Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 253.39 Кб (Скачать)

    2. Психологическое направление. Включает  социально-психологическую поддержку  и коррекцию и основано на  психологической и диагностической  моделях. Такая поддержка с  позиции социального педагога, направлена  на формирование благоприятной  психологической атмосферы в  семье. Оказание поддержки в  союзе с психологом становится  наиболее эффективным. Коррекция  отношений осуществляется в том  случае, когда в семье наблюдаются  факты психологического насилия  над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами  и потребностями).

    3. Посредническое направление. Данное  направление содержит следующие  компоненты: помощь в организации,  координацию и информирование. Помощь  в организации заключается в  организации семейного досуга (включение  членов семьи в организацию  и проведение праздников, ярмарок,  выставок и т.д.). Помощь в координации  направлена на установление и  актуализацию связей семьи с  различными ведомствами, социальными  службами, центрами социальной помощи  и поддержки. Помощь в информировании  направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели [15, c. 257].

    Работая с семьей, социальный работник выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник.

    Советник  — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей  и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

    Консультант — консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального  развития и воспитания ребенка в  семье.

    Защитник  — защищает права ребенка в  случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей  от процесса воспитания детей.

    В практике социальной работы с семьей используются в основном две формы  работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия [16, c. 70].

    Работа  с неблагополучной семьей может  проводиться поэтапно.

    Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества, что происходит в ходе бесед, проводимых как в школе, так и во время посещения ученика на дому, в ходе знакомства с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.

    Если  родители идут на контакт с психологом и социальным работником, то можно переходить ко второму этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказать органы милиции, отдел по охране прав детства и т.п.

    Этап 2. Изучение семьи состоит: а) в социально-педагогической и психологической диагностике семьи (изучение микроклимата семьи, стилей воспитания; уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего; выявление материального обеспечения и жилищно-бытовых условий; изучение взаимоотношений между взрослыми в семье; применение методов и приемов воспитательного воздействия); б) в диагностике причин семейного неблагополучия (с этой целью используются методы психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.п.), осуществляется обследование жилищно-бытовых условий и анализ информации о семье из документации).

    Этап 3. Обработка результатов социально-педагогической и психо-логической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

    Этап 4. Выбор форм и методов работы с семьей в зависимости от ведущей причины неблагополучия.

    Этап 5. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

    Также в работе с неблагополучными семьями  используются такие психолого-педагогические методы, как метод поиска ресурсов, метод выстраивания будущего, прошлых воспоминаний. Приведем основные вопросы, ответы на которые полезно обсудить вместе с родителями: «Что будет с вашей семьей через год, через пять лет?», «Что в вас самих может помочь вам изме-нить жизнь к лучшему?», «Кто из вашего ближайшего окружения может изменить вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?»

    Жизнь детей в неблагополучной семье  тяжело сказывается на психическом  развитии ребенка. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья относится к категории самой неблагополучной. Жизнь детей в социально-педагогических - учреждениях не может заменить ему опыт семьи и родительскую любовь. Дети по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.

    На  предварительном этапе проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска (по всем факторам/показателям). Цель этого этапа - определить, в чём заключаются трудности ребёнка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).

    Изучение  социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе (группе) детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска.

    В дальнейшем дети группы риска обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углублённая диагностика проводится совместно с психологом. Уровень социальной адаптированности/дезадаптации, степени риска форм отклоняющегося поведения ребёнка может быть выявлен с помощью методик, например, методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из медицинских учреждений, из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты.

    На  данном этапе определяются дети, с  проблемами которых будут работать специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог), и учащиеся, которым необходима помощь в специально организованных условиях.

    Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребёнка  группы риска, выявляется необходимость  диагностической работы с семьёй ребёнка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется также функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребёнку специализированной помощи.

    В целом первичное изучение семьи  включает:

    - выявление состава семьи;

    - анализ внутренних и внешних  контактов семьи;

    - выявление ценностных ориентации семьи;

    - определение уровня материального  обеспечения, условий жизни, быта;

    - определение особенностей состояния здоровья членов семьи.

    При первичном изучении семьи социальный педагог использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (образовательное учреждение, среда сверстников и т.п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, педагоги ребёнка и др.).

    Возможно  проведение беседы с родителями как  на дому (если получено согласие на визит), так и в образовательном учреждении, куда приглашаются члены семьи. В начале беседы социальный педагог представляется, сообщает о цели беседы. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа. В отдельных случаях беседа проводится с участием психолога, специалиста по охране прав детства.

    Вопросы, как правило, в большей мере касаются ребёнка, детско-роди-тельских отношений, восприятия родителями семейной ситуации. Начинать лучше с простых вопросов, нейтральных по смыслу. Более сложные вопросы, требующие размышлений, анализа, каких-либо фактов из жизни, лучше предлагать в середине беседы, когда собеседник уже настроился на ритм разговора, у него сформировалась позитивная установка на разговор.

    В процессе беседы:

    • Собеседник должен быть уверен, что  беседа приносит ему пользу.

    • Важно следить за точностью формулировок (своих и собеседника), в Вопросы  не должны быть внушающими, ставиться  в форме утверждения.

    • Внимательно слушать собеседника, не прерывать его высказывания (собеседник всегда говорит о значимых для  него вещах, при прерывании беседы утрачивается контакт, в силу этого важная информация может быть потеряна).

    • Можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию.

    • Следует избегать вопросов «в лоб», малораспространённых слов, специальной  терминологии, формулировок, внушающих  определённые ответы.

    • Необходимо ставить альтернативные вопросы для контроля правильности ответов (собеседник может давать социально желательные ответы, чтобы произвести положительное впечатление).

    • В проективных вопросах может  описываться ситуация о вымышленном человеке — собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свою собственную позицию.

    Возможен  вариант ведения беседы, ориентированной  на проблему семейного неблагополучия:

    — неполная, малообеспеченная семья (вопросы  могут касаться форм социальной помощи; проблем воспитания);

    — алкогольная зависимость, асоциальное  поведение родителей;

    — нарушения поведения, социальная и учебная дезадаптация ребёнка;

    — нарушения детско-родительских отношений, неадекватные формы семейного воспитания.

    Возможный алгоритм беседы:

    Основная  проблема выявляется на этапе анализа  социальных карт класса, группы, информации о ребёнке от классного руководителя, воспитателя.

    Определение возможности и условий проведения беседы:

    — доступность семьи для контакта;

    — условия проведения (приглашение  в школу, посещение на дому).

    Подготовка  плана беседы, информирование родителей  о цели, месте проведения беседы.

    Возможный круг вопросов исходя из проблемы:

    • Неполная, малообеспеченная семья.

    • Нарушения детско-родительских отношений, неадекватные формы семейного воспитания.

    • Невыполнение родителями обязанностей по воспитанию ребёнка.

    • Учебная, социальная дезадаптация ребёнка.

    • Ребёнок воспитывается в семье  опекунов.

    • Ребёнок воспитывается в семье  родителей с ограниченными возможностями.

    • Ребёнок из многодетной семьи.

    Анализ  результатов:

    — определение позитивных воспитательных ресурсов семьи, заинтересованности в решении проблемы ребёнка, изменении ситуации, готовности принять помощь;

    — выявление «референтного лица» семьи, ребёнка — на кого из окружения можно опираться в дальнейшей работе (определяется в ходе беседы).

    Для социального педагога важны следующие  структурные характеристики семьи:

    — наличие брачных партнёров (полная, формально полная, неполная);

    — стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

    — порядок заключения брака (первичный, повторный);

    — количество поколений в семье (одно или несколько поколений);

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями