Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.
Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература
«Может, это (показывает на актинии) цветы?» — спрашивает воспитатель. Если дети соглашаются с ним, просит найти листья и тоненький стебелек. Кто-то высказывает предположение о том, что это рыба. Тогда воспитатель просит показать хвост, голову, плавники, чешую. Возможно, кто-то ротовое отверстие актинии по ассоциации примет за человеческий глаз, в этом случае другие дети тут же отвергнут это предположение вопросами: «А где тогда у него руки, ноги?»
«Так что же это такое? Если это существо не человек, не растение, то кто же?» Воспитатель пересказывает отрывок из книги М. Александрова «Самый-самый» (М.: Малыш, 1976). «Это морское животное похоже на цветок и называется актинией». Воспитатель предлагает детям повторить «имя» прекрасной незнакомки громко, тихо, шепотом и продолжает свой рассказ:
— Актиния торчит себе на одном месте, словно дремлет. Но вот приближается к актинии стайка шустрых мальков. «Спящая красавица» мигом просыпается, напрягает ядовитые щупальца — пап! Прощай, малек, пойдешь хищнице на завтрак. (По ходу рассказа воспитатель обыгрывает его содержание с помощью цветных плоскостных моделей актинии и любой рыбы небольшого размера.) Теперь догадались, про какую спящую красавицу спрашивал Морской царь? Значит, мы отгадали первую его загадку. Как же зовут эту хищницу? Докажите, что это не цветок, а животное! (Вместо лепестков ядовитые щупальца, в которых спрятаны ниточки с ядовитыми пузырьками, питается рыбой и т. д.)
А про кого мы еще не отгадали
загадку? Какого клоуна
Воспитатель может предложить детям сосчитать актиний, рыбок-клоунов с красными полосками, с черными, определить их величину, расположение. «Ой! до чего же смешно! — улыбаясь, восклицает воспитатель.— Эти клоуны крутятся вокруг актиний со щеточками, одна рыбка даже в рот ей залезла. А ведь актиния — хищница, питается мелкими рыбешками, а этих рыбок-клоунов не трогает. Как же так?» Выслушав ответы детей, рассказывает о взаимоотношениях между двумя морскими животными: актинией и рыбами-клоунами, используя содержание главы «Содружество в воде» из энциклопедии «Мир животных» И. Акимушкина (М Молодая гвардия, 1974).
Примерный рассказ воспитателя.
«Рыбки-клоуны весь день
«Теперь вы знаете, почему хищная актиния, питаясь рыбой, не трогает маленьких клоунов? — уточняет воспитатель.— Конечно же, они «дружат». А актиния помогает своим маленьким друзьям защищаться от крупных рыб. Расскажите, как она это делает».
Обобщая высказывания детей,
Воспитатель предлагает детям поиграть в это «содружество»: группа детей превращается в рыбок-клоунов и мелких рыбешек, другая — в одну большую актинию, третья — в хищную рыбу, притаившуюся в зарослях водорослей.
Игровые ситуации.
1. «Завтрак актинии» (показ процесса захвата мелких рыбешек). Уборка «дома».
2. Игры клоунов возле актинии. Встреча с хищной рыбой. Укрытие во рту, в щупальцах актинии.
После игры воспитатель
В процессе аппликации (рисования)
воспитатель находит в работе
каждого ребенка нечто такое,
чего нет у другого:
«Фотографии морского дна»
Воспитатель напоминает «
Звучит сигнал на «всплытие» — музыка Н. Римского-Корсакова из оперы «Садко», и команда подводной лодки, забрав на память «фотографии» морского дна, возвращается в порт.
Во время «всплытия»
Раздав «подарки» морского
Далее нами были предложены
и апробированы варианты некоторых
игр экологического содержания для детей
старшего дошкольного возраста, которые
целесообразно проводить с небольшой
подгруппой.
«Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача.
Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Оборудование.
Картинки с изображением животных.
Игровое действие.
Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило.
Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры.
Воспитатель прикрепляет, на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько
Игру можно варьировать,
Детям предложить выбрать роль какого-либо животного и своим поведением дать характеристику животному.
Усложняя игру, можно исключить
наглядность (картинку) и предложить
отгадывать «на основе представлений».
«Назови меня»
Дидактическая задача.
Уточнить знания детей о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных; развивать способность создавать «образ» животного, используя мимику и жесты.
Игровое действие.
Имитация повадок животных.
Игровое правило.
Имитировать повадки животных молча.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям загадать любого представителя фауны (каждому по отдельности). Затем они по очереди изображают это животное, пытаясь как можно точнее передать характерные особенности его поведения с помощью мимики и жестов.
Игру можно усложнить,
«Хищник — добыча»
Дидактическая задача.
Упражнять детей в установлении связи «хищник — добыча».
Игровое действие.
Ловля «добычи хищниками».
Игровые правила.
Пойманным считается то животное, которым питается данный хищник. Начинать салить можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель выбирает двух
По мере усвоения правил
«Лисы и зайцы»
Дидактическая задача.
Уточнить и закрепить представления об особенностях образа жизни и повадках животных; подвести к установлению взаимосвязей между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания.
Игровое действие.
Ловля «добычи».
Игровые правила.
Если то, что говорит ведущий, правильно, то лисы ловят зайцев, если — нет, то зайцы ловят лис. Ловить можно только по сигналу воспитателя. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
Ход игры.
Воспитатель делит детей на две команды и ставит их на небольшом расстоянии лицом друг к другу. На расстоянии 20—25 шагов позади каждой команды линией обозначается ее дом. Ведущий говорит:
«Лошадь питается травой» (
Игру можно усложнить,
Игру можно варьировать, предлагая задания сенсорного характера (на лугу много розовых цветов клевера), понятийного характера (мышь делает запасы на зиму), требующие умения наблюдать (над нами пролетела стайка птиц), идентифицировать (это дерево обгрыз лось) и др.
Можно видоизменить игру» предлагая детям высказывания об особенностях роста и развития растений, о веживой природе, о рыбах, птицах и т. д.
Еще один вид деятельности, сопряженный
с игрой и активизирующий
Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ