Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЗеленаяЗонаДОУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

    На  нравственное развитие детей большое  влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. С дошкольниками может быть организована уборка и очистка от лесного и бытового мусора своего постоянного места — тропы, поляны, лужайки. Это мероприятие имеет огромное воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор взрослым и детям можно в рабочих перчатках, его также можно накалывать на палки и складывать в специальные мешки, которые потом отнесут в контейнеры. Лес, природная зона, куда дети с воспитателями и родителями регулярно ходят на прогулки, в походы, — это их дом в широком понимании. Надо приучать их любить свой дом, заботиться о нем, наводить в нем порядок. Правильная организация этой части похода очень важна — взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.

    Эстетическое  воспитание детей на природе начинается с демонстрации чистоты — педагоги показывают, что красива любая территория, если она чистая, ухоженная. И наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми даже при наличии ярких цветущих растений. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях: кружево листвы деревьев, просветы голубого неба и ажурная тень от нее на земле; стремительный полет ласточек, стрекоз, сверканье их крыльев на солнце; чарующее порханье бабочек среди цветов, деловитость мохнатых шмелей и многое другое. Конечно, воспитатель должен показать красоту самих растений — их нежную весеннюю или сочную летнюю зелень листьев, праздничный осенний наряд, цветы любой формы, окраски и размера. Взрослые обращают внимание детей (и сами восторгаются) на свисающие ветки ивы, пушистые шарики розового клевера, стройный и высокий иван-чай... Красота есть повсюду, воспитатель побуждает детей самих находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять.

    Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к экскурсии начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Предлагает им начать сборы: смастерить игрушечные бинокли, чтобы лучше все рассмотреть, подобрать рюкзак или поясную сумку, перчатки для труда, спортивную обувь и головной убор от солнца, пару целлофановых пакетов, которые можно надеть поверх обуви, если надо будет проходить влажные или грязные места, пакет для сбора интересного природного материала.  
 

3.2. Система занятий  и игр, ориентированная  на активизацию  совместной  деятельности

взрослых  и детей в зеленой  зоне ДОУ 

в процессе экологического воспитания 

    Нами  разработан комплекс игр и игровых  занятий, которые ориентированы  не только на формирование экологической  культуры у детей дошкольного  возраста в условиях зеленой зоны ДОУ, но и на активизацию совместной деятельности ребенка и взрослого, как источника познавательной активности ребенка, его исследовательский интерес к окружающему миру, формирование его личностной значимости и самооценки. 

                                                     «Птицы»

    Цель. Расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулирование чувства эмпатии. Развитие воображения.

    Время проведения — 20 минут.

    Материал  и оборудование: иллюстрации с изображением птиц, сюжетные картинки, иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья птиц, магнитофонная запись «Голоса птиц», карандаши, фломастеры, краски.

    Рекомендации  к проведению упражнения.

  Предложить  детям представить, что они оказались  в весеннем лесу, послушать голоса птиц (магнитофонная запись). Выбрать понравившиеся звуки, рассказать, какая птица может издавать такие звуки. Выбрать перышки, которые могли бы быть в ее оперении. Нарисовать птицу, придумать ей свое название. Затем воспитатель дает детям иллюстрации с изображением птиц, предлагает выбрать похожую. Далее показывает детям сюжетные картинки с изображением птиц в разные сезоны и предлагает рассказать о заботах птиц в эти периоды. Задание можно усложнить: предложить детям представить себя птицей, летящей высоко в воздухе, рассказать о своих ощущениях, поиграть, фантазируя на тему «Если бы я был птицей...» 

Сюжетно-ролевая  игра-занятие «Природа — чудесница»

    Цель: показать детям многообразие животного и растительного мира; научить их наблюдать за жизнью природы.

    Оборудование: картинки и игрушки, изображающие животных и растения.

                                      Ход занятия

    Воспитатель.

    Когда ты идешь по тропинке лесной,

    Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

    Одно  «почему?» меж деревьями мчится,

    Летит по пятам за неведомой птицей.

    Другое  —

    Пчелою  забралось в цветок

    А третье — лягушкою скок в ручеек.

    «Что?»   мышкой   шныряет   под   листьями   в норах.

    «Кто?»  ищет в кустах притаившийся шорох,

    Сидит «Отчего?» на зеленом листке,

    «Куда?»  полетело верхом на жуке,

    «Зачем?»  вслед за ящеркой влезло на пень.

    Вопрос  за вопросом. И так целый день.

    Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем,

    Ответы  искать под зеленым шатром.

    Давайте отправимся в лес. Не за грибами и  не за ягодами, а за... чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов — и одно чудо за другим удивит вас. Вот... протянул руку к листику, а он... вспорхнул и полетел. «Гляжу: опавший лист опять взлетел на ветку. То бабочка была». Разве не удивительно. А вот белка! Крыльев нет, а с дерева на дерево, как птица, перелетает. Разве не чудо? А маленький муравьишка? И как он не заблудится? Как дорогу домой находит? Почему ландыши растут только в лесу, а васильки — только в поле? Почему подосиновики вы найдете под осинами, а подберезовики — под березами? Отчего птицы поют?

    В природе во всем строгий порядок, все в ней взаимосвязано. По своим  непреложным законам живут и  растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери. А может быть, эти законы несправедливы? Почему и филин за зайцем охотится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц — ни за кем? Хищных зверей иногда называют «разбойниками», «злодеями», а ведь в природе нет ни плохих зверей, ни хороших: все они важны, и все они нужны.

    Может, кто-то думает, что хищникам легко  живется: они сильные, у них острые зубы, цепкие когти. А за кем они охотятся, беззащитные бедняги? Это не так. У каждого живого существа есть то, что помогает ему выжить: у оленя — рога и сильные ноги; у черепахи — твердый панцирь; у зайца -чуткие уши, зоркие глаза, быстрые лапы; птицы быстро летают; пчела жалит; еж свернется клубочком, иголки растопырит — попробуй, съешь его.

    Но  выживают только самые сильные, самые  проворные, самые выносливые — те, кто приспособлен к нелегкой, полной опасности жизни. Словом, отправляясь  в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернешься. И вот что удивительнее всего: лесных чудес с каждой вашей прогулкой будет все больше и больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны.

    Домашнее  задание: подготовить рассказ о том, с какими чудесами повстречались, гуляя по лесу с родителями. 

Загадки Морского царя.

       Программное содержание.

  1. Познакомить с необычным хищным морским животным — актинией, ее внешним видом, особенностями образа жизни.
  2. Рассказать о «содружестве» хищной актинии с беззащитными маленькими рыбками-клоунами (амфиприонами).
  3. Способствовать непринужденному речевому общению детей друг с другом и воспитателем на основе совместной творческой деятельности.
  4. Формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности, в том числе в игровой.
  5. Воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны, желание оберегать их. Обогащать словарь (актиния, щупальца).

       Демонстрационный материал.

 Большой конверт (1х1 м), внутренняя поверхность которого представляет собой цветное изображение морского дна с водорослями и кораллами, яркими актиниями и рыбками-клоунами; маленький конверт (30х30 см), внутри которого «фотография» Морского царя, его письмо и подарки для детей: эмблемы (по числу игроков) в форме круга с изображением актинии и рыбки-клоуна; плоскостная цветная модель одной актинии и одной рыбки-клоуна.

       Раздаточный материал.

Узкие полоски разноцветной гофрированной бумаги для конструирования щупалец актиний, водорослей и окраски рыбок-клоунов; глина или пластилин; сухие веточки растений; семена травянистых и культурных растений для рта и украшения тела актинии.

Ход игры-занятия

       После завтрака, непринужденно беседуя с подгруппой детей, воспитатель говорит: «Если у вас есть желание отправиться в увлекательное морское путешествие, то решайте, на чем можно опуститься на морское дно». Выслушав детей и поощрив их оригинальные идеи, воспитатель высказывает предположение, что всем предстоит первое подводное путешествие и оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Воспитатель вместе с детьми превращает ковер в «подводную лодку». Дети удобно рассаживаются в ней. «Лодка готова к погружению? Тогда пусть капитан доложит о готовности. (Заминка детей.) Как? Вы его еще не выбрали? Посоветуйтесь друг с другом и решите, кто из вас будет капитаном и как будет называться наша лодка». Потом воспитатель предлагает: если команда не возражает, то он будет исполнять роль ученого, который поможет команде увидеть и открыть тайны морских глубин.

       Если познавательная игра проводится  в вечернее или зимне-осеннее  время, то воспитатель вместе  с детьми создают в групповой комнате полумрак: гасят яркий свет, задвигают шторы, включают цветной светильник или гирлянду из разноцветных лампочек.

       Раздается команда к погружению. Во время «погружения» звучит  музыка из Пятой картины оперы  Н. Римского-Корсакова «Садко»  и дети с помощью движений рук и тела имитируют погружение подводной лодки. «Слышите музыку? — спрашивает воспитатель.— Это голос моря. О чем он нам говорит? Закройте глаза и представьте картину подводного мира. Что вы видите?» (Ответы детей с закрытыми глазами.) В это время помощник воспитателя кладет большой и маленький конверты на пол. «Капитан, смотрите! — восклицает воспитатель.— Прямо по курсу видны два странных предмета. Что будем делать?» Воспитатель с детьми «подплывают» к конвертам.

       Если в группе есть умеющие читать дети, то они вместе с воспитателем могут прочесть, от кого приплыли эти два удивительных «сундучка» и какой из них первым можно открыть. Воспитатель, уважая желание детей открыть большой конверт, пытается убедить их в том, что в любой игре бывают большие и маленькие тайны и если открыть большой конверт, то, наверно, исчезнет большая тайна и играть станет неинтересно. (Окончательный вариант решения проблемы принадлежит детям.)

       Открыв маленький конверт, дети  рассматривают «фотографию» Морского царя и читают вместе с воспитателем его послание. «Здравствуйте, гости дорогие! Пишет вам владыка всех морей и океанов — Морской царь. Я знаю, что вы любите путешествовать по подводному царству. Оно вам нравится. А каких моих морских друзей вы знаете? (Дети перечисляют уже знакомых им обитателей моря, реки.) Я знаю, что вы любите загадывать и отгадывать загадки. Верно? Я посылаю вам вот в этом большом «сундучке» две мои самые любимые морские загадки. Прежде чем открыть его, вы должны отгадать, что обозначают три волшебных слова. Готовы? Первое слово — «клоун». Кого можно так назвать? (Ответы детей.) Второе и третье слова — «спящая красавица». Что они обозначают? Кого бы вы назвали спящей красавицей? Если вы отгадали три моих волшебных слова, то я, Морской царь, разрешаю вам открыть большой «сундучок» с морскими загадками. Желаю успеха!»

      Дети вместе с воспитателем  разворачивают конверт с нарисованными водорослями, разноцветными актиниями и рыбками-клоунами, суетящимися у актиний со щеточками, прячущимися во рту и щупальцах актиний, оттаскивающими остатки рыбьих скелетов от актиний. Разгорается дискуссия: «Что же это такое?» Воспитатель дает детям возможность идти к решению проблемы самостоятельно, но опираясь на его внутреннюю поддержку.

Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ