Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.
Аннотация ...............................................................................................................3
Введение ………………………….……………………...................……………..4
1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7
1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13
1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14
2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования
Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования
3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48
3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53
3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55
Заключение ………………………………………………………………..........57
Список использованной литературы ……………………………………….59
Приложения ….....................................................................................................
Имя | Баллы | Уровень | Баллы | Уровень |
Родион К | 0,50 | ниже среднего | 0,30 | Низкий |
Вика Г | 0,46 | низкий | 0,65 | ниже сред. |
Василий П | 0,55 | ниже среднего | 0,60 | Низкий |
Николай С | 0,60 | средний | 0,69 | Средний |
Никита Л | 0,47 | ниже среднего | 0,65 | ниже сред. |
Руслан А. | 0,49 | ниже среднего | 0,50 | Низкий |
Саша Б | 0,55 | ниже среднего | 0,64 | ниже сред. |
Однако, обладая низкими, ниже среднего и средним «потенциалом» коммуникативных и организаторских склонностей испытуемые подростки нуждаются в дальнейшей планомерной и серьёзной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских склонностей.
Выводы
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1.
Для младшего подросткового
2.
В зависимости от
3.
Проведённые диагностики
4.
Тренинг креативности оказал
положительное влияние на
2.1.Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов, и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на реабилитацию подростков, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения профилактическая и реабилитационная.
Следовательно,
реабилитация - это система мер, имеющих
своей целью возвращение
Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:
* профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
*
психолого-медицинская помощь
*
формирование у детей и
*
выполнение попечительских
*
психологическая и
*
содействие возвращению в
*
обеспечение возможности
* забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
Иными словами, основная цель
деятельности таких учреждений -
социальная защита и поддержка
нуждающихся в этом детей, их
реабилитация и помощь в
Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:
* диагностическая работа;
* реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
*
постреабилитационная защита
Приюты для дезадаптированных детей и подростков
Прежде
всего в системе социально-
Состав несовершеннолетних в социальных детских приютах весьма сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в детских домах или школах-интернатах, поскольку:
* подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;
*
подавляющее большинство детей
находятся в кризисном или
пограничном с ним состоянии
вследствие социально-
*
почти у всех детей выявлены
различные хронические
*
многие дети нигде и никогда
не учились, у них не
*
у многих детей отмечена
В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:
* личного обращения;
* направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;
*
постановления комиссий по
*
заявления родителей,
* постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены, либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Одной из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению с взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т.д.), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.
Большое
значение в реабилитации подростка
имеют психологическая
Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка. Специалисты используют два способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная же реабилитация, прежде всего, призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.
Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию, - организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.
Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания.
Один из них - ориентация на
образец, достойный подражания (родственник,
знакомый, реальный или вымышленный
герой). Большую помощь в реабилитации
подростка оказывает и
- общеобразовательные дневная и вечерняя школа;
- ПТУ;
- классы выравнивания.