Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЗеленаяЗонаДОУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

    Мавританский  газон, бабочкина поляна, цветочные часы, дождевая чаша, полуразрушенные пни, виноградный шалашик, домики для диких ос, скворечники для птиц и т.д. призваны оказывать помощь животным в городской среде — помогают организовать питание и жилища для редких насекомых, отрабатывать приемы сохранения зеленых уголков путем обучения детей правильным, с точки зрения экологии, контактам с природными объектами и т.д.

    Обычный огород, который получил у нас  приставку био, позволяет устраивать нестандартные гряды, работать над перспективными методами выращивания растений и т.д.

    Много можно рассказывать о модели географического  ландшафта, включающего в себя микролес, микроозеро, мик-ролуг, микрорезервации эндемиков. Это уникальные, необычайно интересные уголки природы.

    Нельзя  не сказать об элементах ландшафтной архитектуры. В частности, о фитоклубе, создаваемом для общения детей. В нем детям предлагают фиточаи, а также устраивают выставки поделок из природных материалов и пр.

    Каждый  групповой участок целесообразно  оформить в единой цветовой гамме  и объединен сказочным персонажем (например, «Дельфин» голубые ирисы и колокольчики, «Рыбка золотая» - пионы, бархатцы, ромашки).

    Известно, что уже в древности человек  изучал свойства растений (корней, трав, листьев и плодов), отбирая съедобные  и лекарственные - помогающие при различных заболеваниях. Свидетельства об их применении найдены в записях шумеров, живших свыше шести тысяч лет назад на территории современного Ирана. Врачи Древней Ассирии специально выращивали лекарственные растения, а в Древнем Египте фармакология начала развиваться как наука, был создан атлас лекарственных растений. Первый дошедший до нас трактат о них был составлен величайшим врачом древности Гиппократом (около 460-370 гг. до н.э.). Книга о лекарственных растениях греческого врача Диоскорида была переведена на латынь и в течение многих лет оставалась практическим руководством для европейских врачей. Труды античных врачей и ученых творчески переработал виднейший деятель Средневековья ученый из Бухары Абу Али Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037 гг.). Он был придворным врачом персидских правителей и написал более 400 научных трактатов, в том числе «Канон врачебной науки». В XX веке многие синтетические лечебные препараты (антибиотики, противомалярийные, седативные, гормональные и др.) были синтезированы на основе различных природных веществ.

    Как известно, все в нашем мире взаимосвязано. Бурно развивающаяся химическая промышленность, пестициды, гербициды, радионуклиды, соединения тяжелых металлов и т.п. вытесняют целебные растения, иногда вплоть до полного их исчезновения. В клетках растений в ответ на ядовитые вещества вырабатываются сильнейшие противоядия, иногда опасные для человека.

    Лекарственных растений науке известно много, но лишь одна шестая часть их используется на практике. При этом важно знать особенности этих растений, научиться оптимально использовать целебные свойства лекарственного сырья, знать сроки их сбора. Жизнедеятельность каждого растения подчинена суточным ритмам. Одни хорошо собирать в утренние часы, другие - ночью или вечером. Лечебные свойства определяются также составом почвы и воды, особенностями сушки и хранения, а также дозировкой и способами применения. Одни нужно пить в сильно разведенном виде, другие, наоборот, необходимо концентрировать.

    Из  лекарственных растений готовят  настойки, настои, отвары, эмульсии, экстракты, эликсиры, мази и масла. Ароматические эфирные масла получают вытяжкой водяным паром из цветов и травы или прессованием из корок плодов, семян. Аэрофитотерапия основана на способности растений выделять вещества - так называемые фитонциды, обладающие бактерицидным, противомикробным, противогрибковым действиями. «Феномен фитонцидов» впервые начали использовать в храмах как для дезинфекции воздуха, так и для влияния на психику прихожан. Известно, что эфирные масла многих трав, кустарников и деревьев обладают противомикробными свойствами, подавляющими все виды стафилококка, стрептококка, кишечной палочки и др. Они также активны в отношении пневмококка, гемофильной палочки, различных типов вирусов, в том числе гриппа, парагриппа, аденовируса, становящихся наиболее частой причиной острых респираторных заболеваний. Эфирные масла, являясь естественным концентратом фитонцидов, «витаминов воздуха», эфиромасличных растений, обладают летучестью, они способны через органы дыхания попадать в организм. Под воздействием паров эфирных масел улучшается качественный состав микрофлоры верхних дыхательных путей у детей и взрослых, уменьшаются микробная обсемененность кожи и пато-генность глубокой и поверхностной аутофлоры, повышается бактерицидность кожи. При контакте летучих фракций эфирных масел со слизистой бронхов повышается иммунитет к вирусным заболеваниям. Приятный же запах их оказывает положительное влияние на центральную нервную систему. В результате пребывания в атмосфере растительных летучих веществ улучшаются самочувствие и настроение, снимается усталость, исчезает чувство тревоги, стабилизируется сон, повышается работоспособность. Эфирные масла также улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы, стимулируют память, способствуют концентрации внимания и лучшему усвоению информации. Все эти свойства эфирных масел позволяют рекомендовать аэрофитотерапию для снижения эмоционального стресса детей во время адаптации к дошкольному учреждению.

    Методика  использования паров эфирных масел в закрытых помещениях для профилактики и лечения заболеваний органов дыхания была предложена в 1982 году Ю.В. Акимовым и И.Ф. Остапчуком и названа аэрофитотерапией. Практические же рекомендации «Аэрофитотерапия в профилактике и лечении» подготовлены группой ученых Российского института профилактической медицины, Института натуральной терапии (Санкт-Петербург) и др. В 1996 году в НИИ Центра «Фитопрофилактика» подготовлены методические рекомендации «Способы повышения адаптационного уровня детей».

    Установлено, что природный фон паров эфирных масел в воздухе над различными растениями составляет 0,1-1,5 мг/м, что намного ниже уровня предельно допустимых и безопасных для человека концентраций. Метод аэрофитотерапии эфирными маслами представляет собой вариант моделирования фитоорганического фона воздушной среды над растениями.

    В медицине применяются эфирные масла  мяты, лаванды, шалфея, аниса, фенхеля, полыни лимонной, хвои и многие другие. Композиции эфирных масел позволяют значительно расширить применение их с лечебной и профилактической целью. Известно, например, что противогриппозным действием обладают эфирные масла мяты, лаванды, шалфея, пихты; отхаркивающим действием - эфирные масла фенхеля, аниса и пихты; противогрибковым - эфирные масла лаванды, аниса, фенхеля.

    Применение  аэрофитотерапии в дошкольных учреждениях с целью профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ) основано на цитохимических исследованиях, проведенных в лаборатории Научного центра здоровья детей РАМН, руководимой профессором Р.П. Нарциссовым. Анализ полученных результатов позволил авторам выделить комбинации ароматов, повышающих иммунитет. Р.П. Нарциссов, В.М. Шищенко и соавторы установили (1995), что ферменты подчиняются отчетливому суточному ритму. С этим связана разная сила восприятия и воздействия ароматов на протяжении суток. Особенно сильно воздействие эфирных масел (роза, лаванда, котовник) под утро, когда резко понижается энергетический обмен клеток и наиболее вероятно возникновение заболевания.

    Эфирные масла, обладающие противогриппозным действием (мята, лаванда, шалфей), хорошо использовать во время приема детьми пищи, а в спальных комнатах - применять масла с расслабляющим и успокаивающим действием (полынь, лимон, лаванда, котовник, розовое масло, фенхель).

    Методика  ароматизации воздуха предельно проста. Флаконы из темного стекла или банки из-под крема с завинчивающимися крышками наполняют растительным маслом (4 мл) или поваренной солью, смешанной с песком кремния в соотношении 4:1, добавляют по две-три капли эфирных масел соответствующего действия. Флаконы открывают на время приема пищи или сна в течение двух месяцев в периоды сезонного повышения числа случаев ОРЗ у детей.

    Действие  различных комбинаций масел оценивают  по поведенческим реакциям детей  и степени устойчивости к острым респираторным заболеваниям. Отмечены позитивные изменения в поведенческих  реакциях дети быстрее засыпают, сон  становится более спокойным и  глубоким. Период бодрствования проходит активно, аппетит хороший. Отмечено, что число случаев острых респираторных заболеваний и дней, пропущенных по болезни, у дошкольников, принимающих фитотерапию, в 2,6 раза ниже по сравнению с аналогичными показателями детей других групп. Таким образом, учитывая лечебное действие (противогриппозное - мяты, лаванды и шалфея, антиинфекционное - фенхеля, успокаивающее - полыни, лимона, лаванды, котовника, розового масла и фенхеля), а также результаты клинических наблюдений, можно рекомендовать эфирные масла этих растений с целью оздоровления детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

    Таким образом, формирование зеленой зоны в условиях ДОУ необходимо. Значимость такого сооружения несоизмерима с теми позитивными последствиями, которое дает общение детей с природой – ежедневное и ежечасное. Состав и структуру зеленой зоны разрабатывает каждое ДОУ самостоятельно, исходя из своих возможностей – территориальных и финансовых, географических и метеорологических. 

Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне

3.1. Экологическая экскурсия  как дидактическое  поле для совместной  экологической деятельности  взрослых и детей 

    Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

    Во  второй младшей группе экскурсии  проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы - за пределами детского сада.

    Содержание  экскурсий определено программой, по которой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет также  непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно:

  • наличие достопримечательностей,
  • культурных объектов (библиотека, театр, концертный зал, музей и др.),
  • природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.),
  • производственных заведений (ателье, мастерские) и др.

    Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад. Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.

    В каждом дошкольном учреждении определяют объекты природы, труда, общественные и культурные заведения, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях. Описание маршрутов экскурсий находится в методическом кабинете дошкольного учреждения.

    Экскурсия как форма организации образовательной  работы с детьми зародилась и широко использовалась в школе при изучении естественных наук (географии, ботаники, зоологии, позднее природоведения). Однако характер познавательной деятельности детей на экскурсии — непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их — оказался доступным и детям дошкольного возраста. Знания, формируемые на экскурсии в форме представлений разной степени обобщенности, отвечают требованиям программы образовательной работы с дошкольниками.

    Все это сделало экскурсию одной  из важных форм организации обучения в детском саду. Экскурсии широко используются для ознакомления детей с природой. Их проводят в разное время года в лесу, парке, на лугу, водоеме. Организуют экскурсии и для ознакомления детей с разнообразным трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с яркими общественными событиями и явлениями. Основное значение экскурсий заключается в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. В соответствии с этим основным методом, используемым на экскурсии, является наблюдение, которое неоднократно возникает по ходу экскурсии. Фронтальные наблюдения  и  составляют основную структурную часть экскурсии.  

    В   зависимости от   цели    и    конкретного    содержания на экскурсии выделяется время для  сбора природного материала и самостоятельных  наблюдений.  Включаются также  игровые упражнения,   способствующие   выявлению   или   закреплению   представлений о качествах наблюдаемых объектов. По ходу экскурсии воспитатель дает пояснения,  иногда  и  рассказывает детям о наблюдаемом. При ознакомлении  с трудом взрослых, как правило, с детьми беседует работник, труд которого наблюдают дети. При возможности полезно включить в ход экскурсии непродолжительное посильное участие детей в труде взрослых (покормить животных, помочь принести материал и т. д.).

Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ