Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 253.39 Кб (Скачать)

    В настоящее время социальными  работниками активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая  и медицинская. Использование той  или иной модели зависит от характера  причин вызывающих проблему детско-родительских отношений [13, c. 40].

    - Педагогическая модель базируется  на предположении о недостаточной  педагогической компетентности  родителей. 

    Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя  данную модель, социальный педагог  ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько  на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы  воспитания.

    - Социальная модель используется  в тех случаях, когда семейные  трудности являются результатом  неблагоприятных жизненных обстоятельств.  Поэтому помимо анализа жизненной  ситуации необходима помощь внешних  сил (пособия, разовые выплаты  и т.п.).

    - Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка  лежат в области общения, в  личностных особенностях членов  семьи. Данная модель предполагает  анализ семейной ситуации, психодиагностику  личности, диагностику семейных  взаимоотношений. Практическая помощь  заключается в преодолении барьеров  общения и причин его нарушений  [21, c. 256].

    - Диагностическая модель основывается  на предположении дефицита у  родителей специальных знаний  о ребенке или своей семье.  Объект диагностики — семья,  дети и подростки с нарушениями  общения.

    - Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей  лежат болезни. Помощь заключается  в проведении психотерапии (лечении  больного и адаптации здоровых  членов семьи к проблемам больного).

    Как правило, школьный социальный работник использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже  было сказано выше, данная модель исходит  из предположения о дефиците у  родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются  дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

    Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи  в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное  состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.

    Педагогические  поручения, например, организация труда  в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или  написание письма своему ребенку  и т.д.

    Педагогические  практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д. [14, c. 150].

    Объектом  воздействия социального работника  могут быть все взрослые члены  семьи, ребенок и сама семья, в  целом, как коллектив. Действуя в  интересах ребенка, социальный педагог  призван оказывать необходимую  помощь и поддержку семье. В его  задачи входит установление контактов  с семьей, выявление проблем и  трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с  другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями  правоохранительных органов и органов  опеки и попечительства и др.). Специалисты в области социальной педагогики (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Е.Я. Тищенко, В.П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое.

    Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

    Проблемно-ориентированная  модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

    К долгосрочным формам работы относится  социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

    Диагностика семьи является постоянным компонентом  в деятельности социального работника, на котором основывается система  помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует  соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято  только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует  начинать с первичной диагностики  жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить  причины указанных нарушений [23, c. 115].

    Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

     Теоретическое положение - причины  нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле  воспитания, а также в искажении  процесса саморазвития;

     Практическое положение - построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический  шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат  на предыдущем этапе.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  существуют следующие направления  социально-педагогической работы с  неблагополучной семьей:

    1. Образовательное направление. Включает  помощь родителям в обучении  и воспитании. Помощь в обучении  направлена на формирование педагогической  культуры родителей и их просвещение.  Помощь в воспитании осуществляется  путем создания специальных воспитывающих  ситуаций в целях укрепления  воспитательного потенциала семьи.  Данное направление основано  на использовании педагогической  модели помощи семьи. 

    2. Психологическое направление. Включает  социально-психологическую поддержку  и коррекцию и основано на  психологической и диагностической  моделях. Такая поддержка с  позиции социального педагога, направлена  на формирование благоприятной  психологической атмосферы в  семье. Оказание поддержки в  союзе с психологом становится  наиболее эффективным. Коррекция  отношений осуществляется в том  случае, когда в семье наблюдаются  факты психологического насилия  над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами  и потребностями).

    3. Посредническое направление. Данное  направление содержит следующие  компоненты: помощь в организации,  координацию и информирование. Помощь  в организации заключается в  организации семейного досуга (включение  членов семьи в организацию  и проведение праздников, ярмарок,  выставок и т.д.). Помощь в координации  направлена на установление и  актуализацию связей семьи с  различными ведомствами, социальными  службами, центрами социальной помощи  и поддержки. Помощь в информировании  направлена на информирование  семьи по вопросам социальной  защиты. Данное направление основано  на использовании медицинской  и социальной модели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    После проведенного исследования и анализа  литературных источников можно сделать  следующие выводы:

    1. Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

    Семьей  называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

    Неблагополучные семьи – это семьи, которые  имеют низкий социальный статус в  какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

    2. Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

    В неблагополучных семьях существуют следующие проблемы:

    - низкий социальный статус в  какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно;

    - алкоголизм родителей;

    - родители не справляются с  возложенными на них функциями,  их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

    3. Основные направления социально-педагогичесокй работы с неблагополучной семьей:

    - Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

    - Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

    - Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.

    Существует  необходимость в диагностике  семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий. На основе диагностических данных —  разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение  проблемных семей.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями