Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ
- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
На начало учебного 2010-2011 года в данном детском саду было выявлено 10 неблагополучных семей, родители детей которые злоупотребляют спиртными напитками, ребенок находился с понедельника по пятницу в круглосуточной группе детского сада. Были выявлены дети, чьи родители находятся в местах лишение свободы, а малыши остаются с бабушками.
Социальный педагог составил информационные карты на каждую неблагополучную семью, где описывались: состав семьи, социально бытовые условия, основная проблема неблагополучия, уровень материального обеспечения семьи, характеристика внутренних и внешних контактов семьи. К картам приложили индивидуальные планы работы с рекомендациями узких специалистов (например: с мамой Влада Б. провести индивидуальные беседы «Проблемы и затруднения в воспитании ребёнка», «Зависимость ребёнка от матери», а так же консультации специалистов по проблеме развития ребенка. С папой была запланирована консультация психолога «Гармония отношений»).
Следующим этапом работы СППС УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» стало составление совместных планов работ с родительским комитетом по каждой семье.
Во взаимодействии с семьёй были использованы следующие формы работы:
Родительские собрания;
Беседы;
Индивидуальные консультации;
Информационные и тематические стенды «Дошколенок», где изложены основные права детей, представлена информация о возможной социальной помощи родителям, опекунам;
«Круглый стол», где происходило не только обсуждение в нетрадиционной обстановке с родителями актуальных проблем воспитания, но и более опытные родители делились с молодыми родителями своим опытом.
«Родительские гостиные» — встречи родителей с узкими специалистами учреждения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, руководителем по физическому воспитанию; педагогом по изодеятельности, медицинским персоналом);
телефон доверия;
пикники, чаепития.
Особенно важна профилактическая работа воспитателя с неблагополучными семьями. Взаимодействуя с родительским комитетом, воспитатель проводит совместные патронажи неблагополучных семьей. Такое посещение семьи дает возможность наблюдать ее в естественных условиях. Что позволяет нам выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Патронаж проводится со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Посещение семьи позволяет определить проблему, разработать план дальнейшей работы с данной семьей.
На
начало учебного года составляется не
только план взаимодействия с такими семьями,
но план мероприятий по вовлечению неблагополучных
семей в жизнь детского сада.
Совместная деятельность детей и родителей, изготовление поделок из природного материала «Осенние причуды»; | сентябрь |
Выставка поделок на тематику: «Новогодние фантазии» | декабрь |
Конкурс рисунков на тему: «В мире детской любви» | апрель |
Родительская
конференция «Развитие |
март |
Психолог провела с родителями коллективные консультации «Ребёнок боится темноты» и «Влияние жестокого обращения с ребёнком в семье на его развитие» и индивидуальные по темам, которые мы планируем в индивидуальных картах взаимодействия.
УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» находится в тесной связи с отделом опеки и попечительства Управления образования и детской комнатой милиции, ИДН.
Деятельность воспитателя включает в себя не только привлечение родителей к жизни детей в детском саду, но и взаимодействие по различным вопросам. Используя принцип индивидуального подхода воспитатели определяют стратегию их участия в жизни детского сада:
- оказание разовой помощи;
- оказание помощи в проведении различных детских мероприятий;
-
участие в родительском
- организаторы и руководители различных мероприятий для других родителей.
Встречались, конечно, и трудности, не сразу родители шли на контакт, но все, же работники УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» нашли те слова, которые привлекли их к участию в жизнь детского сада, и воспитанию своих детей.
Благодаря такой совместной деятельности удалось вывести из статуса «неблагополучная семья» - 3 семьи.
Основной целью работы СППС является не передача родителям той, или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного психического и личностного развития ребёнка. Поэтому и были достигнуты следующие результаты: родители стали больше уделять внимание ребёнку; интересоваться жизнью в детском саду, 3-е из них устроились на постоянную работу; перестали злоупотреблять спиртными напитками.
В неблагополучной семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. Воспитательный потенциал неблагополучной семьи является низким.
Поэтому в октябре 2011 г. среди родителей учащихся УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» было проведено анкетирование. Всего в нем принимали участие 20 человек (в основном матери, было только два отца). Возраст опрошенных – 24-44 года.
Цель анкетирования: выявление проблем и необходимости оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в воспитании детей.
Задачи исследования:
1. Выявить проблемы родителей в воспитании детей.
2. Определить, нуждаются ли родители в помощи социального педагога в воспитании своих детей.
3.
Охарактеризовать готовность
После
анализа результатов
1) многие из опрошенных родителей (12 человек – 60 %) не имеют представления о стилях общения с ребенком, 8 человек (40 %) знакомы со стилями общения с ребенком и даже могут поделиться своим опытом.
2) большинство опрошенных родителей (14 человек – 70 %) не читают специализированную литературу по воспитанию детей, остальные 20 % (4 человек) изредка читают специализированную литературу, 10 % - читают специализированную литературу постоянно
Ответы на данный вопрос можно представить в виде диаграммы
Диаграмма 2.1. Читаете ли Вы специализированную литературу по воспитанию детей?
1 – не читаю
2 – время от времени
3
– постоянно
3) Практически всем родителям (90 % опрошенных – 18 человек) известны проблемы, с которыми сталкивается их ребенок в процессе адаптации к ДДУ.
4) Большинство родителей (90 % опрошенных – 18 человек) не обсуждают проблемы ребенка в семье.
5) 60 % опрошенных родителей (12 человек) признались, что им не всегда удается выстраивать доверительные, добрые отношения со своими детьми, 40 % (8 человек) ответили, что им практически всегда удается выстравивать хорошие отношения с детьми.
6) 50 % опрошенных родителей (10 человек) стараются решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, 50 % обращаются к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращаеться за помощью к педагогам.
7) в воспитании своих детей 50 % опрошенных родителей (10 человек) сталкиваются с проблема в поведении своего ребенка, 30 % (6 человек) – с проблемами во взаимоотношениях их ребенка со сверстниками, 20 % (4 человека) – с проблемами в общении их ребенка с педагогами.
Ответы на данный вопрос также можно представить в виде диаграммы.
Диаграмма 2.2
Проблемы в воспитании детей
1 – проблемы поведения
2 – проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
3 –
проблемы с педагогами
8) большинство родителей (90 % - 18 человек) ни разу не обращались за помощью к социальному педагогу или педагогу-психологу гимназии.
9) все родители (100 % - 20 человек) хотели бы получить практические советы по воспитанию детей, их адаптации к обучению в школе, психологическую помощь детям.
10)
40 % опрошенных родителей (8 человек) могут
и хотят оказать конкретную помощь ДДУ
в воспитании и обучении их детей, 40 % -
хотели бы помочь, но не знают чем и 20 %
(4 человека) затруднились с ответом.
Диаграмма 2.3.
Взаимодействие семьи и гимназии в воспитании учащихся
1 – могу помочь детскому саду конкретно
2 – хотел бы помочь, но не знаю чем
3
– затрудняюсь ответить
11) все родители (100 % - 20 человек) понимают, что главными в воспитании детей являются взаимоуважение, доверие, понимание и любовь.
Таким образом, можно сделать вывод, что опрошенные родители имеют низкую психолого-педагогическую культуру, слабо осведомлены в вопросах воспитания своих детей и не полностью реализуют свой воспитательный потенциал. Проблемы, возникшие в воспитании детей стараются решить самостоятельно и не идут за помощью к социальному педагогу или психологу гимназии. Половина опрошенных родителей старается решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, вторая половина обращается к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращается за помощью к педагогам Основные воспитательные проблемы – проблемы поведения. Большинство родителей готовы сотрудничать с гимназией и педагогами в обучении и воспитании детей и оказывать посильную помощь. Родители понимают, что главными в воспитании детей являются взаимоуважение, доверие, понимание и любовь. Все родители хотели бы получить практические советы по воспитанию детей, психологическую помощь детям.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями