Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.

Содержание

Аннотация ...............................................................................................................3

Введение ………………………….……………………...................……………..4

1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7

1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13

1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14

2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования

Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48

3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53

3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55

Заключение ………………………………………………………………..........57

Список использованной литературы ……………………………………….59

Приложения ….....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом 11.doc

— 921.50 Кб (Скачать)

     У Вики Г. низкий уровень коммуникативных  склонностей и ниже среднего организаторские склонности т.к. она предпочитает находиться в тени, не уверена в своих силах, во многих делах она предпочитает избегать самостоятельного решения.

     У Василия П. ниже среднего коммуникативные  и организаторские склонности, т.к. он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, не стремится к общению, не отстаивает своё мнение.

     У Николая С. средний уровень коммуникативных  и организаторских склонностей  т.к. он характеризуется благоразумием, рассудительностью, склонен всё  усложнять, он стремиться к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает своё мнение.

     У Руслана А. низкий уровень коммуникативных  и организаторских склонностей  т.к. он робок, окружающим он кажется  скучным, вялым, он не стремиться к общению.

     У Саши Б. ниже среднего уровень коммуникативных и организаторских склонностей т.к. у него отсутствует инициатива принятия решений, зависим от группы, не отстаивает своё мнение, тяжело переживает обиды.

     Итак, мы определили, что причины изолированности  лежат в самих подростках.

     Это предположение подтвердило и  анкетирование, которое мы провели  с родителями 5-х классов. Общие  данные по классам свидетельствуют  о том, в чём затрудняются большинство  родителей и какие проблемы испытывают их дети. 13% родителей испытуемых подростков считают, что у их детей преобладают такие черты характера, как слабая воля, неуверенность в себе; озлобленность, жестокость, невнимание к людям: неумение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками: неумение вести себя в обществе; злопамятность, мстительность; неумение трудиться и т.д.

     На  основе запросов родителей, сформулированных в виде проблем ребёнка во второй части опросника социальный педагог, и психолог лицея спланировали индивидуальную и групповую работу с семьёй. Так же мы привлекли помощников из числа самих родителей в качестве волонтёров, оказывающих помощь другим семьям. Эти родители (60%) указали на имеющийся позитивный опыт семейного воспитания в первой части опросника.

     Проанализировав полученные данные из анкет родителей, мы предложили учителям- предметникам и классным руководителям заполнить на каждого испытуемого карту наблюдений Стотта. Результаты наблюдения по данной методике показали, что у исследуемых подростков отмечается беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли ими взрослые, любят ли его; любят ли его другие дети и представляет ли он для них интерес; враждебное отношение к другим детям; нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания или размышления, избегание долговременных усилий; что ребёнок растёт в неблагополучной среде. Двое из этих подростков стоят на учёте в ОДН, все имеют слабую успеваемость.

     Данные  исследования подтвердили, что причина  дезадаптации подростков кроется в  самих подростках, так, как они испытывают дефицит общения со сверстниками и родителями, а так же у них не достаточно сформированы социальные и коммуникативные навыки.

     Известно, что в младшем подростковом возраста на первый план выходят проблемы общения  и самопознания. В этот возрастной период происходит и изменение условий обучения: дети переходят из начальной школы в среднюю, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. У детей с трудностями все эти проблемы проявляются гораздо острее.

     Общение в жизни детей подросткового  возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему  нравственных принципов, типичных для  общества и социальной среды. В работе с подростками мы отдаём предпочтение групповой форме проведения тренингов. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.

     Для большинства детей, испытывающих трудности  в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими  и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

     На  наших занятиях мы проводим коррекцию  эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного  общения со сверстниками и взрослыми. Тренинги призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

     Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, самопроверке и групповому тестированию.

     Структура занятий традиционна и состоит  из вступления, основной части и  заключения. Во вступлении соц. педагог  либо просто сообщает тему занятия, либо задаёт учащимся вопросы по обсуждаемой  теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку, рефлексию.

     Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются  правила (групповые нормы) поведения  на занятиях.

     Программа тренинга коммуникации рассчитана на работу в течение полугодия и включает следующие разделы:

     «Ледоколы» - упражнения на эмоциональный и  физический «разогрев», знакомство и  вхождение в тренинговую группу.

     - «Слушать и слышать». Вербальная и невербальная коммуникация.

     Игры  и упражнения на интеграцию тренинговой  группы, партнёрское взаимодействие.

     - Обратная связь и её функции в коммуникации.

     После проведения занятий мы отметили, что участники тренинга лучше узнали друг друга, у них снизилось чувство напряжённости, тревожности, улучшилась память, выявились лидерские качества, появилось чувство радости, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу. Развилось умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом. Путём активного игрового взаимодействия совершенствовались коммуникативные навыки. У некоторых участников тренинга активно проявились качества творческой личности : гибкость мышления, изобретательность, воображение, наблюдательность, способность к лицедейству.

     Проведённые тренинги по коммуникации позволили также выявить творческий потенциал каждого испытуемого. Поэтому мы решили продолжить занятия по развитию творческих способностей.

     Тренинг креативности

     Способность к творчеству - креативность (англ. сгеаtivitу) - это умение человека видеть вещи в новом, необычном ракусе. В близкой перспективе креативность поможет участникам группы в поиске нового решения старых проблем, в готовности отказаться от кажущегося спасительным шаблона.

     Тренинг креативности состоял из 7 занятий. Перед каждым занятием ставились определённые цели:

  • снятие беспокойства от нахождения в незнакомой среде;
  • создание атмосферы непринужденности, сотворчества, соревнования, игры;
  • через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций;
  • побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости "мышления, изобретательности, воображению;
  • развивать логику мышления и действия в игровой ситуации;
  • содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, безоценочной, образной.

     Были  проведены тренинговые занятия  на следующие темы:

  1. - Что в имени тебе моём?
  2. - Реклама.
  3. - Добраться до клада.
  4. - Все во всём.
  5. -Проблемы, проблемы...
  6. - Флеш!
  7. - Ассоциации.

     После проведённых занятий мы отметили, что у подростков развились самостоятельность, творческий подход к заданию, проявились лидерские навыки, пропал страх и неуверенность перед другими людьми.

     Дети  научились самостоятельно решать проблемы, проявлять нестандартный подход к решению проблемы. Например: Родион проявил вокальные способности емупредложили записаться в школьный хор.

     Николай оказался неплохим оформителем, и мы записали его в редколлегию.

     Никита  обладает хорошим чувством ритма. Подростку поступило предложение записаться в ансамбль.

     Вася  оказался неплохим спортсменом. У нас работают спортивные секции (лёгкой атлетики, футбольная, дзю-до и т.д.), куда мы порекомендовали записать подростка его родителям.

     Эти результаты мы сообщили классным руководителям  для того, чтобы они в своей  внеурочной деятельности могли задействовать этих учащихся. Также были проведены индивидуальные беседы с родителями по поводу занятости детей в секциях и кружках по интересам.

     В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного  возраста всё большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем.

     Приобретение  навыков социализации, в том числе  направленных на сбережение собственного здоровья, - замечательная задача, которую  декларирует школа.

     На  основе данных многочисленных исследований, а также в результате наблюдений мы остановились на таких наиболее ярких возрастных особенностях и  проблемах эмоционально- волевой  сферы детей и подростков:

     - в 5-х классах - повышенная ситуативная  и межличностная тревожность, снижающаяся к концу учебного года.

     Занятия мы проводили всем блоком целиком, выбрав для этой цели из параллели 5-х классов  группу дезадаптированных подростков.

     По  своей структуре занятия состоят  из следующих частей:

  • вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания: начинали вводную часть с ритуала приветствия и специальных «разогревающих» упражнений.
  • основная часть, направленная на формирование новых представлений! осуществляется с использованием ролевых игр творческих этюдов);
  • заключительная часть, включающая отработку личной стратегии поведения и осмысление полученного опыта.

     Завершение  цикла психологической игрой  является возможностью не только закрепить  полученные учащимися навыки, но и  проверить степень их усвоения. Подобные контрольные функции могут выполнить вопросы . которые были заданы учащимся в письменном виде.

     Результаты  опроса показали: что учащиеся стали спокойнее относиться к изменениям, происходящим в их внешнем облике; узнали, что перепады самочувствия и настроения в подростковом возрасте являются нормальными; у них сформировалось представление о функциях кожи, привычка соблюдать правила личной гигиены; составили и обсудили с членами семьи индивидуальный режим дня с учётом работоспособности; научились справляться с раздражением и плохим настроением; сформировались навыки конструктивного поведения в конфликтах с родителями и одноклассниками, узнали, что рискованное поведение не является проявлением смелости, взрослости, решительности; развилось умение прогнозировать последствия своих поступков, научились отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам.

     Повторная диагностика по методике КОС показала, что у исследуемых подростков ещё частично сохраняется беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли ими взрослые , любят ли его; любят ли его другие дети и представляет ли он для них интерес. Враждебное отношение к другим детям сменилось на дружелюбие и доверие. Нетерпеливость неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания или размышления, избегание долговременных усилий снизилось. Результаты представлены в таблице № 2

     Таблице № 2 Коммуникативные спос. Организаторские  склон

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования