Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

"Социально-педагогическая деятельность" – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и содержание
социально-педагогического процесса
2. Специфика социально-педагогической деятельности
3. Общая характеристика основных компонентов
социально-педагогического процесса
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 44.17 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Понятие, сущность  и содержание

социально-педагогического  процесса

2. Специфика социально-педагогической деятельности

3. Общая характеристика  основных компонентов

социально-педагогического  процесса

Заключение 

Литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

"Социально-педагогическая  деятельность" – это социальная  работа, включающая и педагогическую  деятельность, направленную на помощь  ребенку (подростку) в организации  себя, своего психологического состояния,  на установление нормальных отношений  в семье, в школе, в обществе. 
 Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».  
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания. 
 Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время. 
 Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. 
Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.       Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов —определенный процесс.Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы:                                                                                          1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса,                                 2. Специфика социально-педагогической деятельности,                                                           3. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие, сущность и содержании

    социально-педагогического  процесса 
     

Понятие процесс происходит от лат. processus —прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.

В современной  педагогической литературе имеет место  понятиепедагогический процесс. Однако единого подхода к пониманию егосущности нет. Наиболее типичными являются:

а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие

педагогов и воспитанников, для решения развивающих и  образовательных задач (В.А. Сластенин);

б) совокупность последовательных действий учителя  и ученика

(воспитателя  и воспитанника) с целью образования,  развития и формирования личности  последнего (Т.А. Стефановская).

Выражение педагогический процесс введено П.Ф. Каптеревым(1849—922). Им же раскрыты его сущность и содержание в трудеПедагогический процесс (1904).

Под педагогическим процессом он понимал всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.

Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, представляет собой процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием —действовать. Весь

процесс будет  носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны.

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину  развития человека. В этом случае он (процесс)служит как бы образцом того, как должно происходить социально-педагогическое развитие человека;

б) своеобразие  развития человека, относящегося к  типичной группе, например, становление  и воспитание человека с проблемами слуха,зрения, отклонениями в психическом  развитии и пр.;

в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.

Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само,переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены водном слове культура, то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему. Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.

По отношению  к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться  как:

а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания,

исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая  сторона воспитательной деятельности;

б) процесс решения  частной воспитательной задачи в  работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный  технологический процесс воспитательной деятельности;

в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи —реализация  частной технологии воспитательной работы.

Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.

Социально-педагогический процесс —это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Изложенное позволяет  определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) {внутренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).

Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего  и внешнего процессов. При этом внешний  строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль —наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса.

Системообразующим фактором социально-педагогического  процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая  социально-педагогическая деятельность. Основная единица его —это социально-педагогическая задача и способы ее решения. 
 
 
 
 

2. Специфика социально-педагогической деятельности

 

Объект социально-педагогической деятельности – человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик.                               Предмет социально-педагогической деятельности – педагогические аспекты его Социально-педагогическая деятельность – это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества,  обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.                                                                                                        В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия.                                                                                 Основа социально-педагогической деятельности – общение человека с человеком, которое носит событийно-диалогический характер. Это встреча людей с различными мировоззрениями, системами воспитания, менталитета, поведения и т.д. Социальная работа носит совместный характер, это взаимодействие. Социальный работник, как и педагог, должен развить у себя способность вчувствования во внутренний мир человека, то есть эмпатию, должен обрести интуитивное познание на основе сопереживания.

Социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Эта функция реализуется следующим  образом:

      1.    формулировка цели деятельности – положительного идеала;

      2.    создание положительного «проекта», сценария будущего на основе анализа реального бытия человека или группы;

      3.    прогнозирование результата – формирования определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения, самоутверждения.

Результаты социально-педагогической деятельности могут носить не только положительный характер, но и реакционный, при котором закрепляется деперсонализация человека, его отчуждение от себя и  общества, и консервативный характер, при котором происходит закрепление  господствующих у человека социальных ценностей и форм поведения.

В целом этот вид  деятельности носит гуманистическую  направленность, поскольку его цель – противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать  развитию его индивидуальности. 
 

Принципы социально-педагогической деятельности:

1.    Гуманистический подход: человек – высшая ценность общества, его равноправный член.

2.    Индивидуальный подход: учет индивидуальных физических, психологических, возрастных особенностей.

3.    Принцип социальности: все процессы социализации человека, все стороны личности социально детерминированы.

4.    Деятельностный подход: учет современного разделения труда, развития форм общественного отношения, роли ведущей деятельности на каждом возрастном этапе.

5.    Принцип развития: человек – динамичное образование с внутренними противоречиями. В связи с этим социально-педагогическая деятельность имеет стадиально-уровневый характер – необходимо различать этапы, видеть перспективы работы с человеком, быть готовыми к неожиданностям.

6.    Многомерно-диалектический подход: необходимость учета диалектики внешнего и внутреннего, общего и особенного, случайного и необходимого, возможного и действительного, содержания и формы.

   Таковы  некоторые аксиоматические принципы социально-педагогической теории и  практики. В них нашли отражение  потребности не только общепедагогической теории, но и принципы философии, социологии и психологии, поскольку вся система  общечеловеческих знаний является единой.

Информация о работе Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования