Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.

Содержание

Аннотация ...............................................................................................................3

Введение ………………………….……………………...................……………..4

1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7

1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13

1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14

2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования

Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48

3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53

3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55

Заключение ………………………………………………………………..........57

Список использованной литературы ……………………………………….59

Приложения ….....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом 11.doc

— 921.50 Кб (Скачать)

       В ряде приютов обучение осуществляется  в рамках так называемой домашней  школы, наиболее оптимальной для  большинства приютских воспитанников.  Её задача:

     -снизить  эмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытом  обучения в школе;

     - восстановить и укрепить общеучебные  навыки;

     - восполнить пробелы в знаниях;

     - придать подростку уверенность  в своих силах.

     Занятия здесь проводятся индивидуально или в микрогруппах (два-три человека).

     Но  даже самый хороший приют - это  лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных  задач социальной помощи подростку - устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.

     Сотрудники  приюта изучают условия жизни  семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка  в конкретных семейных условиях. Посещение  семьи социальным работником дает возможность  оценить перспективы возвращения  ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в приют. Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети. Конечно, продуктивной формой семейного устройства является передача детей под опеку или на усыновление родственникам, однако последние зачастую не выражают желания сделать это в силу разных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищные и материальные условия и т.д. Если возвращение в семью невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка в интернат.

     Создание  семейных (воспитательных) групп

     Но  есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который  практикуется сейчас многими учреждениями, - создание семейных (воспитательных) групп.

     Сначала о наличии таких детей оповещают  через средства массовой информации или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые рекомендации каждой семье.

     Специалисты не без оснований считают, что в идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важным условием социальной реабилитации.

     Кроме того, во многих приютах пытаются моделировать отношения, похожие на домашние. Правда, это не так просто: сказывается  отсутствие у воспитателей опыта  работы с такой сложной категорией детей, как социально дезадаптированные подростки.

     Таким образом, деятельность приюта - это  создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный  процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с  семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.

     Социально-реабилитационный центр для дезадаптированных  детей

     Рассмотрим  технологию реабилитации дезадаптированных  детей и подростков на примере  другого учреждения - социально-реабилитационного  центра, основными направлениями деятельности которого являются:

     * профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной  ситуации в семье ребенка;

     * обеспечение несовершеннолетним  временного проживания на полном  государственном обеспечении до  определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;

     * обеспечение доступной и своевременной  квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи  детям, имеющим различные формы  дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

     Центры  рассчитаны на 5-10 тыс. детей и могут  включать в себя следующие отделения:

     * приемное отделение;

     * отделение диагностики социальной  дезадаптации;

     * отделение реализации программ  социальной реабилитации;

     * отделение социально-правовой помощи;

     * семейная воспитательная группа.

     Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.

     В приемном отделении проводятся первичный  медицинский осмотр и первичная  санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в  стационарное медицинское учреждение.

     В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.

     Ее  поэтапное осуществление осуществляется в отделении реализации программ социальной реабилитации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации.

     Индивидуальная  программа реабилитации реализуется  как в условиях дневного или круглосуточного стационара Центра, так и в семейной воспитательной группе. В отделении образуются реабилитационные группы - дети в них могут быть разного возраста, но желательно объединять детей со сходным уровнем адаптации для наиболее эффективного использования групповых методик. Оптимальное количество детей для дневного стационара - от 5 до 10, а для круглосуточного - до 7.

     Отделение социально-правовой помощи осуществляет:

     - защиту прав и законных интересов  воспитанников, в том числе  находящихся в семейных воспитательных группах;

     - оказывает содействие органам  опеки и попечительства в дальнейшем  жизнеустройстве воспитанников; 

     - формирует банк данных о возможных  усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях;

     - организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.

     И наконец, пожалуй, самое сложное  направление деятельности Центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа.

     После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

     Из  существующих в настоящее время  типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков Центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделения социальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направление деятельности, безусловно, перспективно в общей системе социально-реабилитационных учреждений, так как на его базе можно целостно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его семью.

     Вместе  с тем социальная реабилитация подростка  значительно облегчается, если она  протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых  людей. Поэтому первейшая задача всех социальных работников - оказать подростку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни.  

     
    1. Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально  дезадаптированных  подростков

     Успешность  процесса социально-педагогической реабилитации  подростков в условиях общеобразовательного учреждения определяется следующими критериями:

     а) эмоциональным, характеризующим способности  личности адаптироваться в коллективе, умение простраивать отношения в  нем, что в свою очередь будет способствовать выработанному стандарту социального поведения;

     б) познавательным, характеризующим круг культурных потребностей подростка, развитие его познавательной активности, адекватной самооценки;

     в) деятельностным, характеризующим активность подростка в учебной и трудовой деятельности.

     Педагогические  условия успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях дополнительного образования, к которым относятся:

     1) комплексная диагностика девиантного  поведения подростков;

     2) подготовка педагогов к социально-педагогической  реабилитации подростков девиантного  поведения в школе;

     3) разработка и внедрение программы  "Социально-педагогическая реабилитация  подростков девиантного поведения  в условиях общеобразовательного  учреждения".

     Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения

     В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

     Подход, основанный на альтернативности –  организация досуга, культурные и  оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

     Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.

     Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает  выявление, устранение и нейтрализацию  причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью  этого подхода является система  социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования