Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

"Социально-педагогическая деятельность" – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и содержание
социально-педагогического процесса
2. Специфика социально-педагогической деятельности
3. Общая характеристика основных компонентов
социально-педагогического процесса
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 44.17 Кб (Скачать)

•возможности  целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;

б) прогнозирование  проблем, обусловленных внешним  социально-педагогическим процессом, а именно:

•способность  социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;

•способность  социального работника обеспечить достижение прогнозируемой цели;

•соответствие условий, возможностей социального работника  и клиента в достижении прогнозируемой цели.

Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии  достаточно полной информации о личности клиента, необходимой социальному  работнику, с другой —на личном опыте  и интуиции субъекта социальной работы.

В начале своей  профессиональной деятельности специалист (социальный работник) пользуется преимущественно  учебными пособиями, данными специальных  исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогнозирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобретает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической

деятельности.

Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его  индивидуальных особенностей, собственных  возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение. Цель социально-педагогического процесса —это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом.

Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .

В соответствии с  целью определяются задачи, которые необходимо решить для ее достижения.

Далее следует  подэтап выявления содержания и  способа реализации внешнего социально-педагогического  процесса. Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эмпирическое создание идеальной модели целенаправленной деятельности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей достижение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному работнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.

Выбор технологии —следующий подэтап социально-педагогического процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.

Для выбора (разработки) технологии социальному работнику  необходимо знать:

—социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

—индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция  и возможности;

—цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и  основные задачи, которые следует  решить в процессе ее достижения;

—условия реализации технологии (в специализированном центре,дома);

—формы реализации технологии (в стационарных условиях; в домашних условиях; в центре социального  обслуживания);

—свои возможности  в применении той или иной технологии;

—временные возможности  для реализации технологии.

Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из технологий. Реализация ее осуществляется социальным работником

через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик  ее

практического осуществления  —множество.

Далее необходимо определить способ ее реализации. Для  этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации,то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее оптимальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.

Планирование  своей деятельности —следующий подэтап подготовительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализации по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности).

Планирование  помогает реализовать замысел, обеспечивающий комплексность и интенсивность  деятельности.

Как правило, реализация технологии предусматривает определенное методическое обеспечение —материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала,необходимого для качественной и педагогически целесообразной деятельности по достижению цели.

Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социальная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого делается ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совместной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.

Второй этап —основной  —непосредственной деятельности по реализации выбранной технологии с использованием совокупности методов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными качественно-количественными показателями. Именно ради этих подэтапов проводится вся предшествующая деятельность.

Первом втором этапе идет не только активная реализация технологии,но и ее дальнейшая индивидуализация.Завершается он достижением в той или иной степени поставленной цели.

Третий этап —результативный —оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив.

Он включает подэтапы:

а) предварительная  оценка результативности процесса деятельности. Чтобы сделать окончательный  вывод об эффективности внешнего социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степени человек  может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возможность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;

б) адаптация в  естественных условиях самореализации. Наступление данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилитации, перевоспитания, исправления в специализированных образовательных учреждениях или  в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты деятельности, но и оценить результативность всего процесса, что позволяет ее считать заключительной операцией;

в) общая оценка внешнего социально-педагогического  процесса и

его результативности;

г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагогического  процесса.

Для каждого внешнего социально-педагогического процесса существуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение рационального  результата.

Каковы пути повышения  эффективности деятельности социального  работника?

Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен следующими факторами, определяющими соответствующие  пути его совершенствования:

а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к соответствующей  адаптации, реабилитации;

б) активностью  клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчеркивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пассивным фактором, а активным самосозидателем;

в) действенностью внешнего социально-педагогического  процесса,

который непосредственно  ориентирован на взаимодействие с внутренним и направлен на обеспечение его  наиболее полной реализации;

г) условиями среды, в которых живет и самореализуется  клиент.

Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутреннего  социально-педагогического процесса клиента.

Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преимущественно  теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности —повышение действенности каждого этапа, в том числе:

—повышение качества диагностики индивидуальности клиента;

—качественная и  наиболее полная социально-педагогическая характеристика клиента;

—умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обусловленных внешним социально-педагогическим процессом;

—достаточно точное определение социально-педагогической (социалыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) —целевой установки  внешнего социально-педагогического  процесса; задачи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;

•умение осуществлять социально-педагогическое моделирование

процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной  технологии;

•выбор наиболее оптимальной технологии и способа  ее реализации;

•обеспечение  качества подготовки к реализации процесса деятельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально-педагогического  процесса);

•обеспечение  качества реализации внешнего социально-педагогического  процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;

•обеспечение  адаптации клиента после завершения реализационной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.

Таким образом, достигается  наиболее оптимальное взаимодействие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Системообразующим фактором социально-педагогического  процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая  социально-педагогическая деятельность. Основная единица его —это социально-педагогическая задача и способы ее решения.                                                                 Основа социально-педагогической деятельности – общение человека с человеком, которое носит событийно-диалогический характер. Это встреча людей с различными мировоззрениями, системами воспитания, менталитета, поведения и т.д. Социальная работа носит совместный характер, это взаимодействие. Социально-педагогический процесс – целенаправленная последовательность действий педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

По своей сущности внешний социально-педагогический процесс —это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения  прогнозируемого развития внутреннего  социально-педагогического процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.

Цель социально-педагогического процесса —это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом.                                            Социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература  

  1. Мардахаев Л. В. Введение в социальную педагогику. - М.,1996.
 
  1. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. 
 
  1. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. - М., 2001.

Информация о работе Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования