Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:25, реферат
Цель данной работы: рассмотреть девиации как социально-педагогическую проблему.
Задачи:
рассмотреть понятие девиации;
рассмотреть виды девиации;
охарактеризовать факторы девиации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема девиации, девиантного поведения является одной из наиболее значимых в социальной педагогике. Это обусловлено как особенностями самого социально-педагогического знания, предметом которого является процесс социализации человека, так и явной социально-педагогической опасностью девиаций как для общества, так и для самого человека.
Обосновывая последнее утверждения, необходимо отметить, что девиация это феномен, который всегда был присущ человеческому обществу и не может быть оценен однозначно как негативное явление. При этом явно отрицательные проявления девиаций в российском обществе, в частности, а также и в мире приобрели в последние годы массовый характер, что и обуславливает потребность в изучении феномена девиации в рамках социальной педагогики.
Отметим, что проблематика девиации в социальной педагогике рассмотрена достаточно глубоко, и представлена работами А.В.Мудрика, Б. Н.Алмазова, В.Г. Баженова, С.А.Беличевой и др. При этом острота проблемы девиаций в современной российском обществе обуславливает необходимость дальнейших исследований в данной области.
Цель данной работы: рассмотреть девиации как социально-педагогическую проблему.
Задачи:
Проблематика девиации [фр. déviation — отклонение], девиантного поведения является предметом изучения целого ряда наук, что обуславливает возможность комплексного рассмотрения данного феномена.
В первую очередь девиантное поведение было рассмотрено в рамках социологии в связи с понятием аномии, введенным в начале 20 в Э.Дюркгеймом (отсутствия, расшатанности нормативной системы социума). Позже девиантное поведение стало предметом изучения социальной психологии, психиатрии, криминалистики, педагогики, конфликтологии и т.д. Однако для нас важен социально-педагогический подход к рассмотрению данного понятия.
Отметим, что социально-педагогический подход предполагает описание девиации в рамках поведенческих, социальных проявлений, не затрагивая девиаций психических, чем занимается клиническая психология и психиатрия.
С точки зрения ряда современных зарубежных ученых, занимающихся по большей части этнопсихологическими и кроскультурными исследованиями проблемы девиации (Эдгертон, Коэн, Этзиони), не следует ставить знак равенства между девиантностью и дезадаптацией («дезорганизацией»).
Представитель западной теории Н.Д. Смелзер1 отмечает, что девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
Таким образом, под девиантным поведением Н.Д. Смелзер понимает поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Д. Уолш2, представитель феноменологического подхода, утверждает, что социальное отклонение это в значительной степени приписываемый статус, то есть только субъективное обозначение, ярлык, а не объективное явление. По его мнению, отклонение это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций.
Среди отечественных специалистов в области социальной работы и социальной педагогики девиантное поведение рассматривается чаще всего как одно из проявлений социальной дезадаптации (М.А. Галагузова, Р.В. Овчарова и др.).
О.Г. Лукашова3 указывает на то, что под девиантным поведением следует понимать поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Такое поведение выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.
В данном определении девиация понимается как отступление от общепринятых ценностей и норм и предполагает широкое понимание, которое не сводится лишь к правовым нарушениям.
На наш взгляд, данное определение, хоть и краткое, представляется в достаточной степени емким и отражает сущностную характеристику девиантного поведения.
Таким
образом, девиация в социальной педагогике
рассматривается в основном как характеристика
поведения, отклоняющегося от социальной
нормы.
Один из наиболее полных вариантов систематизации видов девиаций принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских4. Авторы делят все поведенческие девиации на две группы: нестандартное и деструктивное поведение, а рамках этих групп выделяют дополнительные подвиды девиаций.
Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания.
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушения социальных норм и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае это внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс и внутридеструктивное поведение.
В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских5 выделяют ряд проявлений антисоциального поведения: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.
Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, включает такие подтипы как аддиктивное и антисоциальное.
Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморально-безнравственного поведения.
Указанные выше типы деструктивного поведения связаны с ухудшением качества жизни, снижением критичности к своему поведению, когнитивными искажениями, т.е. искажениями восприятия и понимания действительности, снижением самооценки и эмоциональными нарушениями.
Проявления девиантного (в предыдущей классификации деструктивного) поведения могут быть классифицированы и иначе, в соответствии с локализацией социальной нормы6:
Рассмотрим выделенные виды более подробно.
Антисоциальное (делинквентное) поведение связано с проявлениями поведения, противоречащими правовым (юридическим) нормам. Такое поведение угрожает социальному порядку и безопасности окружающих людей. Оно предполагает любые действия , которые пресекаются в рамках законодательства.
Асоциальное поведение это проявления и поведенческие акты, связанные с уклонением от выполнения нравственных требований. Асоциальное поведение непосредственно угрожает благополучию межличностных отношений, однако при этом не противоречит нормам права. Данный вид поведения может проявляться в качестве агрессивного поведения, сексуальных девиаций, вовлеченности в азартные игры, бродяжничестве, иждивенстве.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) предполагает такие поведенческие проявления, которые отклоняются от медицинских, психологических норм и угрожают целостности, развитию, а иногда и жизни самой личности.
Аутодеструктивное поведение, как правило, проявляется в виду суицидального поведения, пищевой зависимости, химической зависимости, фанатического поведения, аутического поведения, деятельности с необоснованным риском для жизни (экстремальных видов спорта, существенного превышения скорости автомобиля и т.д.).
Отметим, что выделение отдельных форм отклоняющегося поведения и их классификация по тем или иным критериям является условным и в целом всегда оправданными в целях того или иного научного подхода.
На самом деле отдельные типы девиаций зачастую сочетаются и каждое конкретное проявление девиантного поведения оказывается индивидуальным7. Некоторые формы девиантного поведения могут переходить из пограничного состояния в собственно заболевание. В частности, эпизодическое употребление наркотиков, обоснованное медицинскими целями, со временем может перейти в злоупотребление и развитие в наркоманию.
Таким
образом, в рамках социальной педагогики
можно выделить такие основные виды девиаций,
как нестандартное и деструктивное поведение,
а в рамках этих групп выделяют дополнительные
подвиды девиаций. К деструктивному поведению,
которое в целом и обозначают как собственно
девиантное, относят аддиктивное поведение,
антисоциальное поведение и
аутодеструктивное поведение.
Одним
из ключевых вопросов относительно проблемы
девиации являются те факторы и условия,
которые обуславливают
личностные
(психологические и психо-
К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, патологию нервной системы; соматическую ослабленность, врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную (генетическую) отягощенность психическими, наркологическими, соматическими заболеваниями.
Социальные причины девиантного поведения представляют собой специфическое сочетание условий социальной ситуации развития человека. Социальные причины включают как общую характеристику макросреды, в которой находится личность, так и частные характеристики микросреды, которые описывают непосредственно жизнь личности.
Факторы макросреды заключаются в отсутствии целостной государственной идеологии, безработице (явной и скрытой), отсутствии социальных гарантий, отсутствии государственной поддержки семьи и детей, оставшихся без попечения родителей, разрушении и кризисе естественных институтов социализации ребенка (например, это детские и юношеские организация, семья, школа), пропаганде насилия и жестокости в СМИ, недоступности бесплатного и качественного дополнительного образования (кружки, секции и др.), доступности табака, наркотиков и т.д..
К факторам более узкого круга, но оттого наиболее важных, относится семья. К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся следующие нарушения детско-родительских отношений (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи»), нарушения супружеских взаимоотношений (частые конфликты, измены, развод и т.д.), жестокое обращение, насилие в семье, безнадзорность, невнимание родителей к ребенку, низкий социальный статус семьи, асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи, психические заболевания родителей, хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.
Информация о работе Девиации как социально-педагогическая проблема