Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:23, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: экспериментально выявить проблемы возникновения девиантного поведения подростков в среднем образовательном учреждении.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и понятие подростка девиантного поведения.
2. Определить направления социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения.

Содержание

Введение ……………………………….……………………………………_____

Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______

Выводы по 1 главе …………………………………………………………______

Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

              С.Ю.Бородулина в своем учебном пособии раскрывает разные аспекты отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Она анализирует целый ряд подходов к классификации девиантного поведения по различным основаниям. Одна из классификаций В.Н.Липника, который сгруппировал девиации несовершеннолетних:

   1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом;

   2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества;

   3) по отклонениям в понимании общественных интересов;

   4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нрав нравственного развития;

   5) по степени деформации психики;

   6) по отклонениям в системе ведущих мотивов;

   7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.

В другой классификации (А.Ф.Никитин) отклонения в поведении сгруппированы:

   1) по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы);

   2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные);

   3) по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные);

   4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);

   5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители).

              В целях определения силы и результативности социальных следствий отклоняющегося поведения, оно различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное – направленное во внешнюю среду, интровертное – направленное на себя), по типу эмоциональной устойчивости.

              В связи с многообразием параметров и характеристик отклоняющегося поведения детей и подростков, наличием различных подходов к изучению данной проблемы в психологии, педагогике, криминалистике и медицине, в современной научной литературе можно найти не только неоднозначное определение этого явления, но и различную характеристику его проявлений у детей и подростков, находящихся на различных степенях поведения и деформации личности.

              Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л.Гросмана, В.П.Кащенко, А.Е.Личко, В.Ф.Матвеева, Н.И.Фелинской и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акценуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

              Один из первых исследователей проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних В.П.Кащенко отмечал, что эти отклонения обусловлены физическими или умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода отклонений могут быть приобретенными и врожденными.  Если своевременно не обратить на них внимание и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности.

              Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения несовершеннолетних получила свое дальнейшее развитие в работах А.Л.Гройсмана, В.Ф.Матвеева. Выделяются следующие разновидности отклоняющегося поведения подростков и детей:

   1) страхи навязчивости; 2) двигательная расторможенность; 3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество; 5) расстройство аппетита; 6) патологическое фантазирование; 7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия); 8) патологические увлечения (хобби-реакции).

              Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков раскрывается в работах С.А.Бадмаева, С.А.Беличевой. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации С.А.Беличева выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков:

   1) патогенная дезадаптация как результат отклонений,  патология психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нервной системы (проявляются в устойчивых и неустойчивых формах);

   2) психосоциальная дезадаптация – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагогических программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые нормы адаптации);

   3) социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции (отмечается педагогическая и социальная запущенность детей и подростков).

              Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе (М.А.Алемаскин, А.С.Белкин, Л.М.Зюбин, Н.Н.Верцинская, А.И.Кочетов, И.А.Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему как с точки зрения возрастного подхода, так и общественной активности школьников. Прослеживая психолого-педагогическую закономерность отклоняющегося поведения, исследователи выделяют четыре группы трудных детей:

   1) трудновоспитуемые дети, которые равнодушно относятся к учебе, периодически нарушают дисциплину, правила поведения (совершают прогулы, драки), проявляют некоторые отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность);

   2) педагогически запущенные подростки, отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки (прогулы, драки, курение, употребление алкоголя), постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость);

   3) подростки-правонарушители – трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки, которые совершили правонарушение (мелкое воровство, хулиганство), нарушают административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или направлены комиссиями по делам несовершеннолетних в спецшколы и спецпрофтехучилища;

   4) несовершеннолетние преступники - педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии (М.А.Алемаскин) [2].

              Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения несовершеннолетних разрабатывался не только правоведами, но и педагогами, и психологами (Б.Н.Алмазов, А.И.Долгова, В.Д.Ермакова, Г.М.Миньковский, Д.И.Фельдштейн и др.).

              Б.Н.Алмазов и Л.А.Грищенко, сравнивая и анализируя психолого-педагогическую и нравственно-правовую стороны отклоняющегося поведения несовершеннолетних, предлагают разделить их на три категории:

    1) несовершеннолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязывающем их нести ответственность;

   2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых либо не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры и т.п.), либо при наличии такового не подлежат уголовной ответственности по возрасту;

   3) остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.

              Д.И.Фельдштейн представляет классификацию с учетом степени антиобщественной направленности личности [53]:

   1) подростки-правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями;

   2) подростки с деформированными потребностями, подражающие первой группе;

   3) с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями;

   4) со слабо деформированными потребностями;

   5) случайно ставшие на путь правонарушений.

              Не менее характерологической является нравственно-правовая оценка несовершеннолетних специалистами-правоведами, которые дают классификацию несовершеннолетних правонарушителей, исходя из учета направленности личности подростков, проявляющейся в их отношениях и действиях. А.И.Долгова, В.Д.Ермакова, Г.М.Миньковский выделяют четыре типа подростков, для которых криминогенное поведение было:

   1) случайным, противоречащим общей направленности личности;

   2) вероятным, но неизбежным, как результат наличия у них «шатающейся», неустойчивой направленности личности;

   3) случайным с точки зрения повода и ситуации, но неизбежной в силу направленности личности на совершение преступления;

   4) соответствующим преступной установке личности,  включающей поиск и создание повода и соответствующей ситуации для противоправных действий.

              Таким образом, в современной научной литературе существует множество аспектов отклоняющего поведения детей и подростков.

Сравнивая исследования различных ученых, можно сделать вывод, что причинами патологического изменения личности подростка являются социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют.

Приведем слова выдающего немецкого психиатра Карла Леонгарда: «Я убежден, что мы не достигнем должной глубины при изучении структуры личности, если будем основываться на одних теоретических рассуждениях или на экспериментальных исследованиях. Необходимо обследовать человека как такового, каким он предстает в жизни, - это позволит проверить данные и теории, и эксперимента… Только то, что может быть выведено из непосредственных наблюдений над живыми людьми и их поступками, следует считать психологически достоверными» [36].

              Изучив сущность  и понятие «подростка девиантного поведения»,  мы можем рассмотреть направления социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.

 

1.2.Направление социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения в школе

В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина).

В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей. С точки зрения Д.Скотта, «…характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды».

Ведущая социально-педагогическая идея в работе с подростками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Цель деятельности социального педагога:

      создание благоприятных условий для развития личности;

      оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

      защита ребенка в его жизненном пространстве.

   Подростковый возраст – это период развития (11-15 лет), для которого характерны:

      доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей. Однако к концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей;

      решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

      возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает юридическая ответственность за правонарушения;

      сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения.

Во многом психолого-педагогические доминанты развития определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселирации.

В этом возрасте у них большая потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у подростка – одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье.

В школе  № 2,  мы проводили работу среди девиантных подростков с суицидальными намерениями (Приложение 1).

Суицид – это один из наиболее трагичных видов девиантного поведения.

Суицидент – это человек, совершивший самоубийство или покушений на самоубийство.

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Суицидальный риск – склонность человека  к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловливающие стремление лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей, причем кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения