Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что начиная экологическое воспитание с дошкольного детства, с использованием целого комплекса развивающих упражнений, заданий и игр, а также в совместной деятельности ребенка со взрослым можно сформировать личность, которая с уважением будет относиться к природе, нести ответственность за нее, сумеет противостоять общепланетарной экологической опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание в ДОУ
Условия, средства и методы экологического воспитания дошкольников
Роль и место экологического воспитания в развитии личности
Глава 2. Особенности совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная экологическая деятельность взрослых и детей
Зеленая зона ДОУ
Глава 3. Формы работы в условиях ДОУ по организации совместной экологической деятельности взрослых и детей в зеленой зоне
Экологическая экскурсия как дидактическое поле для совместной экологической деятельности взрослых и детей
Система занятий и игр, ориентированная на активизацию совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ в процессе экологического воспитания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЗеленаяЗонаДОУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

    Включение в ход экскурсий разнообразных  заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче —обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.

    Восприятие   на   экскурсии   основных   объектов   требует   большой сосредоточенности внимания детей, организованности поведения. К тому же дети сталкиваются   с   самыми   разнообразными объектами и явлениями, иногда и не запланированными для ознакомления. Все это создает известные трудности в проведении экскурсии   и   обусловливает   необходимость  тщательной  подготовки  воспитателя к ее проведению.

    Для экскурсии отбирается небольшой  объем образовательных 
задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее  и  воспитательное содержание:   развитие  наблюдательности,  интереса,  положительного отношения  и т. д.

    В   зависимости  от   конкретного   содержания   образовательных 
задач   разрабатывается   маршрут   экскурсии,   структура,   определяются  методы. При выборе места необходимо учитывать и удаленность его от детского учреждения — дорога к месту экскурсии 
не должна быть утомительной.

    При подготовке экскурсии определяется и тот материал, который могут собрать дети, подготавливается соответствующее оборудование как для переноса материала, так и для последующего размещения.

    Для возбуждения интереса детей к  экскурсии о ней сообщается детям заранее. В разговоре с детьми раскрываются цели предстоящей экскурсии, обсуждаются предположения о возможном содержании («что сможем посмотреть»).

    Дети  привлекаются к подготовке необходимого оборудования. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой оживляются представления детей об объектах предстоящих наблюдений, уточняется цель, распределяется оборудование. Детям сообщают или напоминают о правилах поведения на экскурсии.

    Конкретное  руководство ходом экскурсии  связано с теми методами, которые используются в процессе ее проведения. Особого внимания требует организация детей. Каждый раз проводя наблюдения, воспитатель размещает детей таким образом, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Использование воспитателем разнообразных приемов возбуждает умственную активность и поддерживает интерес к наблюдению. Дети получают и индивидуальные задания. Многократное восприятие объектов в разных условиях, чередование заданий при небольшом объеме содержания обеспечивают успех экскурсии.

    Последующая работа по углублению и закреплению  представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в системе занятий и в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказывании, труде детей. В заключение на занятии проводится итоговая беседа.

    Сложность экскурсии как формы организации  обучения делает ее доступной только в средней и старших группах. Своеобразные экскурсии с детьми младшего возраста проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада. Они состоят из фронтального наблюдения под руководством воспитателя. Продолжительность их и содержание весьма ограничены.

    При планировании системы экскурсий  нужно иметь в виду следующее:

    - экскурсия должна обеспечить  первоначальное яркое целостное  восприятие предметов и явлений,  что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;

    - для расширения, углубления, обобщения  представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;

    - постепенное усложнение программного  материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях; 

    - на каждой экскурсии образовательные  и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

    Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа.

    В подготовительный этап входят:

  1. подготовка педагога
  2. подготовка детей.

    Педагог (при календарном планировании образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Решаются и организационные вопросы:

  • каким маршрутом вести детей,
  • где их разместить для наблюдения,
  • определение места отдыха, игр.

    Подготовка  детей к предстоящей экскурсии  необходима в силу того, что их учебная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии. Для этого используются такие педагогические приемы и средства:

    - сообщение новых, интересных для  детей сведений о предметах  и явлениях, с которыми им предстоит  встретиться на экскурсии (о  маскирующей окраске животных, об  электричестве, которое приводит в движение не только домашнюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);

    - актуализация опыта детей (перед  экскурсией в музей педагог  интересуется, кто из детей бывал  в музее, что видел, что понравилось);

    - использование произведений искусства  (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.

    В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:

    -нацеливающие  внимание, требующие констатации  фактов (как называется, какие части,  какими обладает качествами, особенностями);

    - активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);

    - стимулирующие деятельность воображения,  побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.

    Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.

    На  некоторых экскурсиях основным методом  обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой  знакомят детей (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.).

    Педагог заранее готовит такую беседу.

    В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск:

  • детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным;
  • вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

    В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.

    Послеэкскурсионная  работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии. Для этого используются такие приемы:

    - оформление материалов, принесенных  с экскурсии. Это могут быть шишки, желуди, камни и др.;

    - обращение к художественным произведениям  (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;

    - работа в уголке книги (оформление  альбомов «Наш город», «Наш парк»,  «Кто живет в лесу», «Как  трудятся люди нашего города»  и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев);

    - организация игр (режиссерских, дидактических,  сюжетно-ролевых и т.п.);

    - обобщающие беседы, которые проводятся  по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.

    Таким образом, если экскурсия   может   рассматриваться  как   особый вид занятий, то, так же как на занятиях, на экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые конкретизируются в программном содержании. Как и на занятиях, 
в экскурсии участвуют все дети возрастной группы. Однако специфика организации экскурсии, содержания детской деятельности, а также ее место в системе образовательной работы вызывает необходимость рассматривать экскурсию как особую фронтальную форму организации обучения в детском саду.

  Итак, экскурсия - это особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

    Содержание  экскурсий определено программой, по которой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет также  непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно:  наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, театр, концертный зал, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, мастерские) и др.

    В каждом дошкольном учреждении определяют объекты природы, труда, общественные и культурные заведения, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях. Описание маршрутов экскурсий находится в методическом кабинете дошкольного учреждения.

    Педагог намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения.

    Подготовка  детей к предстоящей экскурсии  необходима в силу того, что их учебная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов.

    В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение.

    В конце экскурсии подводится итог.

    Сложность экскурсии как формы организации  обучения делает ее доступной только в средней и старших группах. Своеобразные экскурсии с детьми младшего возраста проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада. Они состоят из фронтального наблюдения под руководством воспитателя. Продолжительность их и содержание весьма ограничены.

    Экскурсии, организуемые в разные сезоны, позволяют наблюдать с детьми разное состояние растений и периоды их развития. Дети должны увидеть, что это связано с дефицитом или избытком условий внешней среды, факторов неживой природы (свет, тепло, влага). Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть длительными, с большими пояснениями, чтобы не утомлять детей. Более уместно обращать внимание детей на интересные явления и задавать вопросы проблемного характера, которые будут побуждать их самостоятельно искать ответы и наблюдать.

    Очень интересны походы в места, где  есть водоемы: детей можно познакомить  с водно-прибрежной экосистемой, показать им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, приспособлены жить и в водной среде, и на побережье. Утки, лягушки, стрекозы, комары дают повод для наблюдений, интересного разговора или обсуждения. Как в лесу, так и возле воды детям можно показать растения, которые отсутствуют на участке детского сада: тене- и влаголюбивые, лекарственные, редкие и охраняемые, ядовитые.

Информация о работе Совместная экологическая деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ