Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.
Аннотация ...............................................................................................................3
Введение ………………………….……………………...................……………..4
1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7
1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13
1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14
2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования
Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования
3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48
3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53
3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55
Заключение ………………………………………………………………..........57
Список использованной литературы ……………………………………….59
Приложения ….....................................................................................................
5.
Групповые методики
6. Карта наблюдения Стотта с целью изучения личности подростка.
В
целом выявление детей и
При построении социально - педагогической реабилитационной службы с дезадаптированными подростками «Дети улиц» учитываются следующие положения:
- Опора
на положительные качества
- Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбора соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.
- Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение подростка в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому, или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учёбе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.
- Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому воздействию. Терпение и выдержка - главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.
Роль социального педагога в организации социально педагогических условий реабилитации дезадаптированных подростков
В процессе реабилитационной социально - педагогической деятельности социальный педагог выполняет следующие функции:
- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;
- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путём включения его в общественно- полезную деятельность, значимую для подростков: активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определённых нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;
- стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приёмы - внушение, убеждение, пример и др.
В
зависимости от личностных особенностей
подростка и условий, в которых
он находится, при построении реабилитационной
работы мы учитываем в каком состоянии
находится подросток. Это может быть предкризисное
состояние, обусловленное социальной
запущенностью вследствие конфликтов
в семье или со сверстниками; побегами
из дома, непосещением образовательного
учреждения. Работа социального педагога
с этой категорией детей ориентирована
на социальное оздоровление внутреннего
мира подростка. Социальный педагог владеет
приёмами экстренной диагностики ситуации,
в которую попал данный подросток - в семье,
школе, коллективе; выявление причин возникновения
социально-личностно-
Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребёнка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Кроме того необходима работа с семьёй с целью установления значимых взаимоотношений между ребёнком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребёнком.
Других подходов требует ребёнок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным состоянием подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную . неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей мы используем: экстренную диагностику эмоционального состояния: выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над позитивной «Я- концепцией».
Следующее
направление связано с
Основной метод работы - патронаж, основная форма работы-организация социально - психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».
Потребность
в общении удовлетворяется у
разных детей не в равной мере. Одни
развиваются в атмосфере
Под взаимоотношениями понимают личностно значимое, образное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Общение - это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения (Я.Л.Коломинский, А.А.Реан. 1999).
Для
определения общей структуры
межличностных отношений и
Изучение межличностных отношений проводилось в игровой форме. Детям предлагается расселить по домикам - конвертам - всех учащихся класса (их имена и фамилии написаны на отдельных карточках). Домики разные: дворец (1 выбор), квартира (2 выбор), изба (3 выбор), шалаш (4 выбор). После чего каждый ребёнок подписывает свои конверты (4 шт.) и даёт их соц. педагогу. Он заносит их в таблицу, используя цифры (1,2,3,4). После заполнения таблицы по специальной формуле подсчитывается социальный статус ребёнка.
Данная методика проводилась между детьми трёх классов (5 «А»- 25 человек, 5 «Б»- 27 человек, 5 «В» - 20 человек). С помощью этой методики были выявлены лидеры, предпочитаемые, принятые и изолированные дети.
Результаты
социометрии подтвердили
В 5 «А» классе выявлено три человека (3 -изолированных),
5 «Б» классе выявлен один ученик (1-изолированный),
5 «В» три ученика (3 - изолированных).
Результаты исследования представлены в таблице и на диаграмме.
Диаграмма
Ряд 1 – учащиеся 5А класса
Ряд 2 – учащиеся 5Б класса
Ряд 3 – учащиеся 5В класса
Таблица № 1
Группы | 5-а (25) | 5-6 ( 27 ) | 5-в(20) |
Звёзды | 1/4 % | 2/7 % | 2/1% |
Предпочитаемые | 12/49 % | 16/60% | 9/45 % |
Принятые | 9/35 % | 8/30 % | 6/15% |
Изолированные | 3/12% | 1/3 % | 3/15% |
Нам необходимо было провести диагностику тех учащихся, которые оказались отверженными. Поэтому учащимся была предложена методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная В. Синявским и Б.А. Федоришиным. Методика основана на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Выбраны ситуации, которые знакомы испытуемому по личному опыту и могут служить индикатором соответствующих способностей.
Проведённое исследование позволило выявить интересующие нас коммуникативные свойства и организаторские способности
Результаты диагностики показали, что у наших подростков низкую оценку имеют такие факторы, как замкнутость, робость, подчинённость, сдержанность, конформизм, прямолинейность и доверчивость; высокую оценку-общительность, экспрессивность, нонконформизм, дипломатичность, доминантность, смелость, подозрительность.
Таблица № 2 Коммуникативные склон. Организаторские склон
Имя | Баллы | Уровень Баллы Уровень | Баллы | Уровень |
Родион К. | 0,40 | низкий | 0,25 низкий | Низкий |
Вика Г. | 0,43 | Низкий 0,62 ниже сред. | 0,62 | ниже сред. |
Василий П. | 0,45 | ниже сссссссссссссредсреднего 0,57 ниже сред. | 0,57 | ниже сред. |
Николай С. | 0,56 | средний 0,67 средний | 0,67 | Средний |
Никита Л. | 0,41 | низкий | 0,63 ниже сред. | ниже сред. |
Руслан А. | 0,42 | низкий | 0,45 | низкий |
Саша Б. | 0,48 | ниже среднего | 0,61 ниже сред. | ниже сред. |
Таким образом, мы выяснили, что:
У
Родиона К. низкий уровень проявления
коммуникативных и