Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:25, реферат
"Социально-педагогическая деятельность" – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Введение
1. Понятие, сущность и содержание
социально-педагогического процесса
2. Специфика социально-педагогической деятельности
3. Общая характеристика основных компонентов
социально-педагогического процесса
Заключение
Литература
•возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;
б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально-педагогическим процессом, а именно:
•способность
социального работника
•способность
социального работника
•соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.
Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности клиента, необходимой социальному работнику, с другой —на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.
В начале своей профессиональной деятельности специалист (социальный работник) пользуется преимущественно учебными пособиями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогнозирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобретает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической
деятельности.
Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особенностей, собственных возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение. Цель социально-педагогического процесса —это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом.
Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .
В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить для ее достижения.
Далее следует подэтап выявления содержания и способа реализации внешнего социально-педагогического процесса. Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эмпирическое создание идеальной модели целенаправленной деятельности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей достижение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному работнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.
Выбор технологии —следующий подэтап социально-педагогического процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.
Для выбора (разработки) технологии социальному работнику необходимо знать:
—социальные проблемы клиента и причины их возникновения;
—индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;
—цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные задачи, которые следует решить в процессе ее достижения;
—условия реализации технологии (в специализированном центре,дома);
—формы реализации технологии (в стационарных условиях; в домашних условиях; в центре социального обслуживания);
—свои возможности в применении той или иной технологии;
—временные возможности для реализации технологии.
Для каждой социально-педагогической
проблемы может быть несколько технологий.
В перспективе в
через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее
практического осуществления —множество.
Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации,то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее оптимальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.
Планирование своей деятельности —следующий подэтап подготовительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализации по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности).
Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий комплексность и интенсивность деятельности.
Как правило, реализация технологии предусматривает определенное методическое обеспечение —материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала,необходимого для качественной и педагогически целесообразной деятельности по достижению цели.
Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социальная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого делается ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совместной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.
Второй этап —основной —непосредственной деятельности по реализации выбранной технологии с использованием совокупности методов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными качественно-количественными показателями. Именно ради этих подэтапов проводится вся предшествующая деятельность.
Первом втором этапе идет не только активная реализация технологии,но и ее дальнейшая индивидуализация.Завершается он достижением в той или иной степени поставленной цели.
Третий этап —результативный —оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив.
Он включает подэтапы:
а) предварительная
оценка результативности процесса деятельности.
Чтобы сделать окончательный
вывод об эффективности внешнего
социально-педагогического
б) адаптация в
естественных условиях самореализации.
Наступление данного подэтапа чаще
всего зависит от результатов, реабилитации,
перевоспитания, исправления в
в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и
его результативности;
г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагогического процесса.
Для каждого внешнего
социально-педагогического
Каковы пути повышения эффективности деятельности социального работника?
Внутренний социально-
а) внутренними (индивидуальными)
возможностями клиента к
б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчеркивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пассивным фактором, а активным самосозидателем;
в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса,
который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внутренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации;
г) условиями среды,
в которых живет и
Они либо стимулируют,
либо сдерживают самореализацию внутреннего
социально-педагогического
Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преимущественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности —повышение действенности каждого этапа, в том числе:
—повышение качества диагностики индивидуальности клиента;
—качественная и наиболее полная социально-педагогическая характеристика клиента;
—умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обусловленных внешним социально-педагогическим процессом;
—достаточно точное
определение социально-
•умение осуществлять социально-педагогическое моделирование
процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной технологии;
•выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализации;
•обеспечение качества подготовки к реализации процесса деятельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально-педагогического процесса);
•обеспечение качества реализации внешнего социально-педагогического процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;
•обеспечение
адаптации клиента после
Таким образом, достигается
наиболее оптимальное взаимодействие
внутреннего и внешнего социально-педагогических
процессов и наиболее полная реализация
их возможностей.
Заключение
Системообразующим
фактором социально-педагогического
процесса выступает его цель (социальный
идеал) и обусловленная ею соответствующая
социально-педагогическая деятельность.
Основная единица его —это социально-педагогическая
задача и способы ее решения.
По своей сущности
внешний социально-
Цель социально-педагогического
процесса —это то, к чему следует стремиться
социальному работнику во взаимодействии
с клиентом.
Литература
Информация о работе Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования