Социально-педагогическая реабилитация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:29, отчет по практике

Описание работы

Вся деятельность Центра нацелена не столько на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних, сколько на коррекцию и реабилитацию детей.

Работа содержит 1 файл

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Социально-педагогическая реабилитация.docx

— 23.77 Кб (Скачать)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Вся деятельность Центра нацелена не столько на профилактику девиантного  поведения несовершеннолетних, сколько  на коррекцию и реабилитацию детей.

РЕАБИЛИТАЦИЯ – комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов (в мед. значении слова). Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функции, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию. Основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать социально незащищённые слои населения способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения в общественно-трудовую жизнь общества.

В рамках социально-реабилитационной деятельности учёные выделяют различные  виды реабилитации: медицинская, профессионально-трудовая, психологическая, бытовая, правовая и  педагогическая.

Социально-реабилитационная работа с детьми, как правило, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации, т.е. комплекса мер, направленных на создание оптимальной среды жизнедеятельности нуждающихся, обеспечение условий для восстановления статуса социального и утраченных общественных связей. 

Социально-правовая реабилитация предусматривает защиту прав несовершеннолетних и охраняемых законом интересов, консультирование по правовым вопросам, профилактику асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида.

Профессионально-трудовая реабилитация осуществляется в контакте со службами занятости.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация – комплекс мер социальной поддержки и диагностико - коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации по включению, интегрированию ребёнка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение со сверстниками и т.д.).

Для учащихся начальной школы  в числе реабилитационных мероприятий  на первый план выходят программы  психо-педагогической диагностики  и коррекции, когда выявляются дефекты  познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-обучающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.

Для дезадаптированных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального  самоопределения, психологическая  коррекция личности и социально-психологическая  коррекция межличностных отношений.

Большое значение в реабилитации воспитанников Центра имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая  помощь семье.

Специалисты СРЦН выделяют три основных направления в работе с дезадаптированными детьми и подростками:

  1. Диагностическая работа (до поступления в группу исследуются физическое, психологическое состояние и социальный статус подростка).
  2. Реабилитация (программа которого основана на данных, полученных после диагностики).
  3. Постреабилитационная защита ребёнка (этот этап начинается по завершении реабилитационных мероприятий в Центре. Главная цель этого этапа – достижение максимально возможного уровня социальной адаптации, поддержке достигнутого уровня, профилактика возможных «срывов»).

Более подробно мы остановимся  на процессе реабилитации, программа  которого основана на данных, полученных после диагностики, разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы с целью максимально полной коррекции отклонений.

Для осуществления поставленных перед СРЦН задач разработаны  следующие этапы реабилитации работы с несовершеннолетними:

  1. Диагностический этап (5 – 7 дней):
    • осуществление дифференцированной индивидуальной диагностики;
    • медицинское обследование;
    • собеседование с с/педагогами Центра;
    • собеседование с психологом Центра по сопровождению ребёнка для обеспечения безболезненного протекания процесса адаптации.
  1. Адаптационный этап (до 3-х месяцев):
    • выработка коллективных рекомендаций по основным направлениям работы: социально-медицинская, социально-правовая, социально-психологическая, социально-педагогическая.
  1. Коррекционный этап (от 3-х месяцев до 1 года):
    • лечебно-оздоровительные и психолого-коррекционные мероприятия:
      • вовлечение в социально-полезную деятельность;
      • формирование разносторонних интересов через участие в кружках, секциях, клубах по интересам;
      • укрепление физического и психического здоровья;
      • формирование основ правовой культуры, уважения к Закону.
  1. Обобщающий этап:
    • анализ результатов коррекционной работы;
    • разработка рекомендаций по дальнейшему обучению, воспитанию и социально-психологической адаптации;
    • помощь в профессиональном определении воспитанников.

 

Рассмотрев основные направления  в педагогической работе с дезадаптированными несовершеннолетними, мы перейдём к  конкретным методами социального воспитания. Методы работы могут быть групповые и индивидуальные, но и, работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребёнка. Из обилия методов социального воспитания рассмотрим только сгруппированные по содержанию проводимой работы:

    • Социально-экономические методы (объединяет способы воздействия на социально-экономические потребности и интересы граждан, которые используются в форме натуральной и денежной помощи, установление льгот и единовременных пособий и компенсаций и т.д.).
    • Организационные методы (направлены на организацию количества, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, создание клубов, объединений). Напр., сказкотерапия, арттерапия, имаготерапия (организация подвижных и интеллектуальных игр), музыкотерапия, дисциплина и режим, поощрение и наказание и др. 
    • Психолого-педагогические методы (характеризуются косвенным воздействием и влиянием на воспитание через механизм регуляции его самочувствия и поведения). В группу психолого-педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, информирование, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, метод преодоления конфликта, методы лечебной педагогики, дискуссия, трудотерапия, методы перевоспитания и переубеждения, методы стимулирования деятельности и пр.

Выбор того или иного метода педагогического воздействия зависит  от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через  определённое сочетание методов, т.к. для развития дезадаптированного несовершеннолетнего, его совершенствования необходимо влиять и на его поведение, и на сознание, и на деятельность.

 

Опыт  работы Центра привёл нас к заключению, что результат социально-педагогической и реабилитационной работы находится в прямой зависимости от согласованного, чёткого, систематического и целенаправленного воздействия всех специалистов Центра: психолога, воспитателей, социального педагога специалистов по социальной работе, медицинских работников и административного звена Центра.

 

 

.  уч. 5  о / с: 005 ду: 1 дт: 13

УТВЕРЖДЕНА

постановлением правления ПФР

от 02.11.2006 № 261П

 


ГУ-Управление Пенсионного  фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и             Пригородном районе Свердловской области

 

С П Р А В К А

 

№_______________       СНИЛС    026 – 571 – 475  57

      11075039123498

от  21. 10. 2010  г.

 

гр. ЛОЖКИНА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА

 

Получает ежемесячную денежную выплату по категории

(082) Инвалиды (2 группа)

с 01. 01. 2008  по  б/срока

 

Имеет право на бесплатный проезд на пригородном желез-

нодорожном  транспорте,  а также на  междугородном транспорте к ме-

сту лечения и обратно            с 01. 01. 2011 по 31. 12. 2011

 

    М. П.           Заместитель начальника Управления

      ____________  / Керн  И.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенсионный фонд Российской Федерации  напоминает, что данная справка

подтверждает право гражданина на получение набора социальных услуг  или

одной  социальной  услуги,  предусмотренных  статьей 6. 2  Федерального

закона от 17. 07. 1999г. №178-ФЗ

 

 

Справка  действительна  на  всей территории  Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация