Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЗеленаяЗонаДОУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

    Большое значение имеют просмотры телепередач  «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.

    Во  время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-махеча, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

    Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). 

Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей  в зеленой зоне ДОУ

2.1. Совместная экологическая  деятельность 

взрослых  и детей 

    Рассмотрим  особенности совместной деятельности взрослых и детей на конкретном примере.

    Экологическое занятие в зеленой зоне.

    Программное содержание. Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе.

    Задачи. Учить выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации. Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы.

    Ход занятия

    Педагог (П.). Если вы отгадаете загадку, то предмет-отгадка появится на первом экране нашего «волшебного телевизора» (рис. см. в Приложении).

    Весной  веселит,

    Летом холодит,

    Осенью  питает,

    Зимой согревает.

    Дети (Д.). Это дерево.

    П. Докажите, что вы дали правильный ответ.

    Д. Весной дерево цветет, благоухает, радует нас своей красотой. Летом в  тени дерева прохладно. Осенью на многих деревьях (на фруктовых: на яблонях, грушах, сливах и т.д.) поспевают плоды. Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печи.

    Загорается  первый экран - появляется дерево.

    П. Поиграем в игру «Хорошо-плохо»? Выросло  высокое дерево. Это хорошо?

    Д. Хорошо - прохлада, чистота, свежий воздух, красота, здоровье и т.д.

    П. А может, плохо?

    Д. Закрывает свет солнца, во время  сильного ветра высокое дерево может  упасть, что-нибудь разрушить...

    П. Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей. Каков же идеальный конечный результат (ИКР)?

    Д. Деревья надо обрезать, старые, гнилые вырубать, сажать и выращивать новые.

    П. (открывая второй экран). Что вы видите?

    Д. Части дерева.

    П. Назовите их и опишите.

    Д. Ствол дерева: внизу толстый, вверху тоньше, покрыт корой. От ствола идут ветки, на них иголки или листья, в плодах семена. Корни находятся глубоко в земле, их не видно.

    П. Что случится, если у дерева повредить кору?

    Вспоминаем рассказ ЛЯ. Толстого «Яблони».

    Д. Дерево может погибнуть, а болеть будет обязательно.

    П. А что будет, если у дерева подрезать ветки?

    Д. Если не очень коротко, то крона станет еще гуще.

    П. Может дерево жить без корней?

    Д. Нет, корнями дерево крепко держится в земле, корни «берут» из почвы воду, минеральные вещества.

    П. Хотите, чтобы загорелся третий экран? Тогда отгадайте загадку.

    Дом со всех сторон открыт.

    Он  резною крышей крыт.

    Заходи  в зеленый дом -

    Чудеса  увидишь в нем!

    Д. Может быть, это лес?

    П. Давайте поразмышляем.

    Д. В лес можно зайти с любой  стороны: у него нет дверей. В лесу растет много деревьев, летом они все зеленые, поэтому дом зеленый. Раз деревьев много, то, если пойдет дождь, можно спрятаться в лесу, как под крышей.

    П. А чудеса?

    Д. В лесу живут разные звери, птицы, растут грибы, ягоды, цветы и т.д. Разве это не чудо?

    П. Поиграем еще раз в «Хорошо-плохо». Ходить в лес хорошо?

    Д. В лесу свежий воздух, там прохладно, много кислорода, красиво. В лесу хорошо отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы, ягоды, цветы и т.д.

    П. А может быть в лесу плохо?

    Д. Может закружиться голова от свежего воздуха, можно поцарапаться о ветки деревьев. Можно заблудиться, испугаться, встретить змею, может укусить клещ, можно споткнуться о корни старых деревьев, упасть, удариться и т.д.

    П. Так надо ли ходить детям в лес?

    Дети  вместе с педагогом находят ответ: надо, но не одним, а с взрослыми, слушаться их, не отставать, кричать  «а-у», быть очень внимательными, осторожными и т.д.

    П. Всегда ли дерево такое? (Показывает на первый экран)

    Д. Нет, раньше оно было тоненьким, низким.

    П. А еще раньше?

    Д. Раньше было семечком.

    П. При каких условиях из семени прорастет  стебелек?

    Д. Нужны вода, свет, тепло.

    П. Правильно. Вот таким дерево было в детстве и юности (открывает четвертый экран).

    Проводится  игра «Кто кем был».

Воспитатель Ребенок
Дуб

Пень

Сук

Болото

Яблоня

Ягода

Кедр 

Бабочка 

Мука 

Береза 

Желудем

Деревом

Веткой

Озером

Семечком

Цветком

Орешком

Гусеницей

Зерном 

Сережкой

    П. (открывая пятый экран). Что это?

    Д. Части молодого деревца.

    П. Опишите их, пожалуйста.

    Д. Ствол - тонкий, легко гнется. Ветки - тонкие, как прутики. Листья маленькие, нежные и т.п.

    П. Молодое деревце - это хорошо?

    Д. Да, у него все впереди, оно вырастет большим и красивым. Оно нежное, хрупкое, у него мягкие листочки и т.д.

    П. Молодое деревце - это плохо?

    Д. Да, его можно сломать; тонкую кору могут обгрызть козы, мыши, зайцы, тогда дерево погибнет. Все хотят срубить елочку к Новому году. У деревца слабые корни - его легко выдернуть из земли и т.д.

    П. Как же помочь молодому деревцу?

    Д. Его надо огородить, не ломать тонкие ветки, поливать...

    Педагог открывает шестой экран, обращает внимание на то, что маленьких деревьев, не достигших высоты основного лесного массива, много. Их можно назвать подлеском.

    Словарная работа. Если человек уже не ребенок, но еще и не взрослый, то его называют подростком. А молодой лесок - это подлесок. В  подлеске растут елочки, березки, сосенки, рябинки, бегают звери, летают птицы.

    П. Представьте, что вы деревца подлеска, грибы, птицы. Подумайте и расскажите: что бы вы чувствовали на их месте?

    Д. Я не мальчик Андрей, а молоденький клен. Тонкий, гибкий, расту, радуюсь, все мной любуются. Я не Петя, а дятел, залетел в подлесок, хотел полечить деревья, посмотрел, а деревца все молодые, здоровые, так ни с чем и улетел и т.д.

    П. Давайте подумаем: что произойдет с деревом в будущем?

    Д. Оно станет еще выше, толще, потом состарится.

    П. (открывая седьмой экран). Верно. Вот такое оно, старое могучее дерево. А теперь отгадайте загадку «В лесу родился, в лесу вырос, а в дом пришел, всех к себе собрал».

    Д. Стол.

    П. Докажите, что это так.

    Д. Дерево выросло в лесу, а потом  из него сделали стол, и все члены  семьи собрались за столом.

    Вспоминаем  ранее прочитанное стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел».

    Д. А может, это елка? Она выросла  в лесу, а на Новый год всех вокруг себя собрала... Да нет, это диван. Его сделали из дерева, которое выросло в лесу, и вечером вся семья собирается, отдыхает на диване.

    Играем в игру «Кто кем или чем будет».

    Педагог        Ребенок 

    Дерево         Столом, избой, пнем, дровами, доской

    Икринка       Рыбой, головастиком, мальком

    Ветка           Сучком, веником, прутом

    Цветок         Ягодой, яблоком, грушей, огурцом

    Яйцо           Яичницей, крокодилом, змеей, черепахой, цыпленком

    Лист           Лекарством, удобрением, гербарием

    П. (открывая восьмой экран). Изменяется ли строение дерева с возрастом?

    Д. Да. Ствол становится могучим, не обхватишь. Кора - толстая, шершавая. Ветки - корявые, сухие, листья жесткие. Корни - толстые, древесные, выступают из земли, видны.

    П. (открывая девятый экран). Что вы видите?

    Д. Много старых деревьев. Это дремучий лес, в котором очень много старых деревьев.

    П. Он называется тайгой. В тайге очень  легко заблудиться, в ней много ягод, грибов, водятся разные звери. Вот как много мы сегодня узнали о деревьях! Надеюсь, вы поняли главное: деревья, лес - это дом для растений, птиц, животных, поэтому его надо беречь. 

    Таким образом, в ходе совместной деятельности со взрослым дети ведут собственное исследование, активизируется из познавательная деятельность, они узнает много нового и интересного, играют. 

2.2. Зеленая зона ДОУ 

    Зеленая зона ДОУ – это, по сути дела, территории — экологический уголок отдыха, позволяющий решать множество проблем - от социальных до природоохранных. Модель природно-ландшафтного комплекса может включает культурные ландшафты, элементы ландшафтной архитектуры и микромодель географического ландшафта. Культурные ландшафты состоят из разных зон, в том числе биоогорода, тропы здоровья и фитоуголка. Каждая из этих зон уникальна и решает специфические задачи. Так, например, тропа здоровья и фитоуголок позволяют использовать фитонцидные свойства растений в целях создания благоприятной среды. Здесь могут расти деревья, противостоящие загазованности (липа), создающие бактерицидную среду (можжевельник, ель), используются другие природные компоненты (гравий, еловые шишки, кора, трава, вода).

Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ