Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЗеленаяЗонаДОУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

    Среди возможных форм работы по экологическому воспитания вполне реально проводить  следующие -  дети получают домашние задания, выполнение которых предусматривает участие взрослых: «Продолжи экологическую сказку», «Придумай сказку», «Расскажи, как у тебя дома все готовятся к прилету птиц», «Расскажи и покажи родителям, как нужно ухаживать за комнатными растениями» и т. д.

    В работе по экологическому воспитанию возможно широко использовать художественную литературу (как отмечалось выше), сказки, слайды, диа- и кинофильмы, произведения изобразительного искусства. Организация занятий, бесед, цель которых, сформировать осознанное отношение к проблеме охраны природы, позволяет детям научиться самим формулировать задачи самостоятельной или совместной со взрослыми деятельности, направленной на сохранение окружающей среды и основанной на знании экологии животного и растительного мира.

    Немаловажную  роль в экологическом воспитании играет и работа с природным материалом, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

    Но  самое главное — это непосредственная погруженность детей в мир природы, окружающей их с малых лет. Думаем, что это важнейший момент в организации экологического воспитания, позволяющий добиться необходимых результатов.

    Велика  роль в экологическим воспитании и сюжетно-ролевой игры как метода воспитания. Это обусловлено тем  фактом, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, а принятие на себя ребенком социальной роли является весьма позитивным явлением в познавательном процессе ребенка. Таким образом, воздействие природы как наиболее глобального для ребенка дошкольного возраста явления его существования через ведущую, т.е. наиболее привычную и понятную для него, деятельность и организацию этой деятельности через наиболее желаемое для ребенка явление, т.е. акт социализации через вхождение в роль взрослого, наиболее краткий и заведомо позитивный путь принятия, усвоения знания ребенком и выработку требуемых взрослым от ребенка навыков и умений.

    В процессе общения с природой в  игровой форме и развития эмоциональной  отзывчивости у детей формируются умение и желание:

  • активно беречь и защищать природу, т. е. видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений;
  • участвовать в  создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости;
  • понимать  важность охраны природы;
  • осознанно выполнять нормы поведения в природе.
 

1.3. Роль и место  экологического воспитания  в развитии личности 

    Человек и природа являются неразрывным  конгломератом современности. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома — Земли.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

    • воспитание гуманного отношения  к природе (нравственное воспитание);

    •  формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

    • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

    • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

    Естественно, что все составляющие подобного  комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязанно. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

    Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. 

    Критериями  сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

    • понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

    • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их впрактической деятельности и в быту;

    • проявление активного отношения  к объектам природы (действенной  заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе). 

    Итак, экологическое воспитание детей следует рассматривать прежде всего как нравственное воспитание, развитие и формирование полноценной, здоровой физически и нравственно личностью, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

    Формируя  гуманное отношение к природе, воспитатель  должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

    Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе, которое позволит развить в ребенке личность, сформировать морально-нравственный базис, способствующий активизации позитивных личностных качеств на протяжении всего жизненного периода. Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через со-страдание, со-нереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В.Сухомлинский) (9, с.77), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства со-страдания, со-переживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. Кроме того, умение со-переживать, со-чувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

    Очень важно показать детям, что по отношению  к природе они занимают позицию  более сильной стороны и поэтому  должны ей покровительство (луг, лес, водоем), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить ее, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.

    Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоемов, вырубка лесов, уничтожение садов и т. д.). Задача воспитателя — подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

    В наши дни, когда мир находится  на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего  человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

    Наиболее  благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

    Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

    Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

    Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя таким образом уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. 

    В процессе общения с природой в  игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание:

  • активно беречь и защищать природу, т. е. видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений;
  • участвовать в  создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости;
  • понимать  важность охраны природы;
  • осознанно выполнять нормы поведения в природе.

    Все это позволит ребенку вырасти гуманным и добрым жителем Земли, способным не навредить планете, а, напротив, умеющим и желающим охранять ее и тех, кто на ней обитает, что так важно для сегодняшней экологически неблагоприятной обстановки, создавшейся в современном мире.

    Иногда  ошибочно думают, что эмоциональное  воздействие природы является естественниц основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

    Необходимо  руководство взрослого, чтобы внешнее  эмоциональное отношение к природе переросло с нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

    Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

    У дошкольника часто преобладают  эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т. п.

Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ