Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.
Аннотация ...............................................................................................................3
Введение ………………………….……………………...................……………..4
1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7
1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13
1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14
2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования
Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования
3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48
3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53
3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55
Заключение ………………………………………………………………..........57
Список использованной литературы ……………………………………….59
Приложения ….....................................................................................................
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский
городской психолого-
Факультет
Социальная педагогика
Кафедра
Социально-педагогических
технологий
Допущен к защите
заведующим кафедрой
______________ /_________/
(подпись) (Фамилия И.О.)
«___» _________ 201__ г.
Выпускная квалификационная работа
по специальности 050711
«Социальная педагогика»
на тему:
«Социально-педагогическая
реабилитация социально
дезадаптированных
подростков в учреждении
дополнительного образования»
Студент группы СоП 5.1. _______________ Шарыгина Юлия Юрьевна
(подпись, дата)
Научный руководитель
доктор психологических наук,
профессор _______________ Торохтий Владимир
(подпись, дата)
Свиридович
Рецензент
доктор педагогических наук,
профессор _______________ Солдатенков Александр
(подпись, дата)
Викторович
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Аннотация ..............................
Введение ………………………….……………………..
1.
Социально-педагогическая
реабилитация
1.1. Анализ
отечественной и зарубежной
1.2. Проблема социальной
дезадаптации подростков в учреждениях
дополнительного образования ..............................
1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14
2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования
3.
Пути повышения
эффективности социально-
3.1. Совершенствование
процедур взаимодействия
3.2. Стимулирование
участия родителей в процессе
социально-педагогической
3.3. Повышение
мотивации подростков к участию в социально-педагогической
реабилитации ….............................
Заключение
………………………………………………………………......
Список использованной литературы ……………………………………….59
Приложения
….............................
АННОТАЦИЯ
В данной работе будет рассмотрена деятельность учреждения дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц», проведено исследование и на основании его сделан вывод.
Для
нашего исследования значимым является
изучение условий социально-
Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков.
Объект исследования: является процесс возникновения дезадаптации подростков и социально-педагогические условия реабилитации подростков.
Цель
нашего исследования состоит в выявлении
социально-дезадаптированных подростков
в учреждении дополнительного образования
и определении наиболее эффективных форм
и методов работы социального педагога
с дезадаптированными подростками.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогенно обусловленные депрессивные состояния у подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации. Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. В настоящее время практически разрушена система воспитания детей и молодежи, снижаются возможности полноценного начала их самостоятельной жизнедеятельности.
Нет
гарантии получения детьми и молодежью
общего и профессионального
Мы поставили следующие задачи:
Данная работа должна подтвердить гипотезу о том, что для более результативной работы социального педагога с дезадаптированными подростками необходимо изучать все социально-педагогические условия возникновения дезадаптции в комплексе для того, чтобы выбрать эффективные формы и методы работы с ними.
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей - алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищённости семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала востребована работа социального педагога.
Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.
В 1990году Россия ратифицировала принятую Генеральной Ассамблеей ООН «Конвенцию о правах ребёнка». Её положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Они должны найти адекватное отражение в социально-воспитательных технологиях, применяемых в работе с подрастающим поколением.
Рассматривая
вопросы государственной
Общественно-
История педагогики оставила нам блестящие образцы воспитания и обучения детей с проблемами.
Для
нашего исследования значимым является
изучение условий социально-
Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков.
Объект исследования: является процесс возникновения дезадаптации подростков и социально-педагогические условия реабилитации подростков.
Цель
нашего исследования состоит в выявлении
социально-дезадаптированных подростков
в учреждении дополнительного образования
и определении наиболее эффективных форм
и методов работы социального педагога
с дезадаптированными подростками.
1.
Социально-педагогическая
реабилитация
1.1.
Анализ отечественной
и зарубежной литературы
по проблеме социально-
Поскольку социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации - нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:
- наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);
-
психолого-педагогический
-
социальный фактор (социальные и
социально-экономические
-
социальная деятельность
В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые, так или иначе, отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.