Социально-педагогические и психологические службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:56, реферат

Описание работы

В Республике Беларусь проживают 126 785 детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 7,14 процента от общей численности детей в республике. Количество детей с особенностями психофизического развития возрастает (в 2009 году в республике проживали 122 137 детей с особенностями психофизического развития).

Содержание

Реабилитация детей с особенностями психофизического развития и детей инвалидов в центрах коррекционного-развивающего обучения и развития.
Организация работы СППС с обращениями граждан
Деятельность государственных и добровольных служб оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку

Работа содержит 1 файл

В Республике Беларусь проживают 126 785 детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 1о8 лет.docx

— 32.28 Кб (Скачать)

Реабилитация  детей с особенностями психофизического развития и детей инвалидов в  центрах коррекционного-развивающего обучения и развития.

В Республике Беларусь проживают 126 785 детей с  особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 7,14 процента от общей численности  детей в республике. Количество детей  с особенностями психофизического развития возрастает (в 2009 году в республике проживали 122 137 детей с особенностями психофизического развития).

Одним из приоритетов  специального образования является формирование системы ранней комплексной  помощи. Ежегодно ранней комплексной  помощью в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации охвачены более 1000 детей с особенностями психофизического развития. На базе ЦКРОиР в 2010/2011 учебном  году функционируют 110 отдельных кабинетов  ранней комплексной помощи, что позволяет  в большинстве регионов страны качественно  и своевременно решать вопросы выявления  и оказания коррекционной помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации является специальным  учебно-воспитательным учреждением  системы образования и предназначен для создания комплексной системы  социально-педагогической, психологической, медицинской реабилитации детей  с особенностями психофизического развития (ОПФР) и детей – инвалидов  с целью интеграции их в общество. Центр оказывает комплексную  помощь детям с особенностями  психофизического развития, и обеспечивают получение образования детям-инвалидам  с тяжелыми множественными нарушениями  в развитии.

Основными целями Центра являются: реализация права  детей с ОПФР на получение своевременной  планомерной квалифицированной  коррекционно-реабилитационной помощи со стороны государства по месту  жительства; улучшение психологического статуса и социального положения  детей с особенностями развития в семье, коллективе, обществе; информационное обслуживание в области дефектологии, психологии.

Основные  направления деятельности центра: диагностическое; консультативное; методическое; социально-психологическое; информационно-аналитическое. Центр  осуществляет работу по созданию системы  своевременного выявления детей, нуждающихся  в специальном образовании и  коррекционной помощи, через взаимодействие с организациями здравоохранения  Республики Беларусь и учреждениями социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в компетенцию которых  входит оказание помощи детям с ОПФР и детям - инвалидам.

На уровне дошкольного образования в республике работает 48 специальных дошкольных учреждений, 1124 пункта коррекционно-педагогической помощи, 376 интегрированных групп. В  соответствии с запросами родителей  количество интегрированных групп  в учреждениях дошкольного образования  республики с 2004 года по настоящее время  увеличилось в два раза.

На уровне общего среднего образования в 2010/2011 учебном году работает 63 специальные  общеобразовательные и вспомогательные  школы и школы-интерната. За последние  пять лет количество специальных  школ и школ-интернатов сократилось  на 21 процент. Сохранившаяся сеть школ и школ-интернатов позволяет обеспечить специальным образованием все категории  детей с особенностями психофизического развития.

Активно развивается  интегрированное обучение и воспитание. Ежегодно возрастает количество интегрированных  классов в учреждениях общего среднего образования и количество учащихся с особенностями психофизического развития, которые получают специальное  образование в учреждениях общего среднего образования. В 2010/2011 учебном  году функционирует более 6000 специальных  и интегрированных классов. Это  позволяет большинству учащихся с особенностями психофизического развития жить в семье и получать образование в тех же условиях, что и их сверстники, а родителям  полноценно заниматься воспитанием  своих детей.

Коррекционно-педагогическую помощь дети с легкими нарушениями  развития получают в 1412 пунктах коррекционно-педагогической помощи, открытых в учреждениях общего среднего образования. Сеть пунктов  сформирована и позволяет охватить коррекционно-педагогической помощью  всех нуждающихся в ней учащихся.

Ежегодно  в 143 ЦКРОиР обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь около 7000 детей с особенностями психофизического развития, в том числе с тяжелыми и (или) множественными физическими  и (или) психическими нарушениями, которые  ранее считались необучаемыми. Обучение в ЦКРОиР позволяет сформировать у этой категории детей относительную  самостоятельность, а их родителей  вернуть к полноценной трудовой деятельности.

В целях учебно-методического  обеспечения специального образования  с 2006 по 2010 год издано 375 наименований учебной литературы для различных  категорий детей с особенностями  психофизического развития, ежегодно издаются учебные пособия на основе рельефно-точечного шрифта Брайля.

В системе  профессионально-технического образования  лица с особенностями развития обучаются  в 67 учреждениях профессионально-технического образования: функционирует 9 центров  профессиональной и социальной реабилитации, 148 специальных групп и 31 группа интегрированного обучения. Сеть учреждений, в которых  могут получать профессионально-техническое  образование лица с особенностями  психофизического развития, расширяется.

На уровне среднего специального образования  в 2009/2010 учебном году обучались 1045 инвалидов (в 2008/2009 учебном году – 1094, в 2007/2008 учебном  году – 1267), что составляет менее 1 процента от общего количества учащихся указанного уровня образования. По причине отсутствия единых межведомственных подходов к  созданию системы непрерывной социальной реабилитации указанной категории  выпускников, заявок на их трудоустройство  ежегодно сокращается количество учреждений среднего специального образования, в  которых функционируют специальные  группы для лиц с особенностями  психофизического развития: в 2008/2009 учебном  году специальные группы были открыты  в пяти учреждениях, в 2010/2011 – в  двух.

В системе  высшего образования обучается  менее 1 процента студентов, имеющих  инвалидность (в 2008/2009 году – 1721, в 2009/2010 учебном году – 1794).

Анализ современного состояния специального образования  показывает, что в стране определена государственная политика в отношении  образования лиц с особенностями  психофизического развития, направленная на учет их интересов и всестороннюю поддержку.

Реабилитация  детей-инвалидов в соответствии с программой «Дети - инвалиды»

В соответствии с программой «Дети – инвалиды»  нужно:

-Создавать  и периодически обновлять банк  данных о детях, нуждающихся  в специальном образовании и  коррекционной помощи (сектор охраны  детства, ЦКРОиР)

-Продолжить  образовательный процесс для  детей-инвалидов с тяжелыми и  множественными нарушениями развития  в ЦКРОиР (спецгруппа, спецкласс). (отдел  образования, ЦКРОиР)

-Обеспечить  максимальной охват детей-инвалидов,  детей с особенностями психофизического  развития (школьного и дошкольного  возраста), проживающих в сельской  местности, педагогической, коррекционно-развивающей,  реабилитационной деятельностью  (отдел образования, ЦКРОиР)

-Включить  в образовательной и коррекционно-развивающий  процесс всех детей с ОПФР, детей-инвалидов, проживающих в  регионе (отдел образования, ЦКРОиР)

-Обеспечить  своевременное выявление детей  с ОПФР и включение их в  систему ранней коррекционно-педагогической  помощи.

-Обеспечить  социальное, психолого-педагогическое  сопровождение детей-инвалидов,  детей с ОПФР, посещающих учреждения  образования, обучающихся на дому (сектор охраны детства, ЦКРОиР)

-Разработать  региональную модель психолого-педагогического  сопровождения детей с ОПФР  в условиях образовательной интеграции.

-Организовать  работу психолого-медико-педагогических  консилиумов с целью осуществления  командного подхода специалистов  разных профилей в работе с  детьми-инвалидами, детьми с ОПФР. (сектор охраны детства, ЦКРОиР)

-Проводить  обследования детей-инвалидов, детей  с ОПФР психолого-медико-педагогической  комиссией ЦКРОиР, направлять, в  случае необходимости, на обследование  в г. Витебск (областной ЦКРОиР, НПД)

-Знакомить  родителей, воспитывающих детей-инвалидов,  с нормативно-правовой базой по  вопросам оказания различных  видов помощи (педагогической, медицинской,  правовой, дефектологической и др.). (сектор охраны детства)

-Объединять  родителей детей-инвалидов через  участие в работе родительского  клуба «Надежда».

-Проводить  консультативную работу среди  педагогов, законных представителей  по вопросам развития, обучения  и воспитания детей-инвалидов  (сектор охраны детства, ЦКРОиР).

-Применять  разнообразные активные формы  работы с детьми и их родителями (экскурсии, постоянно действующие  семинары, акции и др.).

-Использовать  СМИ для формирования толерантного  отношения к детям-инвалидам (сектор  охраны детства, ЦКРОиР).

Повысить  требовательность к профессиональным качествам членов психолого-медико-педагогических комиссий ЦКРОиР, обеспечить своевременное  повышение их квалификации (отдел  образования).

-Обеспечить  подвоз детей-инвалидов на занятия  в ЦКРОиР (отдел образования, ЦКРОиР).

-Практиковать  участие детей-инвалидов, детей  с ОПФР в работе школьных  кружков. Расширять в ЦКРОиР  деятельность мини-мастерской «Швейное  дело».

-Обеспечить  вовлечение детей-инвалидов и  детей с ОПФР в различные  формы воспитательной работы

-Проводить  благотворительную деятельность  для поддержки детей-инвалидов  (благотворительные акции, новогодний  благотворительный праздник и  др.).

-Проводить  выставки художественного творчества  детей-инвалидов «Я вижу мир» (сектор охраны детства).

-Продолжить  работу по физической реабилитации  детей-инвалидов посредством занятия  физической культурой и спортом,  организацией соревнований и  т.д.

-Организовать  оздоровление детей-инвалидов в  каникулярное время в школьных  оздоровительных лагерях, на базе  ЦКРОиР.

-Осуществлять  патронатное сопровождение выпускников  из числа лиц с особенностями  психофизического развития.

-Обеспечивать  бронирование мест выпускникам  с ОПФР для получения профессионального  образования.

Продолжить  подготовку специалистов (особенно в  сельской местности) для коррекционно-реабилитационной работы с детьми-инвалидами, детьми с ОПФР.

-Организовать  постоянную методическую учебу  педагогов по проблемам обучения  и воспитания детей-инвалидов,  детей с ОПФР. Обеспечить внедрение  современных технологий в систему  коррекционно-образовательной работы

-Провести  районный конкурс «Современные  педагогические технологии в  обучении и воспитании детей  с ОПФР.

Таким образом, в Республике Беларусь реализуется  целый ряд направлений деятельности по реабилитации детей с особенностями  психофизического развития и детей-инвалидов  в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

Организация работы СППС с обращениями граждан

Органы государственной  власти и управления всегда особое внимание уделяли организации взаимоотношений  с населением. Еще в древности  государственная власть и ее исполнительно-распорядительные органы стремились заручиться поддержкой жителей находившихся в их управлении территорий и административно-территориальных  образований.

Право граждан  на обращение в государственные  органы гарантирует статья 40 Конституции  Республики Беларусь. Кроме того, обращения  являются одной из важнейших форм реализации гражданами своего права  на участие в управлении делами государства, закрепленного в статье 37 Конституции  Республики Беларусь.

Обращения, как реализация конституционного права  граждан, будут всегда актуальны, так  как они являются важным источником информации, полезной для решения  государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан  к органам государственной власти.

Учреждение  социальной защиты является государственным  учреждением, деятельность которого направлена на организацию комплексного социального  обслуживания граждан находящихся  в трудной жизненной ситуации.

Основная  масса обращений, поступающих в  учреждения, состоит из заявлений  об оказании материальной помощи из средств  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, которая  оказывается нуждающимся неработающим пенсионерам, инвалидам и детям-инвалидам.

Информация о работе Социально-педагогические и психологические службы