  Осознанно-правильное отношение рассматривается как  совокупность знания и активных проявлений ребенка:

  • интереса к явлениям природы;
  • понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия;
  • понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий;
  • эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.

    Важно при этом, что красота рассматривается  с экологических позиций: красота  гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

    Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его  знакомят с разнообразием растений и животных,  которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

    К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.

    Кроме того, следует отметить, что проблема взаимоотношения человека с природой – актуальнейший вопрос современности. В публикациях последних лет  отмечено судьбоносное для всего  человечества экологическое неблагополучие в мире. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшиеся в результате интенсивной производственной деятельности, угрожает здоровью и жизни людей, а особенно детей. Публикации высвечивают и другую сторону проблемы – невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания у большой части современного социума. Несомненно, что это является следствием недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения нашей планеты правильное отношение к природе.

      Совершенно очевидно, что формировать такое отношение следует начинать задолго до того времени, как человек становится взрослым. Этот процесс имеет свое начало еще в дошкольном детстве, то есть на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение.

      Идея приобщения человека к  природе, к ее познанию имеет  глубокие корни в педагогической  науке. Выдающиеся мыслители и  педагоги прошлого, такие, как  Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский,  видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Широко известно, что К.Д.Ушинский рассматривал природу как важнейший фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день, К.Д.Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы?! После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой» (48, с.389).

      В двадцатом столетии идею использования природы как средства всестороннего воспитания дошкольников развивали Е.И.Тихеева, Э.И.Залкинд, С.А.Веретенникова и многие другие педагоги и методисты. Формирование мышления посредством изучения природы, познания ее законов и всеобщей взаимосвязи происходящих в ней процессов – все эти вопросы связаны теснейшим образом связаны между собой. Их комплексное исследование исключительно актуально для современного этапа развития педагогических идей, для поиска правильных, наиболее эффективных путей формирования экологического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для  становления и развития полноценных интеллектуальных и  нравственных  качеств  подрастающего  поколения.

        Во многих педагогических и  психологических исследованиях  сегодняшнего дня обоснованы доступность для детей старшего дошкольного возраста о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А.П.Захаревич, Т.А.Ковальчук, П.Г.Саморукова, Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, И.А.Хайдурова, Л.С.Игнаткина и др.; о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В.Г.Грецова, З.П.Плохий, М.К.Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.

    Таким образом, роль и место экологического воспитания в развитии личности ребенка  трудно переоценить, но литературы, отражающей практическую сторону развития данной проблемы крайне недостаточно на сегодняшний день. Именно этот факт и обусловил актуальность темы данной ВКР.

       Объект исследования – дети дошкольного возраста; предмет исследования – экологическое воспитание личности.

      Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

      Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности. 

      В связи с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой целесообразно решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по исходной теме.
  2. Раскрыть закономерности и принципы воспитания.
  3. Рассмотреть сущность и специфика экологического воспитания.
  4. Проанализировать роль и место экологического воспитания

      в развитии личности  ребенка  дошкольного возраста.

  1. Разработать комплекс занятий, направленных на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

        Методы исследования:

  • наблюдение за деятельность детей,
  • беседа с педагогами ДОУ, воспитанниками и их родителями,
  • анализ продуктов деятельности детей,
  • анализ деятельности дошкольников.

           Методологической основой исследования являются:

  • теория онтогенистического развития (К.Бюлер, С.Холл, В.Штерн),
  • теория диалогичности сознания (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.Бубер, С.Л.Франк)
  • концепция становления личности (М.М.Бахтин, Л.Н.Гумилев, С.Л.Рубинштейн, П.А.Флоренский).

    Практическая  значимость работы.  Данные, полученные в нашей работе, могут быть полезны:

  • воспитателям ДОУ,
  • родителям, имеющим детей дошкольного возраста, студентам вузов для дальнейшего изучения данной проблемы.

        Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа представлена тремя частями: введение, основная часть и заключение. Введение раскрывает основные элементы работы – актуальность выбранной темы, предмет и объект исследования, цель работы, рабочую гипотезу, методологическую основу исследования, задачи исследования и структуру ВКР. Основная часть работы представлена двумя главами, каждая из которых разделена на параграфы для детализации заявленного в тематике главы материала, с целью более многоаспектного анализа исходной проблемы. Заключение содержит выводы и обобщения по всей работе. Завершается работа списком литературы. 

Глава 1.

Специфика экологического воспитания дошкольников

1.1. Экологическое воспитание  в ДОУ 

    Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в  детском саду. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.

    Во  многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А.П.Захарович, Т.А.Ковальчук, П.Г.Саморукова, Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, И.А.Хайдурова, Л.С.Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В.Г.Грецова, 3.П.Плохий, М.К.Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.

    Целесообразно исходить из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях:

  • формировании элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);
  • понимании важности охраны окружающей природы;
  • воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.

Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ