Социально-педагогические аспекты проблемы сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

задачи:
1. Изучение специальной литературы по проблемам развития описательной речи у детей старше дошкольного возраста;
2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать особенности связной речи у детей;
3. В ходе экспериментального изучения разработать модифицированные приемы для развития связной описательной речи;
4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Преодоление общего недоразвития описательной речи у детей старше дошкольного возраста…………………………………………………………..6
1.1. Характеристика ОНОР………………………………………………...6
1.2. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи………………………………………………………………………...14
2. Экспериментальная работа…………………………………………………26
2.1. Исследование состояния связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием описательной речи………………………………………………………..26
2.2. Формирование связной описательной речи у детей………………39
Заключение……………………………………………………………………..61
Список использованной литературы…………………………………………64

Работа содержит 1 файл

КУР ЛОГ2.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения описательной речи в средней школе. - М., 2003г.На последующих занятиях иллюстративные панно заменили моделированием сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогали детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах использовали про-стые схемы-рисунки, которые составляют сами дети. Так, при пересказе рассказов К.Д.Ушинского «Гуси», «Петушок с семьёй» они сами зарисовывали простые схемы, отражающие последовательность описания внешнего вида петушка и гу-сей.

Сначала учили детей пересказу традиционными приёмами. Из семи детей с ОНОР ни один ребёнок не назвал все пять характеристик внешности петушка. Максимум названных признаков - 4; минимум - 1-2.

После зарисовки  детьми условной схемы и пересказа  с опорой на неё результаты изменились: пять признаков петушка назвали трое детей; четыре - тоже трое; три - один ребёнок.

Наглядность (детские  схемы-рисунки, панно, условные схемы) можно использо-вать не только при  обучении пересказу и составлению  описательных рассказов, но и при  автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.

Текст, необходимый  для автоматизации тех или  иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно предоставляется  ребёнку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.

Для автоматизации  звука «сь» в связных текстах  мы взяли стихотворение «Ва-сенька»:

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки.

Хвост дугой у  Васеньки и пятно на спинке.

Дети сами зарисовывали схему описания внешнего вида кота.

Заметили, что многие дети любят учить стихи наизусть. Этот процесс значительно упрощается, если дети сами рисуют их схемы. Так, например, наши воспитанники очень быстро выучили стихотворение Г.Ладонщикова «Весна»

Весна

Отшумела злая вьюга, Солнце, землю нагревая

Стала ночь короче дня. Гонит с нашей горки лёд.

Тёплый ветер дует с юга, Тает баба снеговая

Капли падают, звеня. И ручьями слёзы льёт.

В заключение хотим  отметить: положительные результаты обучения детей связ-ной речи и  пересказу свидетельствуют об эффективности  используемых нами приёмов.

Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения описательной речи в средней школе. - М., 2003г.Значительное место в работе над формированием связной речи мы отводим уп-ражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, рассказов из собствен-ного опыта. Включали в занятия доступные задания творческого характера (со-ставление рассказа по аналогии с пересказываемым текстом, продолжение к дей-ствию, изображенному на серии сюжетных картинок и др.).

При проведении занятий  ставились следующие задачи:

Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой комму-никации;

Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Развитие навыков  контроля и самоконтроля за построением  связных высказы-ваний;

Целенаправленное  воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связан-ных с формированием устного речевого сообщения.

Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания  строилась с учётом тематического  принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в ра-боте логопеда и  воспитателей логопедических групп. Большое внимание мы уде-ляли овладению детьми навыками планирования связных развёрнутых высказываний. Обучение на основе каждого текстового или картинного материала проводилось как минимум на двух учебных занятиях. Приводим примеры занятий по обучению составления рассказов детьми с ОНОР.

Занятия по серии картинок «Умный ёжик» (сюжет  Н.Радлова)

I период второго  года обучения

Цель  занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные моменты сюжетного действия.

Основные  задачи:

Развитие навыков  анализа наглядно изображенного  сюжета, умений воссозда-вать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных кар-тинок;

Развитие фразовой речи детей, навыков составления  распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа и др.;

Формирование навыков  словоизменения (в основном существительных);

Развитие воссоздающего  и творческого воображения у  детей;

Формирование и  развитие связной речи в форме  рассуждения.

Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или де-монстрационная доска.

Обучение рассказыванию  по данной серии картинок проводится на двух заня-тиях.

Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения описательной речи в средней школе. - М., 2003г.Первое занятие

О р г а н  и з а ц и о н н а  я ч а с т ь. Подготовка детей  к основной части за-дания. Узнавание  предмета по его описанию. Детям  предлагаются 2 загадки, связанные с  содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.

Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие  дети».

Вопросы:

Скажите, ребята, где  растут яблоки?

Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом. По це-почке повторяется словоформа «на яблоне».)

Загадка о ёжике: «под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками».

Педагог: «Кто скажет, где живёт ёж?»

Р а з б о р с о д е р ж а н и я к а р т и н о к .

Педагог: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошёл с одним ёжиком».

Ляховицкий М.В. Методика преподавания русского языка языка. - М., 2003г.Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.

В о п р о с  ы к к а р  т и н к а  м.

1-я  картинка

Что вы видите на этой картине?

Какие деревья здесь  растут?

Как называется место, где растут яблони?

(при затруднении  дается подсказка: «Это слово  начинается со звука С»).

Кто изображен на картинке?

При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопроси-тельными словами «кто»  и «что».

Что делает ёжик? Что  он делает с яблоками?

Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В случае не-обходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога.

2-я  картинка

Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?);

Где лежат яблоки? (под деревом);

Где сидит ёжик? (на дереве).

(Дети упражняются  в словоизменении на основе  слов «дерево» и «яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произ-несение слова по цепочке.)

3-я  картинка 

Что сделал ёжик? Как  прыгнул (упал) ёжик?

(Вводятся словоформы - «на спину», «спиной вниз».)

Куда упал ёжик? (на яблоки).

4-я  картинка

Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик?

(Вводятся слова  «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются  в послоговом, а затем в слитном  произнесении.)

В заключение даётся ряд общих вопросов:

«Почему яблоки лежат  на земле?» (Внимание акцентируется на слове «со-зрели».)

Какое время года здесь изображено? Когда созревают  яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развёрнутых фразах-от-ветах, например:

Яблоки созревают  в конце лета.

При работе с детьми более сильной группы разбирается содержание 1, 2 и 4-ой картинок.

Размещение картинок детьми в нужной последовательности на наборном

полотне. Составление  рассказа по цепочке (по одному фрагменту  каждым ребён-ком).

Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения описательной речи в средней школе. - М., 2003г.Второе занятие

О р г а н  и з а ц и о н н а  я ч а с т ь. Объяснение цели занятия.

Один из детей  размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности.

У п р а ж  н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о ж е н и й, предлагаемых

педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все дети).

Яблоки лежат на…  под… (траве, деревом);

Ёжик собрал яблоки в… (кучку);

Ёжик залез на… (дерево, яблоню);

Ёжик прыгнул на … (яблоки);

Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.

О б у ч е  н и е д е т е й с  о с т а в л е н и  ю з а в я з к и рассказа (начала к 

избранному действию).

а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопро-сам:

Что виднеется вдали?

Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)

Что было рядом с  лесом?

Что однажды решил  сделать ёжик?

Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы.

б) Педагог дает образец  начала рассказа.

В предлагаемом педагогом  тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).

Однажды ёжик решил  пойти на прогулку. Он вышел из… (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле  большие румяные… (яблоки). Ёжику  захотелось принести домой… (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик. Думал, думал и придумал.

Ляховицкий М.В. Методика преподавания русского языка языка. - М., 2003г.С о с т а в л  е н и е р а с с к  а з а д е т ь м и.

Составление рассказа по цепочке - по первым картинам-фрагментам (в зави-симости от состава подгруппы).

Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком (ведётся магнитофонная запись).

Составление вариантов  рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам.

Педагог: «Теперь  составь свой рассказ. Расскажи: где  жил ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел».

Пальмер, Гарольд  Е. Устный метод обучения русскому языку. - М., 2003г.Пример рассказа по серии картинок (рассказ Максима Б., 6,5 лет, III уровень речевого развития)

«Ёжик жил в дальнем  лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А  там яб-локи… лежат… на земле. Захотелось ему… яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яб-локи в  кучку… а как их взять - не знает. Думал, думал и придумал. Залез… на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес».

У п р а ж  н е н и я в п о д  б о р е с л о в - о  п р е д е л е н и  й к данному слову. Дается характеристика действующего лица (по вопросам):

Что можно сказать  про ёжика, какой он?

Актуализируется ряд  слов-определений. Например:

Ёжик догадался, что  ему нужно сделать. Значит, он…  какой? - Догадливый.

А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно

поступить. Значит, ёжик какой? - Сообразительный.

Ёжик нашел выход  из положения - «находчивый ёжик» и т.п.

Актуализируемые слова  закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос «Что можно  сказать о ёжике?» - один-два ребёнка повторяют все ука-занные определения.

Ляховицкий М.В. Методика преподавания русского языка языка. - М., 2003г.III п е р и о д в т о р о г о г о д а о б у ч е н и я

Информация о работе Социально-педагогические аспекты проблемы сиротства