Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЗеленаяЗонаДОУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

      «Может, это (показывает на актинии)  цветы?» — спрашивает воспитатель. Если дети соглашаются с ним, просит найти листья и тоненький стебелек. Кто-то высказывает предположение о том, что это рыба. Тогда воспитатель просит показать хвост, голову, плавники, чешую. Возможно, кто-то ротовое отверстие актинии по ассоциации примет за человеческий глаз, в этом случае другие дети тут же отвергнут это предположение вопросами: «А где тогда у него руки, ноги?»

       «Так что же это такое? Если  это существо не человек, не растение, то кто же?» Воспитатель пересказывает отрывок из книги М. Александрова «Самый-самый» (М.: Малыш, 1976). «Это морское животное похоже на цветок и называется актинией». Воспитатель предлагает детям повторить «имя» прекрасной незнакомки громко, тихо, шепотом и продолжает свой рассказ:

      — Актиния торчит себе на одном месте, словно дремлет. Но вот приближается к актинии стайка шустрых мальков. «Спящая красавица» мигом просыпается, напрягает ядовитые щупальца — пап! Прощай, малек, пойдешь хищнице на завтрак. (По ходу рассказа воспитатель обыгрывает его содержание с помощью цветных плоскостных моделей актинии и любой рыбы небольшого размера.) Теперь догадались, про какую спящую красавицу спрашивал Морской царь? Значит, мы отгадали первую его загадку. Как же зовут эту хищницу? Докажите, что это не цветок, а животное! (Вместо лепестков ядовитые щупальца, в которых спрятаны ниточки с ядовитыми пузырьками, питается рыбой и т. д.)

      А про кого мы еще не отгадали  загадку? Какого клоуна Морской  царь спрятал на морском дне?  Почему этих маленьких рыбок можно назвать клоунами? Верно, они полосатые, золотисто-желтые, черные, красные, с широкими белыми полосками. Их окраска похожа на одежду цирковых клоунов. Этих рыбок действительно зовут клоунами».

      Воспитатель может предложить  детям сосчитать актиний, рыбок-клоунов с красными полосками, с черными, определить их величину, расположение. «Ой! до чего же смешно! — улыбаясь, восклицает воспитатель.— Эти клоуны крутятся вокруг актиний со щеточками, одна рыбка даже в рот ей залезла. А ведь актиния — хищница, питается мелкими рыбешками, а этих рыбок-клоунов не трогает. Как же так?» Выслушав ответы детей, рассказывает о взаимоотношениях между двумя морскими животными: актинией и рыбами-клоунами, используя содержание главы «Содружество в воде» из энциклопедии «Мир животных» И. Акимушкина (М Молодая гвардия, 1974).

Примерный рассказ воспитателя.

        «Рыбки-клоуны весь день суетятся около актинии. Рыбки ее чистят, ведь сама она этого делать не может: актиния не передвигается. Они очищают ее щупальца от остатков пищи, которые тут же поедают, и уносят подальше кости съеденных ею рыб. Когда рыбки снуют возле актинии, они «перемешивают» плавниками воду и актинии легче дышится. Рыбки-клоуны подманивают добычу: они ведь яркие, их издалека видно. Кроме того (это особенно интересно), рыбки-клоуны кормят актиний! Экспериментаторы бросали около актинии — сантиметрах в двадцати от нее — кусок мяса. Рыбешки сейчас же подплывали к мясу. Одна из них хватала ртом этот кусок и тащила к актинии, хотя и нелегко ей было. Вот актиния уже может дотянуться до мяса щупальцами, она хватает его и прижимает ко рту. Тогда и клоуны принимаются за еду: отрывают кусочки мяса и торопливо глотают их».

       «Теперь вы знаете, почему хищная  актиния, питаясь рыбой, не трогает маленьких клоунов? — уточняет воспитатель.— Конечно же, они «дружат». А актиния помогает своим маленьким друзьям защищаться от крупных рыб. Расскажите, как она это делает».

       Обобщая высказывания детей, основанные на картинке большого «сундучка», воспитатель говорит о том, как, спасаясь от врагов, рыбки «ныряют» в гущу ядовитых щупалец, высунут на минуту голову, чтобы посмотреть, не миновала ли опасность, и опять спрячутся. Некоторые ученые утверждают, что рыбки-клоуны забираются даже в «рот» актинии и там дожидаются, пока «враг» не оставит их в покое. Если вы попытаетесь извлечь рыбешек из щупалец актинии, она лишь плотнее сожмет их. Как только вы уберете руку, актиния отпускает «пленниц» на свободу. Вот какая удивительная «дружба» у морских животных: хищниц-актиний и маленьких беззащитных рыб-клоунов! Спросите своих мам, пап, бабушек и дедушек: знают ли они об этой подводной «дружбе»? О чем вы расскажете им?»

       Воспитатель предлагает детям  поиграть в это «содружество»: группа детей превращается в рыбок-клоунов и мелких рыбешек, другая — в одну большую актинию, третья — в хищную рыбу, притаившуюся в зарослях водорослей.

Игровые ситуации.

1. «Завтрак актинии» (показ процесса захвата мелких рыбешек). Уборка «дома».

2. Игры клоунов возле актинии. Встреча с хищной рыбой. Укрытие во рту, в щупальцах актинии.

       После игры воспитатель говорит  детям о появившемся у него желании сконструировать - «сфотографировать» на память небольшой кусочек дна моря со «спящей красавицей», «клоуном», морскими водорослями, ракушками и т. д. и предлагает принять в этом участие.

      В процессе аппликации (рисования)  воспитатель находит в работе  каждого ребенка нечто такое,  чего нет у другого: интересное  цветовое решение, причудливость щупалец, оригинальный «рот» или изогнувшуюся «ножку» у актинии, длинные «водоросли» из гофрированной бумаги, которыми кто-то из детей обвертывает сухие веточки и т. д.

      «Фотографии морского дна» дети  объединяют в единую композицию — одну большую «фотографию» на память о морском путешествии.

      Воспитатель напоминает «путешественникам» о необходимости сохранения чистоты «морских глубин», призывает собрать «отходы» в большой целлофановый пакет, поместить в «подводную лодку», чтобы после «всплытия» отвезти в специально отведенное для этого место.

      Звучит сигнал на «всплытие» — музыка Н. Римского-Корсакова из оперы «Садко», и команда подводной лодки, забрав на память «фотографии» морского дна, возвращается в порт.

      Во время «всплытия» воспитатель неожиданно для всех детей обнаруживает маленький пакетик, на котором написано, что это «подарок Морского царя» то есть эмблемы в форме круга с нарисованными на них актинией и маленькими рыбками-клоунами.

      Раздав «подарки» морского царя, воспитатель с таинственным видом сообщает, что у морей и океанов есть очень много тайн и что если дети хотят «открыть» еще одну из них, то в следующий раз можно опять отправиться в подводное путешествие.

      Далее нами были предложены  и апробированы варианты некоторых игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста, которые целесообразно проводить с небольшой подгруппой. 

«Угадай, какой ты зверь»

      Дидактическая задача.

Уточнить  и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

      Оборудование.

Картинки  с изображением животных.

      Игровое действие.

Отгадать, какое животное изображено на картинке.

      Игровое правило. 

Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».

Ход игры.

      Воспитатель прикрепляет, на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он  стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.

      Игра повторяется несколько раз  с заменой картинки, изображающей  животного, и заменой отгадывающего ребенка.

      Игру можно варьировать, предлагая  детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных  групп животных.

    Детям предложить выбрать роль какого-либо животного и своим поведением дать характеристику животному.

      Усложняя игру, можно исключить  наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений». 

«Назови меня»

      Дидактическая задача.

Уточнить  знания детей о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных; развивать способность создавать «образ» животного, используя мимику и жесты.

     Игровое действие.

Имитация  повадок животных.

      Игровое правило. 

Имитировать повадки животных молча.

Ход игры.

     Воспитатель предлагает детям загадать любого представителя фауны (каждому по отдельности). Затем они по очереди изображают это животное, пытаясь как можно точнее передать характерные особенности его поведения с помощью мимики и жестов.

      Игру можно усложнить, предложив двум — трем детям изобразить одно животное.

«Хищник — добыча»

      Дидактическая задача.

Упражнять детей в установлении связи «хищник — добыча».

      Игровое действие.

Ловля «добычи хищниками».

      Игровые правила.

Пойманным считается то животное, которым питается данный хищник. Начинать салить можно только по сигналу воспитателя.

Ход игры.

      Воспитатель выбирает двух детей  и предлагает каждому из них  назвать любое известное им  животное-хищника. Остальным участникам игры раздает картинки с изображением разных животных. По сигналу воспитателя «хищники» ловят свою «добычу», например, лиса ловит зайца, утку, суслика, фазана, мышь, ежа, лягушку... Побеждает тот, кто поймает больше «своей» добычи.

      По мере усвоения правил количество  «хищников» можно увеличить до трех— пяти. 

«Лисы и зайцы»

      Дидактическая задача.

Уточнить  и закрепить представления об особенностях образа жизни и повадках животных; подвести к установлению взаимосвязей между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания.

       Игровое действие.

Ловля «добычи».

      Игровые правила. 

Если  то, что говорит ведущий, правильно, то лисы ловят зайцев, если — нет, то зайцы ловят лис. Ловить можно только по сигналу воспитателя. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

Ход игры.

      Воспитатель делит детей на  две команды и ставит их  на небольшом расстоянии лицом  друг к другу. На расстоянии 20—25 шагов позади каждой команды линией обозначается ее дом. Ведущий говорит:

      «Лошадь питается травой» (лисы  ловят зайцев, стараясь догнать их прежде, чем они пересекут линию дома; каждый пойманный переходит в команду соперника).

      Игру можно усложнить, предлагая  детям менее очевидные высказываний (например, «еж питается растительной пищей»).

      Игру можно варьировать, предлагая задания сенсорного характера (на лугу много розовых цветов клевера), понятийного характера (мышь делает запасы на зиму), требующие умения наблюдать (над нами пролетела стайка птиц), идентифицировать (это дерево обгрыз лось) и др.

      Можно видоизменить игру» предлагая детям высказывания об особенностях роста и развития растений, о веживой природе, о рыбах, птицах и т. д.

      Еще один вид деятельности, сопряженный  с игрой и активизирующий заинтересованность  детей в получении знаний естественнонаучного цикла, мы предложили и апробировали в период опытно-экспериметальных действий в ДОУ - конструирование из природных материалов. 

Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ