Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.
Аннотация ...............................................................................................................3
Введение ………………………….……………………...................……………..4
1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7
1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13
1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14
2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования
Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования
3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48
3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53
3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55
Заключение ………………………………………………………………..........57
Список использованной литературы ……………………………………….59
Приложения ….....................................................................................................
— особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
— трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;
— организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
— подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
— нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
— развитие представлений об общении в детском возрасте;
— причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Основными
сферами семейной жизни, в которых
реализуется воспитательная функция,
являются сферы родительского долга,
любви и интереса.
3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации
Для подростка очень важно общение со сверстниками и родителями, они очень сильно влияют на их жизнь, на их воспитание и деятельность во взрослой жизни. Они должны получить хорошее воспитание, образование, социальное положение, друзей, работу.
Подросток - это ещё недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств.
Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность.
Поэтому подростку необходима помощь старших, которые направят его, которые помогут разрешить проблемы, научат многому. Да и ему самому будет очень интересно. В противном случае может произойти и худшее:
- плохие компании (алкоголь, наркотики);
- душевные расстройства (проблемы в школе, в семье);
-
неприятности с законом (
Как
было сказано ранее подростку
нужна помощь и есть много мест
чтобы помочь ему, чтобы занять его досуг
во внеурочное время, и просто дать ответы
на многие вопросы.
Настоящее исследование было посвящено созданию социально-педагогических условий для реабилитации дезадаптированных подростков в образовательном учреждении. Социально- педагогическая реабилитация в образовательном учреждении заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их поведения, а также восстановление их в статусе субъекта деятельности, формирующей отношение ученика с окружающими. А также изменение представлений ребёнка о самом себе - его «Я концепции». Социальный педагог занимает в этой помощи детям вполне определённое место. Он участвует в социально-педагогической диагностике и отборе детей и подростков группы риска, осуществляет их социально-педагогическую реабилитацию , используя при этом особые средства и методы.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- выбраны
необходимые методы и средства в коррекционной
программе - тренинг коммуникации - М.Кипниса,
тренинг социальных навыков – доктора
психологических наук, профессора А.В.Родионовой,
тренинг креативности - М.Кипниса. Выдвинутые
нами предположения, что коррекционные
программы коммуникативности, социальных
навыков и креативности оказывают положительное
влияние на формирование позитивных отношений
между подростками, на приобретение навыков
здорового образа жизни и развитие творческого
потенциала личности частично подтвердились
. Данное исследование ещё раз подтвердило,
что многие родители испытывают затруднения
в обучении и воспитании своих детей и
нуждаются в квалифицированной помощи
педагогов, психологов и социальных педагогов.
Исходя из вышесказанного мы сделали вывод,
что нужно продолжить групповую работу
с родителями по налаживанию контакта
с детьми в форме тренингов, продолжить
работу по формированию и развитию коммуникативных,
организаторских, креативных склонностей.
Спланировать дальнейшую работу с учащимися
по формированию лидерских навыков. Включать
родителей в тренинговые группы подростков.
Так как в настоящее время реабилитация
подростков в условиях образовательного
учреждения остаётся актуальной проблемой,
считаю необходимым продолжить работу
над совершенствованием средств и методов
диагностики и коррекции дезадаптированных
подростков.
Список использованной литературы
1.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия»,2001.
2.Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. - 4-е изд.,
перераб. и доп. - М. - Академический Проект.2000.
3.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
4.Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.
5.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера»,2000.
6.Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов.- Ярославль: Академия развития,2001.
7.Семёнов Г.С. Методика работы социального педагога. - М.: школьная пресса ,2003.
8.Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.- М., Народное образование, 2002.
9.Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Пособие для учителя под ред. В.А. Татенко, Т.М. Татенко. Киев, 1989.
10.Реттер
М. Помощь трудным детям. М., 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Опросник КОС
12.Часто ли ВЫ откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня?
13.Легко ли Вам удаётся установить контакты с незнакомыми людьми?
14.Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.Верно
ли, что у Вас не бывает
17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
19.Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20.Правда
ли, что Вы обычно плохо
21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22.Возникает
ли у Вас раздражение, если
Вам не удаётся закончить
23.Испытываете
ли Вы чувство затруднения,
неудобства или стеснения,
24.Правда ли , что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
27 Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для вас людей?
28. Верно
ли, что Вы редко стремитесь
к доказательству своей
Приложение 2
Социально-
Модель деятельности социально-педагогической службы
Цель:
создание системы социально-
Задачи:
Основные направления деятельности:
1) Диагностическое:
2) Прогностическое: