Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.

Содержание

Аннотация ...............................................................................................................3

Введение ………………………….……………………...................……………..4

1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7

1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13

1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14

2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования

Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48

3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53

3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55

Заключение ………………………………………………………………..........57

Список использованной литературы ……………………………………….59

Приложения ….....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом 11.doc

— 921.50 Кб (Скачать)

     — особенности воспитания детей с  отклонениями в физическом и психическом  развитии;

     — трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

     — организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

     — подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

     — нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

     — развитие представлений об общении  в детском возрасте;

     — причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся  детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

     Помощь  в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а  также с ребенком посредством  создания специальных воспитывающих  ситуаций для решения задачи своевременной  помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

     Основными сферами семейной жизни, в которых  реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. 

     3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации

     Для подростка очень важно общение  со сверстниками и родителями, они  очень сильно влияют на их жизнь, на их воспитание и деятельность во взрослой жизни. Они должны получить хорошее  воспитание, образование, социальное положение, друзей, работу.

     Подросток - это ещё недостаточно зрелый и  недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся  на особой стадии формирования её важнейших  черт и качеств.

     Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность.

     Поэтому подростку необходима помощь старших, которые направят его, которые помогут  разрешить проблемы, научат многому. Да и ему самому будет очень  интересно. В противном случае может произойти и худшее:

     - плохие компании (алкоголь, наркотики);

     - душевные расстройства (проблемы  в школе, в семье);

     - неприятности с законом (хулиганство,  разбой).

     Как было сказано ранее подростку  нужна помощь и есть много мест чтобы помочь ему, чтобы занять его досуг во внеурочное время, и просто дать ответы на многие вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Настоящее исследование было посвящено созданию социально-педагогических условий  для реабилитации дезадаптированных  подростков в образовательном учреждении. Социально- педагогическая реабилитация в образовательном учреждении заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их поведения, а также восстановление их в статусе субъекта деятельности, формирующей отношение ученика с окружающими. А также изменение представлений ребёнка о самом себе - его «Я концепции». Социальный педагог занимает в этой помощи детям вполне определённое место. Он участвует в социально-педагогической диагностике и отборе детей и подростков группы риска, осуществляет их социально-педагогическую реабилитацию , используя при этом особые средства и методы.

     В ходе исследования были решены следующие задачи:

  • изучена литература по проблеме;
  • раскрыта сущность реабилитации, её виды;
  • показан возрастной аспект реабилитации;
  • подобраны и проведены диагностики, выявляющие проблемы детей и подростков;

     - выбраны необходимые методы и средства в коррекционной программе - тренинг коммуникации - М.Кипниса, тренинг социальных навыков – доктора психологических наук, профессора А.В.Родионовой, тренинг креативности - М.Кипниса. Выдвинутые нами предположения, что коррекционные программы коммуникативности, социальных навыков и креативности оказывают положительное влияние на формирование позитивных отношений между подростками, на приобретение навыков здорового образа жизни и развитие творческого потенциала личности частично подтвердились . Данное исследование ещё раз подтвердило, что многие родители испытывают затруднения в обучении и воспитании своих детей и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, психологов и социальных педагогов. Исходя из вышесказанного мы сделали вывод, что нужно продолжить групповую работу с родителями по налаживанию контакта с детьми в форме тренингов, продолжить работу по формированию и развитию коммуникативных, организаторских, креативных склонностей. Спланировать дальнейшую работу с учащимися по формированию лидерских навыков. Включать родителей в тренинговые группы подростков. Так как в настоящее время реабилитация подростков в условиях образовательного учреждения остаётся актуальной проблемой, считаю необходимым продолжить работу над совершенствованием средств и методов диагностики и коррекции дезадаптированных подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

1.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия»,2001.

 2.Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. - 4-е изд.,

перераб. и доп. - М. - Академический Проект.2000.

3.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных

заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.

4.Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.

5.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера»,2000.

6.Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов.- Ярославль: Академия развития,2001.

7.Семёнов Г.С. Методика работы социального педагога. - М.: школьная пресса ,2003.

8.Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.- М., Народное образование, 2002.

9.Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Пособие для учителя под ред. В.А. Татенко, Т.М. Татенко. Киев, 1989.

10.Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Опросник  КОС

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённое вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо занятиями, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительнее старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?

12.Часто ли ВЫ откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня?

13.Легко  ли Вам удаётся установить  контакты с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь  ли Вы добиваться, чтобы Ваши  товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15.Трудно  ли Вы осваиваетесь в новом  коллективе?

16.Верно  ли, что у Вас не бывает конфликтов  с товарищами из-за невыполнения  ими своих обещаний, обязанностей, обещаний?

17.Стремитесь  ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.Часто  ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают  ли Вас окружающие люди, и хочется  ли вам побыть одному?

20.Правда  ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь  в незнакомой для Вас обстановке?

21.Нравится  ли Вам постоянно находиться  среди людей? 

22.Возникает  ли у Вас раздражение, если  Вам не удаётся закончить начатое  дело?

23.Испытываете  ли Вы чувство затруднения,  неудобства или стеснения, если  приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда  ли , что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  1. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  2. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27 Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для вас людей?

28. Верно  ли, что Вы редко стремитесь  к доказательству своей правоты?

  1. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
  2. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  3. Полагаете ли вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
  4. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было принято сразу Вашими товарищами?
  5. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?
  6. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  7. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
  8. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  9. Верно ли, что у Вас много друзей?
  10. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  11. Часто ли Вы смущаетесь и чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  12. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
 

 

      Приложение 2

     Социально-психологическая  служба

     Модель  деятельности социально-педагогической службы

     Цель: создание системы социально-психологических  условий, способствующих успешной социализации (социальной адаптации), обучению и развитию каждого ребенка.

     Задачи:

  • Содействовать ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
  • Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка;
  • Социально-психологическая поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях и обеспечение защиты прав ребенка;
  • Исследование и профилактика школьной дезадаптации, психологической и социальной запущенности;
  • Социально-психологическое сопровождение учащегося;
  • Организация просветительской работы среди родителей, педагогического коллектива, индивидуальные консультации наиболее трудных случаев;
  • Обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка через коррекционно-развивающую работу и профилактическую деятельность.

     Основные  направления деятельности:

     1) Диагностическое:

  • выявление и изучение динамики развития личности;
  • соответствие психолого-педагогическому статусу на разных ступенях обучения;
  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • выявление «психологически благополучных» детей и детей с проблемами обучения и развития»;
  • сопровождение процесса адаптации;
  • выявление проблем в образовательном процессе;
  • выявление межличностных взаимоотношений;
  • изучение особенностей средовой дезадаптации.

     2) Прогностическое: 

  • возможность прогнозировать определенные особенности развития ребенка на всех этапах обучения;
  • предупреждение потенциальных нарушений и трудностей;
  • создание условий для личностного развития и обучения учащихся;
  • определение психологических критериев эффективности обучения и развития школьников;
  • приведение создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования