Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:25, реферат
"Социально-педагогическая деятельность" – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Введение
1. Понятие, сущность и содержание
социально-педагогического процесса
2. Специфика социально-педагогической деятельности
3. Общая характеристика основных компонентов
социально-педагогического процесса
Заключение
Литература
Методами социально-педагогического исследования окружающей действительности являются:
1.изучение документов и других источников;
2.наблюдение (невключенное и включенное);
3.устный опрос: в виде диагностической беседы, свободного обмена мнениями двух людей (интервью) или группового собеседования;
4.письменный опрос по опросникам закрытого или открытого типа;
5.метод экспертных оценок – разновидность опроса, связанного с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое;
6.анализ диагностических ситуаций;
7.изучение результатов деятельности, а также различные методы социально-педагогического исследования.
Более простой
по структуре и доступный изучению
объект становится моделью более
сложного объекта, именуемого прототипом
(оригиналом). Открывается возможность
переноса информации по аналогии от модели
к прототипу. В этом сущность одного
из специфических методов
Кроме того, в арсенал социального работника должны входить исследовательские методики – признанные, апробированные процедуры, используемые для достижения поставленных целей ряда методов исследования.
Социально-педагогическое обследование представляет собой комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение объекта согласно предполагаемой программе.
Социальная диагностика-это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития
Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.
Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.
Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.
Социальное консультирование-это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.
Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.
Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.
Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.
Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан.
Таким образом,
социально-педагогический
процесс – целенаправленная последовательность
действий педагога (субъекта), обеспечивающая
наиболее оптимальное достижение определенной
социально-педагогической цели в социальном
развитии (коррекции развития), воспитании
(перевоспитании, исправлении), овладении
умениями и навыками в самообслуживании,
обучении, профессиональной подготовке
объекта.
3. Общая характеристика основных компонентов
социально-педагогического
процесса
Внутренний социально-
Этап и стадия нередко используются как синонимы.
Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления),которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.
В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека —ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристики на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику
очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориентироваться в определении цели и характера социально-педагогической деятельности по отношению к нему в данных условиях.
Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним
социально-педагогическим
процессом. В какой степени он
обеспечивает необходимые благоприятные
условия, стимулирует целесообразное
либо сдерживает негативное развитие,
благодаря чему наиболее полно реализуется
потенциал внутреннего
По своей сущности
внешний социально-
При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: структурный и функциональный.
Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели. Функциональный определяет особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе. Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой),а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением
каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъекта и объекта.
Субъект внешнего социально-педагогического процесса —это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной деятельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.
Содержание и направленность внешнего социально-педагогического процесса ориентируются на определенный объект социальной работы —людей пожилого возраста, людей с особыми нуждами, социально незащищенных людей и пр., их индивидуальные особенности,возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме,возможности ее решения.
Субъект и объект
определяют своеобразие социально-
Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста —как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.
Внешний социально-педагогический процесс также включает определенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):
1-й —подготовительный;
2-й —непосредственной
деятельности (процесс реализации
выбранной педагогической
3-й —результативный.
В литературе чаще встречается функциональный подход при выделении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочнорезультативный.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяютего содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагогической деятельности и способа ее достижения. Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального поведения можно предметно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:
а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с
этим социальные проблемы;
б) индивидуальных
особенностей, возможностей клиента, его
позитивного потенциала, создающих
возможности для
в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализации, возможностей (личностных) в достижении определенной степени, активности в работе над собой, отношения к социальному работнику;
г) условий среды,
в которых клиент живет и имеет
возможность для
При взаимодействии
социального работника с
а) создать социально-
б) сформулировать его основные социально-педагогические проблемы;
в) выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним:
•показания;
•предостережения, главное назначение которых —≪не навреди≫;
•советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.
Исследуемые факторы
позволяют выявить
Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания человека, закономерностей его развития (закономерностей развития качеств, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
Предметом социально-педагогического
прогнозирования выступают два
блока проблем, связанных с внутренним
и внешним социально-
а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагогическим процессом, а именно:
•направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;
Информация о работе Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования