Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.
Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература
На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. С дошкольниками может быть организована уборка и очистка от лесного и бытового мусора своего постоянного места — тропы, поляны, лужайки. Это мероприятие имеет огромное воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор взрослым и детям можно в рабочих перчатках, его также можно накалывать на палки и складывать в специальные мешки, которые потом отнесут в контейнеры. Лес, природная зона, куда дети с воспитателями и родителями регулярно ходят на прогулки, в походы, — это их дом в широком понимании. Надо приучать их любить свой дом, заботиться о нем, наводить в нем порядок. Правильная организация этой части похода очень важна — взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.
Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации чистоты — педагоги показывают, что красива любая территория, если она чистая, ухоженная. И наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми даже при наличии ярких цветущих растений. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях: кружево листвы деревьев, просветы голубого неба и ажурная тень от нее на земле; стремительный полет ласточек, стрекоз, сверканье их крыльев на солнце; чарующее порханье бабочек среди цветов, деловитость мохнатых шмелей и многое другое. Конечно, воспитатель должен показать красоту самих растений — их нежную весеннюю или сочную летнюю зелень листьев, праздничный осенний наряд, цветы любой формы, окраски и размера. Взрослые обращают внимание детей (и сами восторгаются) на свисающие ветки ивы, пушистые шарики розового клевера, стройный и высокий иван-чай... Красота есть повсюду, воспитатель побуждает детей самих находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять.
Оздоровительное,
воспитательное и развивающее значение
для детей имеют лишь те походы,
которые правильно подготовлены
и организованы. Природное окружение
должно быть хорошо обследовано и изучено
взрослыми, что позволит точно составить
маршрут, спланировать время и место остановок,
отдыха, привала, позволит определить
содержание наблюдений и других видов
деятельности. Подготовка к экскурсии
начинается за несколько дней: воспитатель
сообщает детям, куда они пойдут, с какой
целью. Предлагает им начать сборы: смастерить
игрушечные бинокли, чтобы лучше все рассмотреть,
подобрать рюкзак или поясную сумку, перчатки
для труда, спортивную обувь и головной
убор от солнца, пару целлофановых пакетов,
которые можно надеть поверх обуви, если
надо будет проходить влажные или грязные
места, пакет для сбора интересного природного
материала.
3.2. Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности
взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
в
процессе экологического
воспитания
Нами
разработан комплекс игр и игровых
занятий, которые ориентированы
не только на формирование экологической
культуры у детей дошкольного
возраста в условиях зеленой зоны ДОУ,
но и на активизацию совместной деятельности
ребенка и взрослого, как источника познавательной
активности ребенка, его исследовательский
интерес к окружающему миру, формирование
его личностной значимости и самооценки.
«Птицы»
Цель. Расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулирование чувства эмпатии. Развитие воображения.
Время проведения — 20 минут.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением птиц, сюжетные картинки, иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья птиц, магнитофонная запись «Голоса птиц», карандаши, фломастеры, краски.
Рекомендации к проведению упражнения.
Предложить
детям представить, что они оказались
в весеннем лесу, послушать голоса птиц
(магнитофонная запись). Выбрать понравившиеся
звуки, рассказать, какая птица может издавать
такие звуки. Выбрать перышки, которые
могли бы быть в ее оперении. Нарисовать
птицу, придумать ей свое название. Затем
воспитатель дает детям иллюстрации с
изображением птиц, предлагает выбрать
похожую. Далее показывает детям сюжетные
картинки с изображением птиц в разные
сезоны и предлагает рассказать о заботах
птиц в эти периоды. Задание можно усложнить:
предложить детям представить себя птицей,
летящей высоко в воздухе, рассказать
о своих ощущениях, поиграть, фантазируя
на тему «Если бы я был птицей...»
Сюжетно-ролевая игра-занятие «Природа — чудесница»
Цель: показать детям многообразие животного и растительного мира; научить их наблюдать за жизнью природы.
Оборудование: картинки и игрушки, изображающие животных и растения.
Воспитатель.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно
«почему?» меж деревьями
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое —
Пчелою забралось в цветок
А третье — лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах.
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «Отчего?» на зеленом листке,
«Куда?» полетело верхом на жуке,
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом. И так целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем,
Ответы искать под зеленым шатром.
Давайте отправимся в лес. Не за грибами и не за ягодами, а за... чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов — и одно чудо за другим удивит вас. Вот... протянул руку к листику, а он... вспорхнул и полетел. «Гляжу: опавший лист опять взлетел на ветку. То бабочка была». Разве не удивительно. А вот белка! Крыльев нет, а с дерева на дерево, как птица, перелетает. Разве не чудо? А маленький муравьишка? И как он не заблудится? Как дорогу домой находит? Почему ландыши растут только в лесу, а васильки — только в поле? Почему подосиновики вы найдете под осинами, а подберезовики — под березами? Отчего птицы поют?
В природе во всем строгий порядок, все в ней взаимосвязано. По своим непреложным законам живут и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери. А может быть, эти законы несправедливы? Почему и филин за зайцем охотится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц — ни за кем? Хищных зверей иногда называют «разбойниками», «злодеями», а ведь в природе нет ни плохих зверей, ни хороших: все они важны, и все они нужны.
Может, кто-то думает, что хищникам легко живется: они сильные, у них острые зубы, цепкие когти. А за кем они охотятся, беззащитные бедняги? Это не так. У каждого живого существа есть то, что помогает ему выжить: у оленя — рога и сильные ноги; у черепахи — твердый панцирь; у зайца -чуткие уши, зоркие глаза, быстрые лапы; птицы быстро летают; пчела жалит; еж свернется клубочком, иголки растопырит — попробуй, съешь его.
Но выживают только самые сильные, самые проворные, самые выносливые — те, кто приспособлен к нелегкой, полной опасности жизни. Словом, отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернешься. И вот что удивительнее всего: лесных чудес с каждой вашей прогулкой будет все больше и больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны.
Домашнее
задание: подготовить рассказ о том,
с какими чудесами повстречались, гуляя
по лесу с родителями.
Загадки Морского царя.
Программное содержание.
Демонстрационный материал.
Большой конверт (1х1 м), внутренняя поверхность которого представляет собой цветное изображение морского дна с водорослями и кораллами, яркими актиниями и рыбками-клоунами; маленький конверт (30х30 см), внутри которого «фотография» Морского царя, его письмо и подарки для детей: эмблемы (по числу игроков) в форме круга с изображением актинии и рыбки-клоуна; плоскостная цветная модель одной актинии и одной рыбки-клоуна.
Раздаточный материал.
Узкие полоски разноцветной гофрированной бумаги для конструирования щупалец актиний, водорослей и окраски рыбок-клоунов; глина или пластилин; сухие веточки растений; семена травянистых и культурных растений для рта и украшения тела актинии.
Ход игры-занятия
После завтрака, непринужденно беседуя с подгруппой детей, воспитатель говорит: «Если у вас есть желание отправиться в увлекательное морское путешествие, то решайте, на чем можно опуститься на морское дно». Выслушав детей и поощрив их оригинальные идеи, воспитатель высказывает предположение, что всем предстоит первое подводное путешествие и оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Воспитатель вместе с детьми превращает ковер в «подводную лодку». Дети удобно рассаживаются в ней. «Лодка готова к погружению? Тогда пусть капитан доложит о готовности. (Заминка детей.) Как? Вы его еще не выбрали? Посоветуйтесь друг с другом и решите, кто из вас будет капитаном и как будет называться наша лодка». Потом воспитатель предлагает: если команда не возражает, то он будет исполнять роль ученого, который поможет команде увидеть и открыть тайны морских глубин.
Если познавательная игра
Раздается команда к
Если в группе есть умеющие читать дети, то они вместе с воспитателем могут прочесть, от кого приплыли эти два удивительных «сундучка» и какой из них первым можно открыть. Воспитатель, уважая желание детей открыть большой конверт, пытается убедить их в том, что в любой игре бывают большие и маленькие тайны и если открыть большой конверт, то, наверно, исчезнет большая тайна и играть станет неинтересно. (Окончательный вариант решения проблемы принадлежит детям.)
Открыв маленький конверт,
Дети вместе с воспитателем разворачивают конверт с нарисованными водорослями, разноцветными актиниями и рыбками-клоунами, суетящимися у актиний со щеточками, прячущимися во рту и щупальцах актиний, оттаскивающими остатки рыбьих скелетов от актиний. Разгорается дискуссия: «Что же это такое?» Воспитатель дает детям возможность идти к решению проблемы самостоятельно, но опираясь на его внутреннюю поддержку.
Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ