Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 253.39 Кб (Скачать)

    - раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;

    - определение причин неблагополучия семьи;

    - осуществление информационной помощи семье;

    - организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;

    На  начало учебного 2010-2011 года в данном детском саду было выявлено 10 неблагополучных семей, родители детей которые злоупотребляют спиртными напитками, ребенок находился с понедельника по пятницу в круглосуточной группе детского сада. Были выявлены дети, чьи родители находятся в местах лишение свободы, а малыши остаются с бабушками.

    Социальный  педагог составил информационные карты на каждую неблагополучную семью, где описывались: состав семьи, социально бытовые условия, основная проблема неблагополучия, уровень материального обеспечения семьи, характеристика внутренних и внешних контактов семьи. К картам приложили индивидуальные планы работы с рекомендациями узких специалистов (например: с мамой Влада Б. провести  индивидуальные беседы «Проблемы и затруднения в воспитании ребёнка», «Зависимость ребёнка от матери», а так же консультации специалистов по проблеме развития ребенка. С папой была запланирована консультация психолога «Гармония отношений»).

    Следующим этапом работы СППС УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» стало  составление совместных планов работ с родительским комитетом по каждой семье.

    Во  взаимодействии с семьёй были использованы следующие формы работы:

    Родительские  собрания;

    Беседы;

    Индивидуальные консультации;

    Информационные и тематические стенды «Дошколенок», где  изложены основные права детей, представлена информация о возможной социальной помощи родителям, опекунам;

    «Круглый  стол», где происходило не только обсуждение в нетрадиционной обстановке с родителями актуальных проблем  воспитания, но и более опытные  родители делились с молодыми родителями своим опытом.

    «Родительские гостиные» — встречи родителей  с узкими специалистами учреждения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, руководителем по физическому воспитанию; педагогом по изодеятельности, медицинским персоналом);

    телефон доверия;

    пикники, чаепития.

    Особенно  важна профилактическая работа воспитателя  с неблагополучными семьями. Взаимодействуя с родительским комитетом, воспитатель проводит  совместные патронажи неблагополучных семьей. Такое посещение семьи дает возможность наблюдать ее в естественных условиях. Что позволяет нам выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

    Патронаж  проводится со следующими целями:

    - диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

    - контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

    - адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

    Посещение семьи позволяет определить проблему,  разработать план дальнейшей работы с данной семьей.

    На  начало учебного года составляется не только план взаимодействия с такими семьями, но план мероприятий по вовлечению неблагополучных семей в жизнь детского сада.  

Совместная  деятельность детей и родителей, изготовление поделок из природного материала «Осенние причуды»; сентябрь
Выставка  поделок на тематику: «Новогодние  фантазии» декабрь
Конкурс  рисунков на тему: «В мире детской любви» апрель
Родительская  конференция «Развитие творческой способности детей» март
 

    Психолог  провела с родителями коллективные консультации «Ребёнок боится темноты» и «Влияние жестокого обращения  с ребёнком в семье на его развитие»  и индивидуальные по темам, которые  мы планируем в индивидуальных картах взаимодействия.

    УО  «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» находится в тесной связи с отделом опеки и попечительства Управления образования и детской комнатой милиции, ИДН.

    Деятельность  воспитателя включает в себя не только привлечение родителей к жизни  детей в детском саду, но и  взаимодействие по различным вопросам. Используя принцип индивидуального подхода воспитатели  определяют стратегию их участия  в жизни  детского сада:

    - оказание разовой помощи;

    - оказание помощи в проведении  различных детских мероприятий;

    - участие в родительском комитете  и попечительском совете;

    - организаторы и руководители различных мероприятий для других родителей.

    Встречались, конечно, и трудности, не сразу родители шли на контакт, но все, же работники УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» нашли те слова, которые привлекли их к участию в жизнь детского сада, и воспитанию своих детей.

    Благодаря такой совместной деятельности удалось  вывести из статуса «неблагополучная  семья» - 3 семьи.

    Основной  целью работы СППС является не передача родителям той, или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного психического и личностного развития ребёнка. Поэтому и были достигнуты следующие результаты: родители стали больше уделять внимание ребёнку; интересоваться жизнью в детском саду, 3-е из них устроились на постоянную работу; перестали злоупотреблять спиртными напитками.

    В неблагополучной семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. Воспитательный потенциал неблагополучной семьи является низким.

    Поэтому в октябре 2011 г. среди родителей учащихся УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» было проведено анкетирование. Всего в нем принимали участие 20 человек (в основном матери, было только два отца). Возраст опрошенных – 24-44 года.

    Цель  анкетирования: выявление проблем  и необходимости оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в воспитании детей.

    Задачи  исследования:

    1. Выявить проблемы родителей в  воспитании детей.

    2. Определить, нуждаются ли родители  в помощи социального педагога  в воспитании своих детей.

    3. Охарактеризовать готовность родителей  участвовать в учебно-воспитательном  процессе дошкольного учреждения.

    После анализа результатов анкетирования, можно сделать следующие выводы:

    1) многие из опрошенных родителей (12 человек – 60 %) не имеют представления о стилях общения с ребенком, 8 человек (40 %) знакомы со стилями общения с ребенком и даже могут поделиться своим опытом.

    2) большинство опрошенных родителей (14 человек – 70 %) не читают специализированную литературу по воспитанию детей, остальные 20 % (4 человек) изредка читают специализированную литературу, 10 % - читают специализированную литературу постоянно

    Ответы  на данный вопрос можно представить  в виде диаграммы

    Диаграмма 2.1. Читаете ли Вы специализированную литературу по воспитанию детей?

    

      

    1 – не читаю

    2 – время от времени

    3 – постоянно 
 
 
 
 
 

    3) Практически всем родителям (90 % опрошенных – 18 человек) известны проблемы, с которыми сталкивается их ребенок в процессе адаптации к ДДУ.

    4) Большинство родителей (90 % опрошенных – 18 человек) не обсуждают проблемы ребенка в семье.

    5) 60 % опрошенных родителей (12 человек) признались, что им не всегда удается выстраивать доверительные, добрые отношения со своими детьми, 40 % (8 человек) ответили, что им практически всегда удается выстравивать хорошие отношения с детьми.

    6) 50 % опрошенных родителей (10 человек) стараются решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, 50 % обращаются к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращаеться за помощью к педагогам.

    7) в воспитании своих детей 50 % опрошенных родителей (10 человек) сталкиваются с проблема в поведении своего ребенка, 30 % (6 человек) – с проблемами во взаимоотношениях их ребенка со сверстниками, 20 % (4 человека) – с проблемами в общении их ребенка с педагогами.

    Ответы  на данный вопрос также можно представить  в виде диаграммы.

    Диаграмма 2.2

    Проблемы  в воспитании детей

      

    1 –  проблемы поведения

    2 –  проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

    3 –  проблемы с педагогами 

    8) большинство родителей (90 % - 18 человек) ни разу не обращались за помощью к социальному педагогу или педагогу-психологу гимназии.

    9) все родители (100 % - 20 человек) хотели бы получить практические советы по воспитанию детей, их адаптации к обучению в школе, психологическую помощь детям.

    10) 40 % опрошенных родителей (8 человек) могут и хотят оказать конкретную помощь ДДУ в воспитании и обучении их детей, 40 % - хотели бы помочь, но не знают чем и 20 % (4 человека) затруднились с ответом. 
 
 
 
 
 

    Диаграмма 2.3.

    Взаимодействие  семьи и гимназии в воспитании учащихся

    

    1 – могу помочь детскому саду конкретно

    2 – хотел бы помочь, но не  знаю чем

    3 – затрудняюсь ответить 

    11) все родители (100 % - 20 человек) понимают, что главными в воспитании детей являются взаимоуважение, доверие, понимание и любовь.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  опрошенные родители имеют низкую психолого-педагогическую культуру, слабо осведомлены в вопросах воспитания своих детей и не полностью реализуют свой воспитательный потенциал. Проблемы, возникшие в воспитании детей стараются решить самостоятельно и не идут за помощью к социальному педагогу или психологу гимназии. Половина опрошенных родителей старается решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, вторая половина обращается к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращается за помощью к педагогам Основные воспитательные проблемы – проблемы поведения. Большинство родителей готовы сотрудничать с гимназией и педагогами в обучении и воспитании детей и оказывать посильную помощь. Родители понимают, что главными в воспитании детей являются взаимоуважение, доверие, понимание и любовь. Все родители хотели бы получить практические советы по воспитанию детей, психологическую помощь детям.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями