Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.

Содержание

Аннотация ...............................................................................................................3

Введение ………………………….……………………...................……………..4

1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7

1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13

1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14

2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования

Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48

3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53

3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55

Заключение ………………………………………………………………..........57

Список использованной литературы ……………………………………….59

Приложения ….....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом 11.doc

— 921.50 Кб (Скачать)

     3. Пути повышения  эффективности социально-педагогической  реабилитации социально  дезадаптированных  подростков в учреждении  дополнительного  образования

     3.1. Совершенствование  процедур взаимодействия  специалистов  учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков

     Главная задача социального педагога - направить  дезадаптированное поведение подростка  в конструктивное русло. Для этого  необходимо установить психологический  контакт с подростком. Этот контакт необходим для того, чтобы снять первичное напряжение в отношениях, недоверие, неопределенность, психологические барьеры. Контакт необходим также для того, чтобы познать при сближении психологические характеристики подростка и реализовать в отношении него требуемый в работе индивидуальный подход. При помощи тщательно организованного подхода можно восстановить способности подростка к адаптации и включение его в позитивную деятельность общества. Контакт используется также для создания постоянной связи с подростком - коммуникации. Непрерывающаяся коммуникация позволяет социальному педагогу постоянно контролировать поведение подростка и корректировать возможные отклонения, предотвращать асоциальное поведение и отрицательные поступки.

     Другими словами, основная цель деятельности таких  учреждений – социальная защита и  поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном  самоопределении. В данных учреждениях  социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

     Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение  уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

     Реабилитационная  программа создается индивидуально  для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

     Постреабилитационная  защита предполагает помощь ребенку  после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

     Главная задача социального педагога - направить  дезадаптированное поведение подростка  в конструктивное русло. Для этого необходимо установить психологический контакт с подростком. Этот контакт необходим для того, чтобы снять первичное напряжение в отношениях, недоверие, неопределенность, психологические барьеры. Контакт необходим также для того, чтобы познать при сближении психологические характеристики подростка и реализовать в отношении него требуемый в работе индивидуальный подход. При помощи тщательно организованного подхода можно восстановить способности подростка к адаптации и включение его в позитивную деятельность общества. Контакт используется также для создания постоянной связи с подростком - коммуникации. Непрерывающаяся коммуникация позволяет социальному педагогу постоянно контролировать поведение подростка и корректировать возможные отклонения, предотвращать асоциальное поведение и отрицательные поступки.

     Стадии  установления психологического контакта с дезадаптированными подростками:

    1. накопление согласий;
    2. поиск нейтральных интересов и увлечений подростка;
    3. принятие качеств и особенностей поведения предлагаемых для общения;
    4. выяснение качеств личности, опасных для взаимодействия;
    5. проработка мотивов, затрудняющих процесс общения;
    6. выработка общих норм поведения и взаимодействия.

     Состоявшийся  контакт дает возможность подростку  осуществить самораскрывание, получить возможность самореализации и научиться, в известной степени, самому входить в контакт с людьми. Таким образом, первая задача, стоящая перед социальным педагогом - использовать специальные способы, средства, приемы для снятия затруднений в общении. Сделать общение между социальным педагогом и подростком нормальным (снять напряженность) - значит, перевести его во взаимодействие контактного типа. Создание предпосылок для нормального взаимодействия между будущими партнерами предусматривается специальной техникой установления контакта. Следующая цель социального педагога состоит в использовании возникшего общения, а затем взаимодействия для того, чтобы как можно больше познать подростка, установить его намерения, мотивы действия. Выявить цели подростка как ближайшие, так и отдаленные, раскрыть его позиции и его жизненные установки. Методика контакта открывает возможности познавать человека в ходе беседы с ним, в процессе обмена мнениями, суждениями, идеями, реакциями и предпочтениями. При состоявшемся контакте возможно также получить подробные сведения от самого индивида, когда он захочет раскрыться и рассказать все о себе. Далее надо установить между социальным педагогом и подростком взаимоприемлемые, а затем доверительные отношения. Это означает, что подросток не только откроется воздействиям со стороны взрослого, он будет сам стремиться получить интересующие его указания. Это позволит эффективно решать работу по реабилитации подростка. Для решения этих задач необходимо освоить специальную технологию, предусматривающую выполнение определенных предписаний. При следовании инструкции и изложенным в ней рекомендациям возможно достижение полного контакта.

     Соблюдение  технологии установления контакта обеспечивает:

    1. снятие психологических барьеров, препятствующих сближению в затрудненном общении;
    2. сокращает психическую дистанцию между людьми и вызывает тенденции к взаимодействию и самореализации;
    3. результатом взаимодействия, как обмена информацией, является построение взаимоприемлемых и доверительных отношений.

     Осуществление технологии установления контакта предполагает точное следование трем принципам:

  1. Последовательное прохождение шести стадий сближения, причем соблюдение порядка их следования принципиально важно. Опасно как "перескакивание" через стадию, так и форсирование процесса. В этом случае отдельные образования в стадии не успевают созревать и возможна вспышка конфликта. В этом случае возникшие образования "консервируются" и становятся инертными. Может остаться только уровень поверхностных отношений, без углубления в более близкие отношения.
  2. При контроле за прохождением стадии необходимо ориентироваться только на признаки и показатели, зафиксированные в инструкции. Это признаки возникновения новой стадии, затем признаки ее созревания и признаки готовности перехода к другой стадии (появление признаков следующей стадии). Признаки, упомянутые в инструкции, должны быть единственными ориентирами в меняющихся ситуациях процесса сближения. В соответствии с их показаниями должна осуществляться тактика поведения социального педагога (как инициатора контакта). На интуицию нельзя полагаться до освоения технологии.
  3. Все воздействия должны быть направлены на вызов у подростка стремления к сближению. Это исключает систему предпосылок воздействия, где основная аргументация - должное поведение и навязываемое стремление сделать все "для блага подростка". Все воздействия социального педагога должны быть направлены либо на удовлетворение потребностей подростка на данном этапе взаимодействия, либо на побуждение его к активному включению в процесс обмена мнениями, суждениями и представлениями, либо, наконец, способствовать реализации стремления к высказыванию, самораскрыванию и самореализации. Все стадии методики названы по тому типу воздействия и тактическому влиянию, который должен преимущественно осуществляться на данной стадии. При правильном следовании всем шести стадиям и последовательном исполнению их по показателям и признакам можно ожидать наступления и взаимоприемлемых и доверительных отношений. Постепенно снимаются преграды в виде барьеров и блокад, сокращается психическая дистанция. Социальный педагог и подросток сближаются. Основано это на последовательном раскрытии личности подростка, его проблем, отдельных качеств, а затем мотивов, намерений, в итоге создается новая логика поведения. Возникший канал коммуникации используется для того, чтобы не только понимать, но и предсказывать мотивы действия подростка. При осознавании индивидом особенностей своего поведения и возникает возможность его переконструирования.

     Так как мозг подростка - качественно  новое образование, то выделяют три  основных требования, учет которых  необходим при работе с подростками.

    1. В начале подросткового возраста идет активная перестройка организма: из детского он переходит во взрослое состояние. Нарушения психических процессов и поведения у дезадаптированных подростков имеют сложную и многофакторную природу. В связи с этим воздействия одного специалиста недостаточно для разрешения имеющихся у подростка проблем. Необходимо комплексное воздействие врачей соматического профиля, невропатологов, психиатров, психологов, педагогов и других специалистов. Система работы с подростком должна быть гибкой.
    2. В подростковом возрасте идет активное усвоение норм и правил социума. Подросток осваивает новые социальные роли, активно "примеряет" их на себя. Поэтому любая деятельность подростка носит социальную окраску. Оценка окружающих - социальное одобрение или порицание - важны как ни в каком другом возрасте. Личностным смыслом окрашена вся деятельность подростка. Отсюда следует, что любая работа по коррекции интеллектуальной сферы не может проводиться в отрыве от коррекции личности, от коррекции социальных связей подростка.
    3. В начале подросткового возраста активно развиваются лобные доли. Поэтому в работе с дезадаптированным подростком необходима специальная коррекционная работа над развитием внимания и контроля, уже доказавшая свою эффективность при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.[1] Нарушения произвольного внимания являются одним из наиболее распространенных дефектов у подростков со школьной дезадаптацией. Подростки, нуждающиеся в коррекции внимания, как правило, имеют малый объем как зрительного, так и слухового внимания. У них отмечается преобладание непроизвольного внимания над произвольным, трудности переключения внимания во всех видах деятельности. Коррекция высших психических функций у этих подростков должна идти путем перестройки уже сформировавшейся функциональной системы, в которой основными звеньями являются программирование и контроль, то есть именно те функции, которые тесно связаны с деятельностью лобных долей.
 

     3.2. Стимулирование участия  родителей в процессе  социально-педагогической реабилитации подростков

     Деятельность  социального педагога по работе с семьей

     Объектом  воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

     Деятельность  социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые схематично представлены ниже. 
Рассмотрим последовательно каждую из составляющих. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

     К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др. 
Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

     — педагогическая и социально-психологическая  подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

     — роль родителей в формировании у  детей адекватного поведения  в отношении к сверстникам;

     — значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

     — взаимоотношения различных поколений  в семье, методы педагогического  воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;

     — воспитание детей в семье с  учетом пола и возраста;

     — социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

     — сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом  самовоспитания детей и подростков;

     — поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

     — наиболее распространенные ошибки родителей  в воспитании детей;

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования