Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:25, реферат
"Социально-педагогическая деятельность" – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Введение
1. Понятие, сущность и содержание
социально-педагогического процесса
2. Специфика социально-педагогической деятельности
3. Общая характеристика основных компонентов
социально-педагогического процесса
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Понятие, сущность и содержание
социально-педагогического процесса
3. Общая характеристика основных компонентов
социально-педагогического процесса
Заключение
Литература
Введение
"Социально-педагогическая
деятельность" – это социальная
работа, включающая и педагогическую
деятельность, направленную на помощь
ребенку (подростку) в
Теорию этого процесса и представляет
социальная педагогика – «наука о воспитательном
влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности
семейного воспитания, национальные особенности
религиозного и общественного воспитания,
поэтому социальному работнику надо основательно
знать историю отечественного социального
воспитания.
Так как в основе социальной педагогики
стоит воспитание личности (в обществе
и для общества) следует помнить, что задача
социального воспитания состоит в формировании
гражданской личности, самостоятельной,
творческой, способной на позитивные отношения
с людьми, ответственной за свое здоровье,
за свое время.
Социальная педагогика рассматривает
воспитание и образование в государственных,
муниципальных и частных учреждениях.
Эта система социального воспитания, существующая
в современных условиях, затрагивает вопросы
теории и методики социальной защиты детей,
вопросы теории и методики социальной
деятельности различных учебных и воспитательных
учреждений, педагогических коллективов
с семьей и детьми.
Профессиональная деятельность социального
работника представляет собой систему
последовательных этапов —определенный
процесс.Здесь необходимо рассмотреть
следующие проблемы:
социально-педагогического
процесса
Понятие ≪процесс≫ происходит от лат. processus —прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
В современной педагогической литературе имеет место понятие≪педагогический процесс≫. Однако единого подхода к пониманию егосущности нет. Наиболее типичными являются:
а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие
педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);
б) совокупность последовательных действий учителя и ученика
(воспитателя
и воспитанника) с целью образования,
развития и формирования
Выражение ≪педагогический процесс≫ введено П.Ф. Каптеревым(1849—922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде≪Педагогический процесс≫ (1904).
Под педагогическим процессом он понимал ≪всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу≫ и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.
Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, представляет собой ≪процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием —действовать. Весь
процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны≫.
Внутренний педагогический процесс может отражать:
а) общую картину
развития человека. В этом случае он
(процесс)служит как бы образцом того,
как должно происходить социально-
б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха,зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;
в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.
Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу ≪старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само,переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены водном слове ≪культура≫, то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему≫. Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.
По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:
а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания,
исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;
б) процесс решения
частной воспитательной задачи в
работе с определенной категорией людей,
например с детьми, имеющими отклонения
в психическом развитии, воспитании
и пр. В этом случае он отражает специальный
технологический процесс
в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи —реализация частной технологии воспитательной работы.
Между внутренним
и внешним педагогическими
Социально-педагогический процесс —это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) {внутренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).
Таким образом, он
также представляет собой единство
и взаимообусловленность
Системообразующим
фактором социально-педагогического
процесса выступает его цель (социальный
идеал) и обусловленная ею соответствующая
социально-педагогическая деятельность.
Основная единица его —это социально-педагогическая
задача и способы ее решения.
Объект социально-педагогической
деятельности – человек как член социума
в единстве его индивидуальных и общественных
характеристик.
Социально-педагогическая
деятельность реализует социальное
проектирование и конструирование.
Эта функция реализуется
1. формулировка цели деятельности – положительного идеала;
2. создание положительного «проекта», сценария будущего на основе анализа реального бытия человека или группы;
3. прогнозирование результата – формирования определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения, самоутверждения.
Результаты социально-
В целом этот вид
деятельности носит гуманистическую
направленность, поскольку его цель
– противостоять отчуждению, подавлению
и угнетению человека, содействовать
развитию его индивидуальности.
Принципы социально-
1. Гуманистический подход: человек – высшая ценность общества, его равноправный член.
2. Индивидуальный подход: учет индивидуальных физических, психологических, возрастных особенностей.
3. Принцип социальности: все процессы социализации человека, все стороны личности социально детерминированы.
4. Деятельностный подход: учет современного разделения труда, развития форм общественного отношения, роли ведущей деятельности на каждом возрастном этапе.
5. Принцип развития: человек – динамичное образование с внутренними противоречиями. В связи с этим социально-педагогическая деятельность имеет стадиально-уровневый характер – необходимо различать этапы, видеть перспективы работы с человеком, быть готовыми к неожиданностям.
6. Многомерно-диалектический подход: необходимость учета диалектики внешнего и внутреннего, общего и особенного, случайного и необходимого, возможного и действительного, содержания и формы.
Таковы
некоторые аксиоматические
Информация о работе Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования