Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.

Содержание

Аннотация ...............................................................................................................3

Введение ………………………….……………………...................……………..4

1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7

1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13

1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14

2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования

Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48

3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53

3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55

Заключение ………………………………………………………………..........57

Список использованной литературы ……………………………………….59

Приложения ….....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом 11.doc

— 921.50 Кб (Скачать)

     3) Посредническое:

  • организация взаимодействия всех служб в условиях ОУ;
  • координация взаимодействия различных специалистов, ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка.

     4) Охранно-защитное:

  • выявление и сопровождение детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
  • социально-психолого-педагогическая поддержка неблагополучных семей.

     5) Предупредительно-профилактическое:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.

     6) Психокоррекционно-реабилитационное:

  • коррекция проблем развития личности ребенка, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, педагогов, родителей;
  • поддержка психологического здоровья педагогов и учащихся.

     7) Консультативно-просветительское:

  • психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
  • обозначение проблемы и выявление причин;
  • разработка и выдача рекомендаций;
  • просвещение педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания, возрастной и социальной психологии;
  • решение проблем эффективного сопровождения конкретных школьников и учебных параллелей.

     8) Опытно-экспериментальное:

  • апробация диагностических методик, коррекционных программ;
  • выявление эффективных психотехнологий;
  • обобщение опыта педагогов, родителей;
  • подготовка материалов для педконсилиумов, семинаров, круглых столов.

     Характеристика  деятельности социально-педагогической службы.

     Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить социальному педагогу - сформировать у ребенка навыки общения, помочь адаптироваться к новой среде и оказание помощи семьям: образовательной, психологической, посреднической (см. Схему № 3). Цель определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой (см. Модель социально-психологической деятельности).

     Решение любой проблемы ребенка начинается с диагностирования проблемы, которое  включает в себя обязательно этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой делается заключение. Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого социальные педагоги выбирают ту или иную социально-педагогическую технологию, которая необходима в данном конкретном случае.

     Если  не удается решить проблему, то составляем свою собственную программу решения проблемы, т.е. самостоятельно разрабатываем технологию своей деятельности в данном случае. В зависимости от того, какую технологию применяем, выбираются соответствующие методы (убеждения, упражнения и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые позволят решить проблему ребенка. Если проблема ребенка решена положительно, то работа с ребенком заканчивается.

     Если  проблема ребенка не решена или частично решено, то необходима корректировка социальной деятельности на каждом этапе (например, этапе диагностирования, выборе решения или определения методов и средств) и повторение решение проблемы. Последние годы социальный педагог работает над проблемой «Девиации в подростковом возрасте». Использует современные технологии работы с проблемными детьми. А также технологии доктора педагогических наук, профессора М.А. Галагузовой.

     Объекты деятельности

  1. Основные объекты деятельности социально-психологической службы – это дети, а также родители и педагогический коллектив, которые являются участниками воспитательного и образовательного процесса и оказывают воздействия на ребенка.
  2. Основными видами помощи, которые оказывает социально-психологическая служба ребенку и всем категориям семей, являются:
    • Социально-информационная, направленная на обеспечение информаций по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки;
    • Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействия в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским вопросам;
    • Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в ОУ;
    • Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы «риска»;
    • Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот;
    • Медико-социальная помощь, направленная на профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы «риска»;
    • Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и социуме, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
    • Социально-педагогическая помощь, направленная на создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы «риска». Все эти виды социально-психологической помощи реализуются с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Применяются такие формы работы с семьей, как патронаж (посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями). Наряду с патронажем следует выделить индивидуальные консультационные беседы и групповые методы работы с семьями – тренинги.

     Социальные  педагоги используют широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских, таких как: наблюдения, беседы, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, метод оценки эффективности (МОЭ), анализ документов, тестирование, биографический метод и т.д.

     Взаимодействие  с социумом

     Взаимодействие  с заинтересованными ведомствами  и структурами по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) ведется со следующими учреждениями:

  • здравоохранения (детская поликлиника им. Пирогова, институт консультации и тренинга «Статус», медико-психолого-педагогическая комиссия, областной наркологический диспансер, подростковый наркологический кабинет, областной центр планирования семьи и репродукции, городской центр медицинской профилактики, кожно-венералогический диспансер);
  • образования (отдел образования округа, инспектор по охране детства, специалисты по делам «Семьи, материнства и детства», ПУ, ВСШ, Сузы, Вузы);
  • органами внутренних дел (РОВД, инспектор ОДН, участковый 1-ое отделение милиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав);
  • инспекции ГИБДД;
  • правовая клиника (юристы);
  • прокуратура;
  • суд;
  • социальной защиты (центр социального обслуживания населения, центр социальной помощи семье и детям, приюты «Родничок» и «Лучик»);
  • общественными организациями (ТСЖ «Заводское», центр занятости населения, информационно-прокатный центр);

 

     

       

     

        

     

       
 

       

       

       
 
 
 

     

 

     Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

     В основе деятельности социально-психологической  службы - Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

     Основные задачи:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

     Принципы  деятельности:

  • Законность;
  • Демократизм;
  • Гуманности;
  • Поддержки и взаимодействия с семьей;
  • Индивидуального подхода;
  • Конфиденциальности полученной информации;
  • Соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.

     Профилактическая  работа в МОУ построена в нескольких направлениях:

     1. Оказание социально - психологической  и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии  или поведении, либо проблемы  в обучении : учителя предметники  проводят дополнительные занятия  с детьми, неуспевающими по одному и нескольким предметам; социальные педагоги консультируют классных руководителей по работе с дезадаптивными детьми; психологи проводят коррекционно- развивающие занятия с детьми, неуспевающими в учёбе и с отклонениями эмоционально-волевой сферы.

     2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия, принимаются меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования

     3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, оказание помощи в обучении и воспитании.

     4. Организация работы кружков с  привлечением педагогов дополнительного  образования: 25 общедоступных кружков  и секций (спортивных, музыкальных,  технических и др.): «Умелые руки», «Сила и здоровье», «Радио Д.1», ШКиД, «Сказки в красках.. Основы дизайна», ЮИД, ансамбль «Ложкарей» и другие, в которые привлекаются дети из неблагополучных семей и учащиеся группы « риска».

     5. Организация работы «Правовой  клиники» совместно с Оренбургским Государственным Университетом, юридической кафедрой, ЦПиСП как процесс непрерывного правового воспитания, направленный на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. С учащимися 7-11-х классов проводятся правовые лектории на темы: «Что такое право и закон», «Право и справедливость», «Основной закон и государство», «Права детей», «Ловушка для подростков», «Они охраняют закон. Кто они?», «Готовы ли вы защищать свои права?», «Семья, родители и дети», «Способы и средства разрешения конфликтов и другие.

     6. Взаимодействие и своевременное  информирование заинтересованных  ведомств и структур:

  • КДН и ЗП (Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав) о случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, отдых, труд.
  • МППК (Медико-психолого-педагогическая комиссия) о детях, испытывающих затруднения в обучении .
  • ОВД (Органы внутренних дел) о выявлении родителей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними: Скворцов Денис.
  • Органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в наблюдении или лечении подросткового нарколога в связи с употреблением спиртных напитков не фиксировалось.

     7. Индивидуальная профилактическая работа: Беседы социальных педагогов, инспекторов ОДН (Детская комната милиции), классных руководителей, учителей - предметников.

     8. Профилактическая работа совместно  с инспекторами ОДН и ГИБДД  в форме лекций на темы: «Административная  и уголовная ответственность», «Ответственность  за систематические пропуски  занятий по неуважительной причине», «Ответственность за распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство, демонстрирование фашисткой атрибутики или символики, заведомо ложное сообщение о террористическом акте.», «Предупреждение детского травматизма».

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования