Социально-педагогические аспекты проблемы сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

задачи:
1. Изучение специальной литературы по проблемам развития описательной речи у детей старше дошкольного возраста;
2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать особенности связной речи у детей;
3. В ходе экспериментального изучения разработать модифицированные приемы для развития связной описательной речи;
4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Преодоление общего недоразвития описательной речи у детей старше дошкольного возраста…………………………………………………………..6
1.1. Характеристика ОНОР………………………………………………...6
1.2. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи………………………………………………………………………...14
2. Экспериментальная работа…………………………………………………26
2.1. Исследование состояния связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием описательной речи………………………………………………………..26
2.2. Формирование связной описательной речи у детей………………39
Заключение……………………………………………………………………..61
Список использованной литературы…………………………………………64

Работа содержит 1 файл

КУР ЛОГ2.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Цель  занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества.

Основные задачи:

Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без опоры на

наглядный материал.

Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом материале,

опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали при составле-нии собственного рассказа.

Формирование навыков  планирования рассказа (выбор сюжетного  решения,

определение последовательности событий и др.).

Развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной  речевой 

деятельности.

Формирование грамматически  правильной фразовой речи.

Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст  неоконченного рас-сказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном варианте).

Текст рассказа

«Вася летом жил  в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился. Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу и задумался. Как найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево был густой лес. Куда идти?»

Первое  занятие

О р г а н  и з а ц и о н н а  я ч а с т ь. Объяснение цели занятия.

Ч т е н и  е т е к с т а. Текст  незавершенного рассказа прочитывался дважды.

Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми от-дельных предложений (или  их частей) нужными по смыслу словами  и словосочетаниями (выделены в тексте).

В о с п р  о и з в е д е н и  е д е т ь м и с о  д е р ж а н и я н е о к о н ч е н н о-

го р а с с  к а з а по вопросам педагога:

Где жил Вася летом?

Что было рядом с  деревней?

Что любил делать Вася?

Что случилось с  ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.

В о с п р  о и з в е д е н и  е л е к с и ч е с к о г о м а т е р и а л а текста

рассказа по вопросам:

Какой лес был  рядом с деревней? Рядом с деревней…

Когда Вася вышел  из дома? Он вышел…

Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.

При затруднениях в  составлении развёрнутых ответов  начало фразы даётся педа-гогом. Выделенные слова подчёркиваются интонационно.

Второе  занятие

О р г а н и  з а ц и о  н н а я ч  а с т ь. Детям  даётся установка  на

придумывание  своего продолжения  рассказа.

П о в т о р  н о е ч т  е н и е т  е к с т а  неоконченного рассказа.

С о с т а в  л е н и е  р а с с к  а з о в детьми.

Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного  решения окончания рассказа:

Вася встречает  в лесу людей…

Влезает на дерево и  видит…

Идёт по тропинке и находит…

Спускается к реке и идёт по берегу…

На этой основе дети составляют продолжение рассказа. используются вспомо-гательные вопросы. Проводится магнитофонная запись рассказов.

А н а л и з  д е т с к  и х р а с  с к а з о  в. обращается внимание на

особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком ситуации, вве-дённые в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное исполь-зование средств образной выразительности и др.

После этого детям можно  п р е д л  о ж и т ь «п о ф а н т а з и р о в а т ь» и

придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо предложенных педа-гогом)

Аналогично  могут проводиться  занятия по обучению рассказыванию и  на дру-гом текстовом  и картинном материале. Как показывает опыт нашей работы, изло-женный подход к построению занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНОР навыков составления связных развёрнутых высказываний. Особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому рассказыванию.
Сначала мы включали отдельные, доступные детям  задания творческого  ха-рактера в занятиях по развитию связной  речи. Эта работа осуществлялась совме-стно логопедом и воспитателями. Приводим примерный  перечень таких заданий.
Виды  творческих заданий, включаемых в занятия  по обучению
различным видам рассказывания
 
Цель  заня-тия Виды  занятий  
Обучение

пересказу

Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения (воспитатель).
Упражнения  в моделировании  сюжета пересказываемого произведения (с по-мощью картинных панно, наглядной схемы).
Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим  составлением рассказов  по выполненным рисункам (изображение  персонажей или отдельных  эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание).
Восстановление  «деформированного» текста с последующим  его пересказом (воспитатель): а) подстановка в  текст пропущенных  слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений.
Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу).

 
Обучение  рассказы-

ванию по картинам

Придумывание  названия к картине  или серии картин, а также различных  вари-антов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к  каждому фрагменту-эпизоду).
Игры-упражнения на воспроизведение  элементов наглядного содержания кар-тины («кто самый внимательный?», «кто лучше запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по данному слову (словоформе) с опорой на кар-тину.
Разыгрывание  действий персонажей картины (игра-драматизация с использо-ванием пантомимы и др.).
Придумывание  продолжения к  действию, изображённому  на картине (серии  картин).
Составление завязки к изображённому  действию (с опорой на речевой образец  логопеда).
Восстановление  пропущенного звена (какой-либо картинки) при составлении  рассказа по серии картин.

Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога дети вос-станавливают содержание изображенного  на картине, но не показанного фраг-мента, закрытого экраном).

 
Обучение  описанию предметов
Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным его де-талям, отдельным составным элементам).
Составление описания предмета по собственному рисунку (воспитатель).

Использование игровых  ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит воспитатель).

 
     
В целях формирования навыков составления  самостоятельного рассказа с элемен-тами творчества использовали следующие  виды работы: составление  рассказов по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по не-скольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную тему.
Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин  В.С. Общая методика обучения описательной речи в средней  школе. - М., 2003г.При  этом решались следующие практические задачи:
Развитие  у детей умения ориентироваться  в предложенном текстовом  и 

наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа, опорные картинки-иллюстрации) при  составлении собственного рассказа;

Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;

Уточнение и развитие пространственных и временных представлений;

Развитие воссоздающего  и творческого воображения;

Формирование навыков  самостоятельного рассказывания.

Специальные занятия  по обучению рассказыванию с элементами творчества проводили в основном на заключительном этапе коррекционной работы.

Здесь уже составление  рассказов по аналогии с прослушанным текстом (неболь-шого объёма) проводилось  без предварительного пересказа (с  учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий вклю-чала:

Двукратное чтение и разбор содержания текста;

Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа

(изменение времени  года, места действия и др.);

Рассказы детей  с последующим коллективным анализом и оценкой.

При обучении творческому  рассказыванию мы использовали методы составления рассказов по наборам  игрушек, по трём опорным словам с  иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» - «удочка» - «река»; «ребята» - «лес» - «ёжик»; «мальчики» - «озеро» - «плот»).

Пальмер, Гарольд  Е. Устный метод обучения русскому языку. - М., 2003г.Составление рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событий-ную основу: «На рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При затруднениях логопед давала образец начала рассказа.

Для формирования навыков  рассказывания с элементами собственного творчества использовали предметно-практические занятия - рисование, аппликацию, конструирование.

Приводим рассказы детей с ОНОР, составленные по выполненным  рисункам и аппликациям (рассказы приводятся без отражения фонетических особенностей речи детей).

Соня  П., 6 лет: «Здесь нарисована но… ёлка новогодняя. На ней разные шарики и звёздочки. Ребята водят хоровод… вокруг ёлки. А это Дед Мороз… Он принёс детям подарки.»

Никита  Е., 6 лет: «Это у меня дом… В домике живёт мальчик Андрюша. Рядом с домом забор… Около дома конура. В конуре живёт собака Шарик… Из трубы идёт дым. Мама дома готовит обед. Андрюша будет сегодня есть голубцы.»

Серёжа  П., 6 лет: «Это машина. Машина едет… по дороге. А впереди светофор. Там горит красный свет. И машина остановилась. Потом загорелся желтый свет, а потом - зелёный. И машина поехала дальше… в гараж.»

Обучение составлению  рассказа на тему без использования  словесных и наглядных опор проводилось  на заключительном этапе работы.

Заключение

Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы отмечали, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНОР, мы получили хороший результат.

Как показал опыт нашей работы, введение в занятия  по обучению рассказыванию различных  заданий творческого характера  значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. При проведении контрольного обследования детей с ОНОР наблюдалась следующая картина.

Все дети экспериментальной  группы справились с теми 7-ю заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко в речи детей  встречались аграмматизмы. Ошибки были в построении предложений (у 3-х детей) и в употреблении глагольных словоформ (у одного ребёнка).

Для сравнения приводим рассказ Даши Т. к седьмому заданию.

 
В начале эксперимента В конце эксперимента  
Прыгнул, не схватил… Они лес уш-

ли… Вольки стали… лизать а дерево.

Коля спрятался… и его не нашли воль-

ки… На дерево… Пасёл  домой. Приди

Коля дверь. Дома, а вольки усли.

Была зима. Петя шел  из школы домой.

Тропинка проходила  через небольшой 

лесок. Вот уже  видно деревню. Вдруг Петя

увидел волков. Он быстро влез на сосну.

Волки хотели Петю достать, но не смогли.

Они сели около сосны  и стали ждать. Петя

Сидел на сосне долго, до вечера. Мимо

шел охотник, увидел волков и выстрелил 

из ружья. Волки  убежали. А Петя слез с 

дерева и пошел  домой.

 
     

Информация о работе Социально-педагогические аспекты проблемы сиротства