Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.
Аннотация ...............................................................................................................3
Введение ………………………….……………………...................……………..4
1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7
1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13
1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14
2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования
Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования
3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48
3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53
3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55
Заключение ………………………………………………………………..........57
Список использованной литературы ……………………………………….59
Приложения ….....................................................................................................
3.
Пути повышения
эффективности социально-
3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков
Главная
задача социального педагога - направить
дезадаптированное поведение
Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.
Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.
Реабилитационная
программа создается
Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.
Главная
задача социального педагога - направить
дезадаптированное поведение
Стадии установления психологического контакта с дезадаптированными подростками:
Состоявшийся контакт дает возможность подростку осуществить самораскрывание, получить возможность самореализации и научиться, в известной степени, самому входить в контакт с людьми. Таким образом, первая задача, стоящая перед социальным педагогом - использовать специальные способы, средства, приемы для снятия затруднений в общении. Сделать общение между социальным педагогом и подростком нормальным (снять напряженность) - значит, перевести его во взаимодействие контактного типа. Создание предпосылок для нормального взаимодействия между будущими партнерами предусматривается специальной техникой установления контакта. Следующая цель социального педагога состоит в использовании возникшего общения, а затем взаимодействия для того, чтобы как можно больше познать подростка, установить его намерения, мотивы действия. Выявить цели подростка как ближайшие, так и отдаленные, раскрыть его позиции и его жизненные установки. Методика контакта открывает возможности познавать человека в ходе беседы с ним, в процессе обмена мнениями, суждениями, идеями, реакциями и предпочтениями. При состоявшемся контакте возможно также получить подробные сведения от самого индивида, когда он захочет раскрыться и рассказать все о себе. Далее надо установить между социальным педагогом и подростком взаимоприемлемые, а затем доверительные отношения. Это означает, что подросток не только откроется воздействиям со стороны взрослого, он будет сам стремиться получить интересующие его указания. Это позволит эффективно решать работу по реабилитации подростка. Для решения этих задач необходимо освоить специальную технологию, предусматривающую выполнение определенных предписаний. При следовании инструкции и изложенным в ней рекомендациям возможно достижение полного контакта.
Соблюдение технологии установления контакта обеспечивает:
Осуществление технологии установления контакта предполагает точное следование трем принципам:
Так как мозг подростка - качественно новое образование, то выделяют три основных требования, учет которых необходим при работе с подростками.
3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков
Деятельность социального педагога по работе с семьей
Объектом
воздействия социального
Деятельность
социального педагога с семьей включает
три основных составляющих социально-педагогической
помощи: образовательную, психологическую,
посредническую, которые схематично представлены
ниже.
Рассмотрим последовательно каждую из
составляющих. Образовательная составляющая
включает в себя два направления деятельности
социального педагога: помощь в обучении
и воспитании. Помощь в обучении направлена
на предотвращение возникающих семейных
проблем и формирование педагогической
культуры родителей.
К
наиболее типичным ошибкам в воспитании
относятся: недостаточное представление
о целях, методах, задачах воспитания;
отсутствие единых требований в воспитании
со стороны всех членов семьи; слепая любовь
к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание
забот о воспитании на образовательные
учреждения; ссоры родителей; отсутствие
педагогического такта во взаимоотношениях
с детьми; применение физических наказаний
и др.
Поэтому деятельность социального педагога
предусматривает проведение широкого
просвещения родителей по следующему
кругу вопросов:
— педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
— роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
— значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
—
взаимоотношения различных
— воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
—
социально-психологические
— сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
—
поощрение и наказание в
— наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;