Педагогические основы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня – деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний в обществе, отношениях в группе, социализации, развития готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Педагогика  – это наука, изучающая объективные  законы развития человека в обществе, объясняющая поведение человека и дающая конкретные рекомендации по применению этих законов в различных  условиях жизни и деятельности человека. Всё, что происходит в политике, в культуре, в спорте, в производственной деятельности, в семейной и интимной жизни, - всё это может быть рассмотрено с точки зрения педагогики, потому что она изучает психические механизмы, определяющие поведение человека. Каждый человек – прежде всего человек, а потом уже спортсмен, политик и т.п. Люди общаются друг с другом, взаимно влияют друг на друга, подчиняясь законам, общим для всех людей.

     Педагогика  – это особый взгляд на мир, педагогическое мышление – это особое, специфическое  мышление, которое приобретается постепенно и которому нужно учиться. Педагогика – это тот волшебный ключик, которым открывается всё в мире людей.

     Педагогика  в социальной работе выступает в  роли стержня – деятельностного  компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний в обществе, отношениях в группе, социализации, развития готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач со многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.  

Глава 1. Истоки происхождения  педагогики и этапы её развития

     «Педагогика» - слово греческого происхождения, буквально  оно переводится как «деторождение», «детовождение». В России это слово  появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием  античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно и с приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова – «педагог» и «педагогика».

     В результате в Древней Руси слова  «воспитатель» и «воспитание» имели  тот же смысл, что и греческие  «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности  был свой канонический жанр «учительной  литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

     Такая потребность возникла, когда у  людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать некоторые правила и наставления.

     Педагогика  – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Педагоги ищут эффективные способы  передачи накопленного опыта и оптимальной  подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

     Потребность передавать опыт от поколения к поколению  появилась, наряду с другими потребностями  человека, на самом раннем этапе  возникновения общества. Поэтому  практика воспитания первоначально  определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

     Вначале педагогическая мысль оформлялась  в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения  и отношения между родителями и детьми.

     До  того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование  и до нашего времени дошли в  виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических приданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму ,и стали носит характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

     Тон и манеры поведения, вежливость в  общении составляли весьма важную часть  нравственной культуры народа, его  педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались вся этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими.

     В.И. Даль в своё время собрал воедино  свод народно-поэтических моральных  стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные правила-наставления модно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.

     Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и учёных.

     Не  случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах  великих древних философов –  Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы  они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

     Педагогика  обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который  получил мировое признание. 

     Однако  в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. Didaktikos – поучающий, didasko – изучающий) первоначально было введено в Германии. С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики).

     Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII в. Привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

     На  протяжении столетий педагогика развивалась  как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

     Профессиональная  педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

     В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

    1. современная система образования и воспитания касается практически всех людей;
    2. во многих странах создана система непрерывного образования человека;
    3. педагогика включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

     Спектр  ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX в.

     Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

     Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится  к наукам о человеке, она занимает определённое место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Глава 2. Педагогическая практика

     Педагогика  в широком смысле понимается как  деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет собой один из её видов. То есть педагогика носит «деятельностный» характер.

     Педагогику  следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и  обучению человека. Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность. Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознаёт педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого.

     В жизни встречаются различные  педагогические проблемы – формирование гуманного и гармоничного человека, выработка эффективных приёмов  адаптации к изменяющимся жизненным  условиям, подготовка школьника к  самостоятельному поиску знаний. Педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

     Педагогическую  деятельность определяют как решение  педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике её объекта, в том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек – человек».

     Педагогическая  задача возникает всегда ,когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

     Педагогическая  задача – это результат осознания  педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов её реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

     Поскольку каждый человек неповторим, постольку  решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

     Все педагогические задачи делятся на два  больших класса – задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов подразделяется на группы задач.

     Например, задачи обучения – это изложение  материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование  различных способов пересказа книги, отработка навыка работы с компьютером в программе Internet.

     Задачи  воспитания способны пробудить у  человека веру в успех, в положительную  сторону изменить его отношение  к коллективу, стимулировать ответственные  поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

     Педагогическая  ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут как  способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.

Глава 3. Социальная работа и  педагогика

     Социальная  работа может быть представлена как  учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения. Хотя социальному формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно обоснованная социальная работа делает его целенаправленным.

     Социальное  научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Проводя инструктаж, организуя изучение технологической документации, социальный работник добивается активности клиента, поощряет его самостоятельность.

     Доверие к людям в единстве с проверкой  и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, являются выражением принципа гуманизма социальной работы. Специалисты всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании персонала оптимистической гипотезе. Какими бы сложными ни были обстоятельства воспитательной работы, всегда найдутся люди, факторы, отдельные человеческие качества, которые помогают успешно решать задачи социализации, самовоспитания, перевоспитания и формирования механизмов самозащиты.

Информация о работе Педагогические основы социальной работы