Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

"Социально-педагогическая деятельность" – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и содержание
социально-педагогического процесса
2. Специфика социально-педагогической деятельности
3. Общая характеристика основных компонентов
социально-педагогического процесса
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 44.17 Кб (Скачать)

Методами социально-педагогического исследования окружающей действительности являются:

1.изучение документов  и других источников;

2.наблюдение (невключенное  и включенное);

3.устный опрос: в виде диагностической беседы, свободного обмена мнениями двух людей (интервью) или группового собеседования;

4.письменный опрос по опросникам закрытого или открытого типа;

5.метод экспертных  оценок – разновидность опроса, связанного с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое;

6.анализ диагностических  ситуаций;

7.изучение результатов  деятельности, а также различные методы социально-педагогического исследования.  

Более простой  по структуре и доступный изучению объект становится моделью более  сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Открывается возможность  переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня – метода моделирования.

Кроме того, в  арсенал социального работника  должны входить исследовательские методики – признанные, апробированные процедуры, используемые для достижения поставленных целей ряда методов исследования.

Социально-педагогическое обследование представляет собой комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение объекта согласно предполагаемой программе.

Классификация по виду деятельности:

Социальная  диагностика-это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития

Социальная  реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.

Социальное  обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.

Социальная  терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.  

Социальное  консультирование-это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.

Социальная  адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.

Социальный  контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.

Социальная  профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.

Социальная  опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан.

Таким образом, социально-педагогический процесс – целенаправленная последовательность действий педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Общая характеристика  основных компонентов

социально-педагогического  процесса 

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс состоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Практика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качественные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды).

Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в  течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления),которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.

В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека —ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристики на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику

очень подробно оценивать  ход социального развития человека, ориентироваться в определении цели и характера социально-педагогической деятельности по отношению к нему в данных условиях.

Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним

социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечивает необходимые благоприятные  условия, стимулирует целесообразное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется  потенциал внутреннего социально-педагогического  процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического процесса и умение использовать его применительно к себе, своей профессиональной деятельности очень важно для социального работника.

По своей сущности внешний социально-педагогический процесс —это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения  прогнозируемого развития внутреннего  социально-педагогического процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.

При рассмотрении содержания социально-педагогического  процесса выделяют два подхода: структурный  и функциональный.

Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели. Функциональный определяет особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе. Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой),а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением

каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъекта и объекта.

Субъект внешнего социально-педагогического процесса —это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной деятельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.

Содержание и  направленность внешнего социально-педагогического  процесса ориентируются на определенный объект социальной работы —людей пожилого возраста, людей с особыми нуждами, социально незащищенных людей и пр., их индивидуальные особенности,возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме,возможности ее решения.

Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогического  процесса.

Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста —как ее идеальный результат. Он может  совпадать и не совпадать с  реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.

Внешний социально-педагогический процесс также включает определенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный  подход):

1-й —подготовительный;

2-й —непосредственной  деятельности (процесс реализации  выбранной педагогической технологии);

3-й —результативный.

В литературе чаще встречается функциональный подход при выделении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочнорезультативный.

Подготовительный  этап включает подэтапы, которые определяютего содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагогической деятельности и способа ее достижения. Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального поведения можно предметно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:

а) индивидуальных отклонений человека и возникшие  в связи с

этим социальные проблемы;

б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его  позитивного потенциала, создающих  возможности для самореализации;

в) особенностей позиции человека, его отношения  к самореализации, возможностей (личностных) в достижении определенной степени, активности в работе над собой, отношения  к социальному работнику;

г) условий среды, в которых клиент живет и имеет  возможность для самореализации.

При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика  часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой  подход позволяет получить более  полную диагностику клиента, на основе которой можно:

а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;

б) сформулировать его основные социально-педагогические проблемы;

в) выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним:

•показания;

•предостережения, главное назначение которых —не навреди;

•советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.

Исследуемые факторы  позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к следующему подэтапу.

Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания человека, закономерностей его развития (закономерностей развития качеств, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.

Предметом социально-педагогического  прогнозирования выступают два  блока проблем, связанных с внутренним и внешним социально-педагогическими  процессами:

а) прогнозирование  динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагогическим процессом, а именно:

•направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;

Информация о работе Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования