Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.

Содержание

Аннотация ...............................................................................................................3

Введение ………………………….……………………...................……………..4

1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7

1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13

1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14

2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования

Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48

3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53

3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55

Заключение ………………………………………………………………..........57

Список использованной литературы ……………………………………….59

Приложения ….....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом 11.doc

— 921.50 Кб (Скачать)

     5. Групповые методики воздействия  на личность подростка.

     6. Карта наблюдения Стотта с целью изучения личности подростка.

     В целом выявление детей и подростков, нуждающихся в реабилитационной помощи проводится на разных уровнях, различными специалистами, строго соответствующими области их профессиональной компетентности методами и методиками. Например, педагоги делают срезы знаний, умений и навыков для оказания педагогической помощи; психологи выявляют личностные характеристики, уровень развития психических процессов; социальные педагоги изучают особенности средовой дезадаптации, проблемы межличностных отношений, способствуют формированию социальных навыков, развитию творческих способностей.

     При построении социально - педагогической реабилитационной службы с дезадаптированными подростками «Дети улиц» учитываются следующие положения:

- Опора  на положительные качества подростка.  Недопустимо категорическое осуждение  подростка, имеющего отклонения  в поведении, высказывание мрачных  прогнозов. Создание «ситуации  успеха», умение находить положительное  в поведении подростка.

- Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбора соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.

- Помимо  деятельности, связанной с его  дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение подростка в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому, или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учёбе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

- Глубокая  доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому воздействию. Терпение и выдержка - главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.

     Роль  социального педагога в организации  социально педагогических условий реабилитации дезадаптированных  подростков

     В процессе реабилитационной социально - педагогической деятельности социальный педагог выполняет следующие функции:

- восстановительную,  предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путём включения его в общественно- полезную деятельность, значимую для подростков: активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определённых нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приёмы - внушение, убеждение, пример и др.

     В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых  он находится, при построении реабилитационной работы мы учитываем в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог владеет приёмами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный подросток - в семье, школе, коллективе; выявление причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

     Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью  коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребёнка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

     Кроме того необходима работа с семьёй с  целью установления значимых взаимоотношений  между ребёнком и родителями, которая  предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребёнком.

     Других  подходов требует ребёнок, который  находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным состоянием подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную . неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей мы используем: экстренную диагностику эмоционального состояния: выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над позитивной «Я- концепцией».

     Следующее направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворённость своими поступками, повышенную потребность с социальном одобрении, высокую тревожность.

     Основной  метод работы - патронаж, основная форма  работы-организация социально - психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».

     Потребность в общении удовлетворяется у  разных детей не в равной мере. Одни развиваются в атмосфере всеобщего  внимания, одобрения психологической  поддержки, другие растут в обстановке эмоциональной холодности, изоляции и полного отвержения. Для каждого ребёнка в формальном коллективе возникает неповторимая ситуация общения и межличностных отношений, каждый ребёнок занимает в группе сверстников определённое положение. Подростки по-разному переживают свои отношения со сверстниками: одни не осознают своего реального положения с окружающими, другие, наоборот, гиперболизируют ситуацию и часто переносят неудачи из одной сферы отношений в другую.

     Под взаимоотношениями понимают личностно значимое, образное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Общение - это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения (Я.Л.Коломинский, А.А.Реан. 1999).

     Для определения общей структуры  межличностных отношений и статуса  отдельного ребёнка в группе мы использовали социометриеский метод.

     Изучение  межличностных отношений проводилось в игровой форме. Детям предлагается расселить по домикам - конвертам - всех учащихся класса (их имена и фамилии написаны на отдельных карточках). Домики разные: дворец (1 выбор), квартира (2 выбор), изба (3 выбор), шалаш (4 выбор). После чего каждый ребёнок подписывает свои конверты (4 шт.) и даёт их соц. педагогу. Он заносит их в таблицу, используя цифры (1,2,3,4). После заполнения таблицы по специальной формуле подсчитывается социальный статус ребёнка.

     Данная  методика проводилась между детьми трёх классов (5 «А»- 25 человек, 5 «Б»- 27 человек, 5 «В» - 20 человек). С помощью этой методики были выявлены лидеры, предпочитаемые, принятые и изолированные дети.

     Результаты  социометрии подтвердили предположения  об «изолированности» некоторых подростков, что позволило выделить группу подростков для изучения причин дезадаптации.

     В 5 «А» классе выявлено три человека (3 -изолированных),

     5 «Б» классе выявлен один ученик (1-изолированный),

     5 «В» три ученика (3 - изолированных).

     Результаты  исследования представлены в таблице и на диаграмме.

     Диаграмма

     

     Ряд 1 – учащиеся 5А класса

     Ряд 2 – учащиеся 5Б класса

     Ряд 3 – учащиеся 5В класса

     Таблица № 1

         Группы 5-а (25) 5-6 ( 27 ) 5-в(20)
         Звёзды 1/4 % 2/7 % 2/1%
         Предпочитаемые 12/49 % 16/60% 9/45 %
         Принятые 9/35 % 8/30 % 6/15%
         Изолированные 3/12% 1/3 % 3/15%
 

     Нам необходимо было провести диагностику  тех учащихся, которые оказались  отверженными. Поэтому учащимся была предложена методика изучения коммуникативных  и организаторских склонностей (КОС), разработанная В. Синявским и  Б.А. Федоришиным. Методика основана на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Выбраны ситуации, которые знакомы испытуемому по личному опыту и могут служить индикатором соответствующих способностей.

     Проведённое исследование позволило выявить интересующие нас коммуникативные свойства и организаторские способности

     Результаты  диагностики показали, что у наших  подростков низкую оценку имеют такие  факторы, как замкнутость, робость, подчинённость, сдержанность, конформизм, прямолинейность и доверчивость; высокую оценку-общительность, экспрессивность, нонконформизм, дипломатичность, доминантность, смелость, подозрительность.

     Таблица № 2 Коммуникативные склон. Организаторские  склон

Имя Баллы Уровень Баллы  Уровень Баллы Уровень
Родион  К. 0,40 низкий 0,25 низкий Низкий
Вика  Г. 0,43 Низкий 0,62 ниже сред. 0,62 ниже сред.
Василий П. 0,45 ниже сссссссссссссредсреднего 0,57 ниже сред. 0,57 ниже сред.
Николай С. 0,56 средний 0,67 средний 0,67 Средний
Никита  Л. 0,41 низкий 0,63 ниже сред. ниже сред.
Руслан  А. 0,42 низкий 0,45 низкий
Саша  Б. 0,48 ниже среднего 0,61 ниже сред. ниже сред.
 

     Таким образом, мы выяснили, что:

     У Родиона К. низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских  склонностей в результате того, что  он не имеет близких друзей в классе, любит быть в обществе старших подростков, склонен к вредным привычкам, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования