Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.

Содержание

Аннотация ...............................................................................................................3

Введение ………………………….……………………...................……………..4

1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7

1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13

1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14

2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования

Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48

3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53

3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55

Заключение ………………………………………………………………..........57

Список использованной литературы ……………………………………….59

Приложения ….....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом 11.doc

— 921.50 Кб (Скачать)
Имя Баллы Уровень Баллы Уровень
Родион  К 0,50 ниже среднего 0,30 Низкий
Вика Г 0,46 низкий 0,65 ниже сред.
Василий П 0,55 ниже среднего 0,60 Низкий
Николай С 0,60 средний 0,69 Средний
Никита  Л 0,47 ниже среднего 0,65 ниже сред.
Руслан  А. 0,49 ниже среднего 0,50 Низкий
Саша  Б 0,55 ниже среднего 0,64 ниже сред.
 

     Однако, обладая низкими, ниже среднего и средним «потенциалом» коммуникативных и организаторских склонностей испытуемые подростки нуждаются в дальнейшей планомерной и серьёзной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских склонностей.

     Выводы

     Проведённое исследование позволило сделать  следующие выводы:

     1. Для младшего подросткового возраста  характерны свои возрастные особенности:  они любознательны, стремятся  к творческой деятельности, хотят  самоутвердиться, но у них повышенная  внушаемость, эмоциональная незрелость, не умеют контролировать собственные поступки.

     2. В зависимости от межличностных  отношений подростка в классе  учащийся может иметь статус  лидера, предпочитаемого, принятого  или изолированного. Причинами дезадаптации  могут быть недостаточное внимание к ребёнку со стороны родителей, педагогов, низкий уровень таких коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия как замкнутость, робость, сдержанность, подчинённость конформизм, прямолинейность, доверчивость.

     3. Проведённые диагностики помогли  выявить дезадаптированных подростков  и провести с ними коррекционную  работу - тренинги креативности, социальных  навыков, коммуникативности.

     4. Тренинг креативности оказал  положительное влияние на развитие  у детей творческих способностей. Тренинг социальных навыков помог некоторым подросткам избавиться от вредных привычек, научил следить за своим здоровьем, узнать о причинах, по которым происходят изменения в физическом и эмоциональном состоянии человека в период взросления. Тренинг коммуникативности помог участникам лучше узнать друг друга, снизить чувство напряженности, тревожности, помог выявить лидерские возможности подростков, научил пользоваться языком жестов, мимикой, телом.

  1. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования

     2.1.Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков

     Прогрессирующая тенденция  непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов, и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на реабилитацию подростков, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения  профилактическая и реабилитационная.

     Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих  своей целью возвращение ребёнка  к активной жизни в обществе и  общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитация включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребёнка.

     Задачами  учреждений для дезадаптированных  детей и подростков являются:

     * профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

     * психолого-медицинская помощь детям,  попавшим по вине родителей  или в связи с экстремальной  ситуацией (в том числе в  связи с физическим и психическим  насилием или с опасными для  жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

     * формирование у детей и подростков  положительного опыта социального  поведения, навыков общения и  взаимодействия с окружающими  людьми;

     * выполнение попечительских функций  по отношению к тем, кто остался  без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

     * психологическая и педагогическая  поддержка, способствующая ликвидации  кризисных состояний личности;

     * содействие возвращению в семью;

     * обеспечение возможности получить  образование;

     * забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

       Иными словами, основная цель  деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка  нуждающихся в этом детей, их  реабилитация и помощь в жизненном  определении. Создание специализированного  учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.

     Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

     * диагностическая работа;

     * реабилитация, программа которой  основана на данных, полученных  после всесторонней диагностики;

     * постреабилитационная защита ребенка.

     Приюты  для дезадаптированных  детей и подростков

     Прежде  всего в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются  социальные приюты для детей и  подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми (особенно с «трудными»). Различны и их материально-техническая база, возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможными организациями.

     Состав  несовершеннолетних в социальных детских  приютах весьма сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в детских домах или  школах-интернатах, поскольку:

     * подавляющее большинство детей  уже приобщились к курению,  систематическому употреблению  алкоголя;

     * подавляющее большинство детей  находятся в кризисном или  пограничном с ним состоянии  вследствие социально-психологической  депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

     * почти у всех детей выявлены  различные хронические заболевания;

     * многие дети нигде и никогда  не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные  и бытовые навыки, не сформирован  (или утрачен) опыт жизни в семье;

     * у многих детей отмечена задержка  психического развития.

     В специализированное учреждение для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, принимаются  несовершеннолетние на основании:

     * личного обращения;

     * направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;

     * постановления комиссий по делам  несовершеннолетних;

     * заявления родителей, ходатайства  органов образования, здравоохранения,  опеки и попечительства, органов  внутренних дел;

     * постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены, либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

     Одной из главных задач приютов, в которых  дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению с взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.

     Индивидуальная  программа реабилитации ребенка  создается на основе изучения его  личности и анализа всей доступной информации (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т.д.), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.

     Большое значение в реабилитации подростка  имеют психологическая диагностика  и коррекция. Работником приютов  приходится сталкиваться с двумя  главными психологическими проблемами: отставание ребенка в психическом  развитии и преодоление последствий его психической депривации.

     Естественно, что социальные и психологические  проблемы проявляются у детей  в разной степени и в различных  формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого  ребенка. Специалисты используют два способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная же реабилитация, прежде всего, призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.

     Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию, - организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.

     Существует  несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания.

       Один из них - ориентация на  образец, достойный подражания (родственник,  знакомый, реальный или вымышленный  герой). Большую помощь в реабилитации  подростка оказывает и индивидуальная  психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Одна из трудностей при реабилитации подростка - его нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу. Сегодня в приютах используются несколько вариантов обучения:

     - общеобразовательные дневная и  вечерняя школа;

     - ПТУ;

     - классы выравнивания.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования