Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ
а) да
б) иногда, когда существует такая необходимость
в)
нет
5.
Удается ли Вам выстраивать
доверительные, добрые
а) да
б) не всегда
в)
нет
6.
Если у Вас в общении с
ребенком появляются трудности,
а) самостоятельно
б) обращаюсь к педагогам
в) обращаюсь к знакомым, родителям
г)
свой вариант
7.
С какими проблемами Вы
а) проблемы в поведении
б) взаимоотношения со сверстниками
в) с педагогами
г) с родителями
д)
свой вариант
8. Обращались ли Вы за помощью к социальному педагогу, педагогу-психологу детского сада?
а) да
б)
нет
9.
Как Вы оцениваете
а) воспитывать должен детский сад
б) мне безразличны дела детского сада
в) могу помочь детскому саду конкретно
г) хотел бы помочь, но не знаю чем
д)
затрудняюсь ответить
10.
Укажите пожалуйста, Ваш возраст_____________
11.
Ваш пол______________
Благодарим
за участие!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
1.
Тренинг общения для
детей и родителей
Цель
тренинга: принятие и оказание психологической
поддержки, мобилизация сил и
характера для решения
1.
Психолого-энергетическая
Каждый
участник игры кладет ладони на колени
другим членам группы сле-ва и справа от
себя, затем ритмически ударяет по коленям
(по очереди но часовой стрелке, чья рука
ошибается, тот ее убирает).
2. Открытый конфликт
В
этой игре от ее участников требуется
максимальная мобилизация сил и
характера, активизированный темперамент
и несклоняемая воля. В центр выходят
двое участников игры. Перед ними ставится
простая задача. Необходимо словесно
добиться от своего соперника выполнения
каких-либо физических действий, причем
установка дается не в открытой, а в скрытой
форме. Идет открытый конфликт. Соперники
напрямую натиском своей воли, принуждают
друг друга к выполнению определенных
действий. Действия необходимо предлагать
самые простые: выйти из комнаты, снять
очки, застегнуть пиджак и т. П. Побеждает
тот кто добился своей цели. Побежденный
уходит, его сменяет другой, новый участник
игры, вступающий в открытый конфликт.
Проигравший опять выбывает его сменяет
следующий.
3. Игра «Пристройка снизу и пристройка сверху»
Участники игры разбиваются на пары. Отрабатываем простейшие приемы «Пристройка снизу и пристройка сверху». В любом разговоре один из его участников чувствует себя более уверенно, он как бы ставит себя выше собеседника. Второй же может также, исходя из личных целей, стараться как бы «прогибаться» в диалоге, уступить первенство собеседнику. Действия первого называются «пристройка сверху», а второго «пристройка снизу».
Замечу
что пристраивается обычно один из
участников диалога. Второй иг-рает предложенную
ему роль. Попробуйте в парах попросить
о чем-либо своего собеседника. Причем
каждый должен сделать это дважды.
Первый раз при помощи «пристройки снизу»,
второй – «пристройки сверху». Пары выбирают
сами кто из них лучше пристраивается
сверху, а кто снизу. Таким образом группа
распадается на две и каждая из них соревнуется
между собой в той пристройке, которая
наиболее им удается.
4. «Поменяйтесь местами»
Выбирается
ведущий. Он в середине круга (остальные
сидят по кругу на стульях). Ведущий
выбирает признаки и все, у кого есть
названный признак, должны поменяться
местами. Кому не хватило места (ведущий
занимает одно из свободных), тот и
водит.
5. «Синий шар»
По небу синий шар плывет,
По небу шар плывет.
Но знаем, что до неба шар
Никак не доплывет.
Заменяя
по очереди слова пантомимой надо
прочитать стихотворение и не
сбиться (1-м заменяется слово шар,
потом небо, потом – плывет).
Большое
спасибо за участие!
2. Родительское собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Цели:
1.
Показать, что воспитание - единый
неразрывный процесс
2.
Рассмотреть значение
1. Приглашение родителей.
2. Анкетирование родителей.
• Есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
• Знаете ли вы друзей своих детей? Бывают ли они у вас дома?
• Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах, семейных праздниках?
• Проверяете ли вы, как они учат уроки?
• Участвуете ли вместе в прогулках, походах? Проводите ли с семьей отпуск?
• Обсуждаете ли вместе с детьми прочитанные книги?
• Охотно ли ваш ребенок ходит в школу?
• Какие учебные предметы изучает ваш ребенок с интересом?
• Какие проблемы ребенок не любит и игнорирует?
• Есть ли у вашего ребенка домашние обязанности?
• По какому режиму живет ваш ребенок?
3.
Конкурс рисунков по теме «
Оборудование.
A) Плакаты:
«Коль видят нас и слышат дети, мы задела свои в ответе». «Счастлив тот, кто счастлив дома». «На что и клад, коли в семье лад?». Б) Выставка детских рисунков.
B) Выставка альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семейные праздники».
Г) Выставка поделок «Мастерим всей семьей».
Д) Книжная выставка на тему «Как воспитать настоящего человека».
Е) Музыкальное оформление.
Основной этап. Форма проведения: доверительный разговор за круглым столом.
1) Вступительное слово учителя по теме «Счастлив тот, кто счастлив дома».
2) Анализ анкет родителей.
3) Анализ детских рисунков.
4) Решение проблемных ситуаций.
5) Доверительный разговор о том, как быть ближе к своим детям.
НАПРАВЛЕНИЯ:
— стиль отношений внутри семьи (обсуждение заранее записанных на магнитофонную ленту ответов детей);
— общение и досуг (обмен опытом);
—
семейные традиции. Обмен рецептами
приготовления праздничных
Обобщение учителем, встречи с родителями.
Заповеди для родителей:
— не унижайте ребенка;
— не морализируйте;
— не вымогайте обещаний;
— не потакайте;
— относитесь к ребенку как к личности;
— умейте слышать и слушать;
— будьте строгими и добрыми;
6) Обзор книжной выставки (рекомендуемая литература).
7) Минутка благодарности:
— отметить каждого родителя, найдя индивидуальную изюминку в воспитании;
—
аудиозапись с пожеланиями
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями