Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:23, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: экспериментально выявить проблемы возникновения девиантного поведения подростков в среднем образовательном учреждении.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и понятие подростка девиантного поведения.
2. Определить направления социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения.

Содержание

Введение ……………………………….……………………………………_____

Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______

Выводы по 1 главе …………………………………………………………______

Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 389.00 Кб (Скачать)
tify">              Л.С.Выготский, называя подростковый возраст одной из самых сложных критических эпох в онтогонезе человека, характеризовал его как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое еще не обретено. В этом определении выдающегося психолога акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризисов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь, нервной [18].

              К биологическим факторам, играющим роль в нарушении поведения подростков, некоторые современные исследователи относят и дисгармоническое протекание периода полового созревания: как его ускорение, так и задержку.

              Сочетание двух факторов – напряженности протекания полового созревания и некомпенсированности различных видов недостаточности ЦНС – приводят к тому, что в подростковой фазе развития чаще, чем в других критических возрастных фазах детства, выявляются психические заболевания; заостряются патологические черты характера и психические отклонения, связанные недостаточной компенсацией органической недостаточности ЦНС.

              Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы. Подростки  экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон еще очень ограничен. Они лишь потребители. В правовом смысле подростки еще не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане они уже созрели для них. Но родители ограничивают их в этом.В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков – меньшим объемом прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.

              Подобный сплав биологических и социальных факторов затрудняет социальную адаптацию юных, выделяя их в группу риска девиантного поведения.

              Говоря о специфике подросткового возраста при формировании девиантного поведения нельзя упускать из виду и еще один важный психологический момент, связанный с самоуважением подростков. Пониженное самоуважение связано у юноши практически со всеми видами девиантного поведения – от нечестности до суицида, потому что при конфликтных ситуациях в семье и школе главным диктатором поведения подростка нередко становится асоциальная группа. Желание самоутвердиться в данной группе – частая причина вовлечения подростков в девиантные и делинквентные действия.

              Такие юноши постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из 3 различных видов опыта:

   они считают, что не имеют личностно-ценных качеств и обладают отрицательными чертами характера;

   они уверены, что значимые для них другие люди относятся к ним отрицательно;

   они не обладают совсем или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия двух вышеназванных элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких юношей особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантному поведению. На первых этапах девиантное поведение способствует повышению самооценки, так как:

   в состоянии алкогольного или наркотического опьянения юноша может даже гордиться собой;

   принадлежность к преступной или антисоциальной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и способы самоутверждения, позволяющие видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных качеств, в которых он ранее оказался несостоятельным, а за счет социально отрицательных черт характера и поступков.

Социальное окружение, а затем и отчуждение способствует активизации общения такого юноши с девиантной средой и дальнейшему усилению отклоняющегося поведения. В результате, девиантное поведение, которое всегда вначале бывает немотивированным (т.е. такой подросток хочет соответствовать требованиям общества, но не может), становится мотивированным, то есть осознанным, целенаправленным.

Предпосылки и причины девиантного поведения несовершеннолетних.

Предпосылки девиантного поведения несовершеннолетних можно разделить на несколько категорий [9].

1.Социально-психологические предпосылки (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогическая несостоятельность родителей или их низкий общеобразовательный уровень).

2.Психобиологические предпосылки. Прежде всего, к такого рода неблагоприятным индивидным особенностям следует отнести некоторые кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте, которые обусловливают известную трудновоспитуемость подростков.

              На основе многочисленной психологической, медицинской и педагогической литературы о подростковом возрасте, к возрастным психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и девиантного поведения несовершеннолетних можно отнести некоторые кризисные явления в организме, психике и взаимоотношениях подростков.

              Во-первых, это ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания. Оно проявляется в неравномерности развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем (это отягощает физическое и психологическое самочувствие подростка) и в так называемой «гормональной буре», вызванной повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющейся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости и непредсказуемости настроения.

              Во-вторых, это изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, выражающиеся в повышенной конфликтности. Эта повышенная конфликтность подростков объясняется такими причинами, как:

   «конфликтом моралей», когда «мораль подчинения», характеризовавшая до этих пор отношения ребенка и взрослого, сменяется «моралью равенства»;

   чувством взрослости, реакцией эмансипации, освобождением от влияния взрослого.

              В-третьих, это изменения в характере взаимоотношений со сверстниками как с представителями своего, так и противоположного пола. Это тоже имеет свое объяснение:

   активное формирование потребности общения со сверстниками обостряет стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных уродливых формах социального поведения;

   половое созревание вызывает серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в подростковом возрасте (первая любовь, повышенный интерес к вопросам интимной жизни), что также может служить толчком к асоциальным проявлениям в сфере сексуальной жизни подростка.

Особое место среди неблагоприятных индивидных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии (олигофрения), обусловленная либо врожденным характером, либо наступившая в результате черепно-мозговых травм или заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в возрасте до 2-3 лет.

В отдельных случаях в роли психобиологических предпосылок девиантного поведения могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность.

Можно выделить несколько основных причин возникновения девиантного поведения.

1.Психологической причиной отклоняющегося поведения трудновоспитуемого подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к  социальному окружению, имеющийся ограниченный порок или другого рода дефект, «нарушения нервной деятельности…которые, оставаясь в пределах нормы, тем не менее представляют серьезнейшие трудности, мешающие правильному процессу воспитания, общественной трудовой деятельности, личной, семейной жизни человека» [19].

              Трудности воспитания опосредованно связаны с недостаточным развитием общих способностей подростка. Такие учащиеся не уясняют в достаточной мере требований, затрудняются своевременно и адекватно реагировать на замечания, не проявляют должной сообразительности при выполнении поручений, правил поведения. Постоянный неуспех заостряет их негативное отношение к товарищам, учителям, родителям.

2.Нарушения в дошкольном воспитании. Сюда относятся: нарушение требований программы дошкольного воспитания, слабая методическая подготовка отдельных воспитателей, недобросовестное отношение к своим обязанностям некоторых воспитателей. Это приводит к тому, что их воспитанники оказываются труднообучаемыми и трудновоспитуемыми в школе. В.К.Котырло пишет [21]: «Учителя жалуются на неорганизованность и беспомощность детей в выполнении правил поведения, отмечают, что первоклассникам не хватает самостоятельности, ответственности, способности преодолевать трудности собственными силами, дисциплинированности и т.п. Далеко не у всех детей развиты произвольные психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, воображение и т.п., способность владеть собой и своим поведением. Это объясняется недостатками воспитания в дошкольный период: чрезмерной регламентированностью, которая подрывает какую-либо инициативу или, наоборот, которая тормозит проявление организованности. Эти недостатки оборачиваются неспособностью детей обходиться без дополнительных указаний и персональной опеки, игнорированием конкретных требований к учебной деятельности и правилами поведения».

3.Недостатки внутришкольного воспитания. Школа для ребенка начинается с учителя, воспитателя. Самые совершенные программы, учебники, технические средства обучения не могут компенсировать душевную черствость, бестактность, психологическую неподготовленность педагога.

Как негативный факт следует отметить неудовлетворительные знания отдельными классными руководителями условий жизни учащегося, склонности к нарушениям дисциплины, уровня его интеллектуального и эмоционально-волевого развития, интересов, круга общения, положения в семье, в коллективе класса, школы.

В школах не всегда на должном уровне осуществляется анализ причин отклоняющегося поведения учащихся, не устанавливается преемственность с дошкольным воспитанием и обратная связь с послешкольным периодом жизни молодого человека, который состоит на учете в отделе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Трудности воспитания следует также связывать с уровнем методического обеспечения воспитательного процесса. Учителя испытывают значительные трудности при необходимости определения основных методов воспитания и перевоспитания подростков. Чрезмерно сложным для некоторых педагогов представляется вопрос о взаимосвязи отдельных методов, их соподчиненности и логике использования при решении тех или иных воспитательных задач. В результате поиск методов воспитания осуществляется путем проб и ошибок, а вместо их системы в распоряжении педагога нередко обнаруживается лишь один-два приема «на все случаи жизни».

Причиной возникновения и роста случаев трудновоспитуемости и девиантного поведения следует признать встречающийся еще порой в работе отдельных школ разрыв обучения и воспитания. Педагогически неоправданным представляется в этом плане чрезмерное увлечение отдельных учителей модными системами обучения, внедрением новинок науки без внесения соответствующих корректов в содержании и форму воспитательного процесса. Творческий поиск учителя необходим, но разрыв обучения и  воспитания, как и подмена второго первым, рождают скрытые и потому крайне опасные последствия педагогического экспериментирования, которые не могут быть компенсированы высокой успеваемостью.

Некоторых учителей вполне удовлетворяет хорошая успеваемость учащихся, и поэтому, совершаемые ими  проступки не замечаются, остаются безнаказанными. Коррективы вносятся лишь тогда, когда мелкие нарушения школьной дисциплины начинают перерастать в серьезные проступки и даже правонарушения. Степень трудновоспитуемости при этом значительно возрастает, и нередко школа своими силами не в состоянии справиться с прогулами, драчливостью, хулиганскими выходками и другими отклонениями в поведении благополучных прежде ребят.

Объем внеурочного времени у школьников достаточно велик, однако бессодержательное его использование, бесконтрольность порождают в ряде случаев примитивные формы досуговой деятельности учащихся, превращают свободное время из потенциального фактора развития личности в фактор ее социальной деградации.

Внеурочные занятия трудных подростков носят чаще всего развлекательный, пассивно-созерцательный характер, а увлечения спортом, кружковой работой – нестабильны. Пребывание в «членах» у таких подростков вскоре сменяется либо ролью «зрителя», либо ролью все отвергающего и порицающего критика чужих ошибок и промахов.

Трудным подросткам довольно трудно самоутвердиться, завоевать положительный статус или лидерство в сфере организованного досуга, в среде сверстников, которые, как правило, имеют более развитый интеллект, более сильную волю и устойчивые эмоции. В то же время свою ориентацию на физический труд, увлечение техникой, туризмом трудным подросткам часто не удается реализовать из-за того, что эти кружки и секции бывают хуже всего представленными в работе внешкольных учреждений. К тому же лишь в очень редких случаях клубы,  кружки или секции проявляют заинтересованность при вовлечении в общественно полезную, досуговую  деятельность неблагополучных учащихся, склонных к нарушениям дисциплины и правонарушениям, особенно, если занятия проводятся бесплатно.

Классификации отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения