Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками.

Содержание

Аннотация ...............................................................................................................3

Введение ………………………….……………………...................……………..4

1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков как проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7

1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13

1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14

2. Обоснование модели социально-педагогической реабилитации подростков в учреждении дополнительного образования

Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44
3. Пути повышения эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

3.1. Совершенствование процедур взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования в разрешении проблем социальной дезадаптации подростков ….........................................................................48

3.2. Стимулирование участия родителей в процессе социально-педагогической реабилитации подростков …............................................53

3.3. Повышение мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55

Заключение ………………………………………………………………..........57

Список использованной литературы ……………………………………….59

Приложения ….....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом 11.doc

— 921.50 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Московский  городской психолого-педагогический университет

Факультет Социальная педагогика 

Кафедра Социально-педагогических технологий 
 

                Допущен к защите

                заведующим  кафедрой

                ______________ /_________/

                          (подпись)  (Фамилия И.О.)

                  «___» _________ 201__ г. 
                 
                 

Выпускная квалификационная работа

по  специальности 050711

«Социальная педагогика»

на  тему:

«Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования» 
 
 

Студент группы СоП 5.1.  _______________   Шарыгина Юлия Юрьевна

              (подпись,  дата)

Научный руководитель

доктор  психологических наук,

профессор    _______________   Торохтий Владимир

              (подпись,  дата)

                        Свиридович

Рецензент

доктор  педагогических наук,

профессор    _______________   Солдатенков Александр

              (подпись,  дата)

                        Викторович 
                   
                   
                   
                   
                   

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Аннотация ...............................................................................................................3

Введение ………………………….……………………...................……………..4

1. Социально-педагогическая  реабилитация дезадаптированных  подростков как  проблема исследования

    1.1. Анализ  отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков ………..7

    1.2. Проблема социальной дезадаптации подростков в учреждениях дополнительного образования .....................................................................13

    1.3. Состояние социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц»…. ………14

2. Обоснование модели  социально-педагогической  реабилитации подростков  в учреждении дополнительного образования

    1. Характеристика модели социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков ...............................................29
    2. Факторы успешности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков …………...............................38
    3. Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели социально-педагогической реабилитации .................................................44

3. Пути повышения  эффективности социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования

    3.1. Совершенствование  процедур взаимодействия специалистов  учреждения дополнительного образования  в разрешении проблем социальной  дезадаптации подростков ….........................................................................48

    3.2. Стимулирование  участия родителей в процессе  социально-педагогической реабилитации  подростков …............................................53

    3.3. Повышение  мотивации подростков к участию в социально-педагогической реабилитации ….................................................................55

Заключение  ………………………………………………………………..........57

Список  использованной литературы ……………………………………….59

Приложения ….....................................................................................................60 
 
 
 

     АННОТАЦИЯ

     В данной работе будет рассмотрена  деятельность учреждения дополнительного образования Городской и Межрайонный центр «Дети улиц», проведено исследование и на основании его сделан вывод.

     Для нашего исследования значимым является изучение условий социально-педагогической реабилитации подростков в условиях учреждения дополнительного образования.

     Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков.

     Объект  исследования: является процесс возникновения  дезадаптации подростков и социально-педагогические условия реабилитации подростков.

     Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Проблемы  подростков всегда актуальны, но никогда  не стояли так остро, как в настоящее  время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогенно обусловленные депрессивные состояния у подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации. Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. В настоящее время практически разрушена система воспитания детей и молодежи, снижаются возможности полноценного начала их самостоятельной жизнедеятельности.

     Нет гарантии получения детьми и молодежью  общего и профессионального образования  и вступления людей в социально-профессиональную деятельность (вследствие безработицы).

     Мы  поставили следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы, имеющиеся по данной проблеме.
  2. Провести обследование, позволяющее выявить социально-дезадаптированных подростков.
  3. Определить формы, методы и приемы работы социального педагога с дезадаптированными подростками (теоретический аспект).

     Данная  работа должна подтвердить гипотезу о том, что для более результативной работы социального педагога с дезадаптированными подростками необходимо изучать все социально-педагогические условия возникновения дезадаптции в комплексе для того, чтобы выбрать эффективные формы и методы работы с ними.

     В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей - алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищённости семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала востребована работа социального педагога.

     Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.

     В 1990году Россия ратифицировала принятую Генеральной Ассамблеей ООН «Конвенцию о правах ребёнка». Её положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Они должны найти адекватное отражение в социально-воспитательных технологиях, применяемых в работе с подрастающим поколением.

     Рассматривая  вопросы государственной политики защиты детей в годы советской  власти мы знаем, что в 1919г. Государственный  Совет защиты детей под председательством  А.В. Луначарского занимался организацией общественного питания бездомных детей, снабжением продовольствием детских домов. Созданная в 1921г. во главе с Ф.Э. Дзержинским Комиссия по улучшению жизни детей координировала работу по ликвидации беспризорности. В 1924г. был создан фонд им. В.И. Ленина для оказания помощи бездомным детям. В 20-30-е гг. кроме приютов и детских домов для беспризорных детей открывались трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома.

     Общественно-педагогическое движение за всеобщее образование, обучение детей, за новый быт и культуру, воспитание нового человека в новом обществе охватило широкие массы.

     История педагогики оставила нам блестящие  образцы воспитания и обучения детей  с проблемами.

     Для нашего исследования значимым является изучение условий социально-педагогической реабилитации подростков в условиях учреждения дополнительного образования.

     Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков.

     Объект  исследования: является процесс возникновения дезадаптации подростков и социально-педагогические условия реабилитации подростков.

     Цель нашего исследования состоит в выявлении социально-дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования и определении наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с дезадаптированными подростками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Социально-педагогическая  реабилитация дезадаптированных  подростков как  проблема исследования

     1.1. Анализ отечественной  и зарубежной литературы  по проблеме социально-педагогической  реабилитации дезадаптированных  подростков

     Поскольку социальная адаптация - это включение  индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим  правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации - нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

     В исследовательской литературе перечисляется  несколько факторов, влияющих на процесс  дезадаптации подростков:

     - наследственность (психофизическая,  социальная, социокультурная);

     - психолого-педагогический фактор (дефекты  школьного и семейного воспитания);

     - социальный фактор (социальные и  социально-экономические условия  функционирования общества);

     - социальная деятельность самого  индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

     В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению  биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые, так или иначе, отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков в учреждении дополнительного образования