Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 21:42, курсовая работа
задачи:
1. Изучение специальной литературы по проблемам развития описательной речи у детей старше дошкольного возраста;
2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать особенности связной речи у детей;
3. В ходе экспериментального изучения разработать модифицированные приемы для развития связной описательной речи;
4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Преодоление общего недоразвития описательной речи у детей старше дошкольного возраста…………………………………………………………..6
1.1. Характеристика ОНОР………………………………………………...6
1.2. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи………………………………………………………………………...14
2. Экспериментальная работа…………………………………………………26
2.1. Исследование состояния связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием описательной речи………………………………………………………..26
2.2. Формирование связной описательной речи у детей………………39
Заключение……………………………………………………………………..61
Список использованной литературы…………………………………………64
Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обуче-нии детей старше дошкольного возраста виды самостоятельного рассказывания (сюда не включаются разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных тек-стов и т.п.). Затем мы отобрали те из них, в которых в наибольшей степени при-сутствуют оба обозначенных фактора, и расположили виды рассказывания в по-рядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделирован-ного плана.
Пальмер, Гарольд
Е. Устный метод обучения русскому языку.
- М., 2003г.Обозначился следующий
пересказ рассказа по демонстрируемому действию;
составление рассказа по демонстрируемому действию;
составление рассказа с использованием фланелеграфа;
пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Этими видами рассказывания мы ограничили работу над связной речью на
первом году обучения.
Такие виды рассказывания как описание предметов и объектов, сравнение пред-метов и объектов мы перенесли на 2-й год обучения по следующим причинам:
Экспериментальными данными подтверждается, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают значительные затруднения, связанные:
с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств;
установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
удержанием в памяти ребенка этой последовательности.
Учитывая сказанное,
мы разработали схемы для
Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зритель-ного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последователь-ными. Эти и аналогичные схемы мы использовали не только для составления опи-сательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школь-ному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний оп-ределили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов фор-мирования у детей с ОНОР навыков связной описательной речи.
Занятие по составлению описательных рассказов являлись частью нашей ком-плексной работы по формированию связной речи у детей с ОНОР. При этом стави-лись следующие задачи:
формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-вы-сказывания;
формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;
овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;
практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.
Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие основные виды ра-боты:
подготовительные упражнения к описанию предметов;
формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
описание предметов по основным признакам;
обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных при-знаков - микротем);
закрепление навыков
описания, в том числе в процессе
игровых и предметно-
подготовку к обучению сравнительному описанию предметов;
обучение сравнительному описанию предметов.
Обучение описательной речи проводилось в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении:
систематические упражнения
в правильном употреблении словоформ
(падеж-ных окончаний
формирование у детей практических навыков словоизменения;
упражнения в правильном построении фраз;
формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;
активизация и обогащение словарного запаса.
На занятиях по описанию предметов детям предъявлялся ряд предметов, относя-щихся к одной группе. Перед составлением описания дети называли все предметы. При этом особое внимание уделялось различию их по внешнему виду. Это помо-гало детям осуществлять выделение основных признаков объекта описания и спо-собствовало закреплению соответствующих сообщений и противопоставлений. Объект описания выбирался либо логопедом, либо самим ребенком (в зависимости от конкретных задач данного занятия и степени подготовленности детей).
В ходе обучения нами
использовался ряд
Логопед: Ребёнок
Это кошка У меня тоже кошка
… …
У меня кошка серая, с черными У меня кошка вся черная.
полосками. Лапки у неё белень- Лапки у неё беленькие.
кие. Шерсть у кошки мягкая, пу- Шерсть у кошки пушистая.
шистая. Уши у кошки маленькие Ушки у кошки маленькие, глаза
острые. Глаза у неё круглые, зе- зелёные… как огоньки. У неё
лёные. У кошки длинные усы… большие усы.
и т. д.
Указанный приём
использовался нами в работе с
детьми, которые испытывали наибольшие
затруднения в запоминании
Приём описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с ОНОР навыков самостоятельного описания. После выполнения рисунка какого-либо предмета или игрушки ребёнку предлагалось дать его описа-ние по определённому плану. Рисунки выполнялись цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Затем они выставлялись на наборном полотне и дети поочерёдно рассказывали об изо-браженных предметах. Педагог давал краткий анализ высказываний детей (пол-нота информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств).
Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной опи-сательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об ос-новных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Вы-полнение детьми рисунков может проводиться под руководством воспитателя.
Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) проводилось нами на отдельных занятиях по темам: «Моя любимая иг-рушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти может проводиться и на воспитательских занятиях, особенно на основе свежих впечатлений детей, напри-мер, после посещения зоопарка, живого уголка, коллективного труда по уходу за растениями, занятий по ознакомлению с природой.
Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обуче-ния описанию. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.
Приводим краткое содержание отдельных игровых занятий.
Работа по сравнительному
описанию двух предметов начиналась
с использования следующих
Использование схем при составлении описательных рассказов помогло добиться хороших результатов. И мы пошли дальше: начали использовать схемы; иллюст-ративные панно при обучении детей не только составлению описательных расска-зов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуются структура речи, её выразительность, про-изношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.
Организуя занятия по обучению пересказу, придерживались строгого плана:
Организационная часть (цель - помочь детям сконцентрировать внимание, под-готовить их к восприятию текста);
Чтение текста (без установки на пересказ);
Разбор текста в
вопросно-ответной форме (вопросы ставили
так, чтобы дети могли ещё раз
уточнить основные моменты сюжета,
способы его языкового
Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);
Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);
Упражнения на закрепление языкового материала;
Анализ детских рассказов.
Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был главный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди по-являющимися персонажами.
Исходя из этого, разработали конспекты занятий по обучению пересказу детей с ОНОР с опорой на иллюстративное панно, в том числе по теме «Пересказ сказки «Проказы старухи Зимы» в обработке К.Д. Ушинского». В центре фланелеграфа помещаем картинку с изображением старухи Зимы. Под ней в одном ряду после-довательно размещали картинки с изображением птиц, рыб, зверей, взрослых, де-тей. Так перед глазами детей появляется наглядный план пересказа.
Успешно справились дети и с пересказом довольно большой по объёму и количе-ству действующих лиц мордовской сказки «Как собака друга искала» (в обработке С.Фетисова). Главный персонаж - Собака (прикрепляли картинку в центре флане-леграфа) ищет друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила зайца (появляется картинка с изображением зайца - первая в ряду). Ночью мимо них пробежала мышь (ставили картинку с изображением мыши под зайцем). Собака услышала, залаяла, заяц испугавшись, что может прийти волк, убежал. Собака ре-шила подружиться с волком - уж он-то, наверное, никого не боится (ставили кар-тинку с изображением волка в первом ряду). Ночью рядом оказалась лягушка (под волком прикрепляли лягушку), собака опять залаяла. Волк подумал, сто может прийти медведь (появляется картинка с изображением волка), испугался и ушел. Собака позвала медведя, но тот и дня с собакой не провёл: появился уж (прикреп-ляли его изображение под медведем), и медведь решил, что вслед за ним появится человек, и тогда ему, медведю, не поздоровится (прикрепляли изображение чело-века). В конце сказки собака наконец встречает верного друга - человека, который - уж точно! - никого не боится.
Итак, на иллюстративном панно-схеме дети видели всех действующих лиц сказки, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они основное внимание концентрировали на правильном построении предложений, на воспро-изведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, ко-торое они пересказывали.
Иллюстративное панно просто необходимо при обучении детей пересказу сказки «Вершки и корешки» (в обработке К.Д.Ушинского). Текст сказки четко делился на две части: сначала мужик и медведь сажали и делили репу, затем сеяли пшеницу и тоже делили её. Детям обычно трудно запомнить, что кому досталось в первой части сказки, что - во второй. Наглядное панно всё расставляет по своим местам.
Вверху фланелеграфа прикрепляли картинки с изображением мужика и медведя. Выросла репа - мужик взял корешки, а Мише отдал вершки (под мужиком при-крепляли картинки с изображением самой репы, под медведем - её ботву). По-спела пшеница - мужик взял себе вершки, а Миша - корешки (рядом с репой при-крепляли картинку с колосками, а около картинки с ботвой репы поместили изо-бражение тонких корней колоса пшеницы).
Информация о работе Социально-педагогические аспекты проблемы сиротства