Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ
4. Социальный педагог составил информационные карты на каждую неблагополучную семью, где описывались: состав семьи, социально бытовые условия, основная проблема неблагополучия, уровень материального обеспечения семьи, характеристика внутренних и внешних контактов семьи. К картам приложили индивидуальные планы работы с рекомендациями узких специалистов (например: с мамой Влада Б. провести индивидуальные беседы «Проблемы и затруднения в воспитании ребёнка», «Зависимость ребёнка от матери», а так же консультации специалистов по проблеме развития ребенка. С папой была запланирована консультация психолога «Гармония отношений»).
Следующим этапом работы СППС УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» стало составление совместных планов работ с родительским комитетом по каждой семье.
Во взаимодействии с семьёй были использованы следующие формы работы: родительские собрания; беседы; индивидуальные консультации; информационные и тематические стенды «Дошколенок», где изложены основные права детей, представлена информация о возможной социальной помощи родителям, опекунам.
Особенно важна профилактическая работа воспитателя с неблагополучными семьями. Взаимодействуя с родительским комитетом, воспитатель проводит совместные патронажи неблагополучных семьей. Такое посещение семьи дает возможность наблюдать ее в естественных условиях. Что позволяет нам выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
5.
После проведенного
Поэтому
нами была разработана программа
социально-педагогической работы с
неблагополучными семьями, в которой
основное внимание было уделено организации
совместного досуга родителей и
детей.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров, Ю. П. Педагогика любви и свободы / Ю. П. Азаров – М.: Топикал, 1994. – 255 с.
2.
Алешина, Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубровская,
Е.М. Социально-психо-
3.
Алмазов, Б. Н. Психолого-
4. Беличева, С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии / С. А. Беличева // Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2007. - №2. - С.34-39.
5.
Буянов, М. И. Ребенок из
6. Гергишанов, Т. Семейные будни, или нежность на каждый день / Т. Гергишаров – М.: Республика, 1992. – 120 с.
7.
Гигевич, С. В. Социально-
8. Гнилицкая, Н. Л. Откуда берутся «трудные дети»? (Психология неблагополучных семей) / Н. Л. Гнилицкая // Адукацыя и выхаванне. – 2008. - № 4. – С. 13-19.
9. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование - 2002. - № 6. – С. 56-60.
10. Горьковая, И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И. А. Горьковая // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 57-65.
11. Григорьев, А. Д. Социальная работа на Беларуси: История, опыт, проблемы / А. Д. Григорьев - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 450 с.
12. Гусева, В. В. Главная точка отсчета неблагополучия семьи – отношение к ребенку / В. В. Гусева // Сацыяльна-педагагічнвя работа. – 2006. - № 7. – С. 58-61.
13. Демография. Семья. Гендерная политика: Сб. актов законодательства / Сост. В. Г. Гавриленко и др. – Мн.: Право и экономика, 2003. – 330 с.
14. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций / Н. Ф. Дивицына – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 230 с.
15. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И. Г. Зайнышев – М., 2000. – 340 с.
16. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 224 с.
17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова - М.: Академия, 2004. – 350 с.
18. Корчак, Я. Как любить детей / Я. Корчак – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 115 с.
19. Крылова, Т., Струкова, М. Работа социального педагога с семьей группы риска / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. – 2009. - № 2. – С. 31-58.
20. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ. / Д. Майерс - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 210 с.
21. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
22.
Методики оказания социально-
23.
Михеева, Г. В. Подходы в
24. Навицкая, Е. Даже нерадивые родители играют для детей огромную роль, и начинать нужно с них / Е. Навицкая // Белорусская газета. - 2006. - № 35.
25.
Наумчик, В.Н. Социальная
26. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова - М.: Владос, 2004. – 550 с.
27. Олиференко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 250 с.
28. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Академия, 2004. – 330 с.
29. Основы социальной работы / под ред. Павленка П. Д. - М.: Инфро-М, 1997. – 600 с.
30. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году: Национальный доклад. - Мн.: Минсктиппроект, 2009. – 50 с.
31. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Академия, 1992. – 230 с.
32. Работа с родителями / Под ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима – Мн.: Экоперспектива, 2003. – 400 с.
33.
Семенов Г. Социально-
34.
Словарь по социальной
35. Социальная работа / под ред. В. И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 550 с.
36. Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. – М.: Институт социальной работы, 1995. – 440 с.
37. Социальная работа с семьей / Под. Ред. Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1996. – 330 с.
38. Социальная работа: теория и организация: Учебное пособие. - Мн.: Тетра-Системс, 2005. сост. Украинец П. П. – 303 с.
39.
Справочное пособие по
40. Стош Н. Н. Организация работы социально-педагогической службы с учащимися «группы риска» / Н. Н. Стош // Сацыяльна-педагагічнвя работа. – 2006. - № 7. – С. 16-19.
41. Теория и практика социальной работы / под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 220 с.
42.
Терентьева, А. В. Особенности
развития ребенка в
43.
Ткачева, В.В. Гармонизация
44. Холостова, Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. / Е. И. Холостова - М.: Дашков и Ко, 2004. – 330 с.
45. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В. М. Целуйко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 330 с.
46.
Шнейдер, Л.Б. Психология
47. Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга - М.: Академия, 1999. – 230 с.
48. Шульга, Т.Н. Работа с неблагополучной семьёй / Т. Н. Шульга- М.: Дрофа, 2005. – 220 с.
49. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий – СПб.: Питер, 1999. – 280 с.
50.
Юсупова, Х. Г. Семья как
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в нашем опросе. Мы проводим анкетирование с целью выявления проблем необходимости оказания помощи в воспитании детей.
Отметьте,
пожалуйста, вариант ответа, с которым
Вы согласны. Фамилию можно не указывать
1. Знакомы ли Вы со стилями общения с ребенком?
а) знаком и могу поделиться опытом
б) имею представление, но недостаточно
в)
нет
2.
Как часто Вы читаете
а) постоянно
б) время от времени
в)
не читаю
3.
Известны ли Вам проблемы, с
которыми Ваш ребенок
а) знакомы
б) имею представление, но недостаточно
в)
не знакомы
4. Обсуждаете ли вы проблемы ребенка в семье?
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями