Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 253.39 Кб (Скачать)

    Семья, находящаяся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, часто применяет деструктивные  формы и способы воспитания, что  в итоге приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего  мира, плохо влияет на формы его  поведения с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе. Дети из неблагополучных  семей чаще остальных попадают в  зону психолого-педагогического риска  по многим основаниям. Учебная неуспеваемость связана с немотивированными  пропусками уроков на фоне бесконтрольности со стороны родителей; нередкие болезни  возникают в итоге несоблюдения норм здорового вида жизни; конфликтные  формы поведения подростков не что  другое, как проекция семейных ссор, злости и жестокости. Незанятость  в системе дополнительного образования, т.е. неспособность к самоопределению  и самореализации, происходит по вине родителей, которые вначале не дали примера собственных увлечений, не объяснили преимуществ выбранной  ими профессии. В итоге в дисфункциональной семье вырастает педагогически запущенный ребенок, безнадежно отставший в учебе, транслирующий двойную мораль, жестокость, злость, ненависть к окружающим, нежелание включаться в систему социальных взаимодействий (обучаться, трудиться). Самое печальное то, что молодые люди из неблагополучных семей испытывают огромные трудности при появлении собственных семей, которые также строят по образу и подобию отчего дома [8, с. 14].

    Одним из важнейших аспектов данной проблемы является процесс структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации.

    Неблагополучие  в семье ведет к психической  травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

    У понятия "неблагополучная семья" нет четкого определения в  научной литературе. Употребляются  синонимы данного понятия: деструктивная  семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья. Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей [8, с. 14].

    Характеристика  неблагополучных семей, т.е. семей, где  ребенку плохо, разнообразна - это  могут быть семьи, где родители жестоко  обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут  аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального  развития и т.д. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных  семей. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

    Неблагополучные семьи – это семьи, которые  имеют низкий социальный статус в  какой-либо из сфер жизнедеятельности  или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы [9, c. 56].

    Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети.

    Формированию  отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни и жизни семьи. Это могут быть:

    - развод родителей и их занятость  своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание  родителей;

    - смерть любимого человека: девиация  как протест на потерю значимого  лица;

    - рождение нового ребенка и  переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;

    - различные формы насилия над  ребенком в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;

    -   ребенок - жертва сексуального  насилия: этиология та же [9, с. 57].

    В неблагополучных семьях существуют следующие проблемы:

    - низкий социальный статус в  какой-либо из сфер жизнедеятельности  или в нескольких одновременно;

    - алкоголизм родителей;

    - родители не справляются с  возложенными на них функциями,  их адаптивные способности существенно  снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

    Дети  в ситуации социального риска, как  правило, становятся жертвами насилия  того или иного вида как в собственной  семье, так и вне ее. Доверительные отношения педагога социального с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.

    Отклоняющееся поведение детей «группы риска» может быть вызвано также и  другими причинами: ограниченная духовная культура; обедненная досуговая среда; скука, неумение найти достойное занятие; низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; эмоциональная незрелость; неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

    Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием  или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранпиренными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

    Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.

    Неблагополучие  в семье в том или иной степени  практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

    Одним из самых мощных неблагоприятных  факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка  является пьянство родителей. Оно может  оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода  и во время беременности, но и  на протяжении всей жизни ребенка.

    Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального  психо-физического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

    Подавляющее большинство отрицательных примеров, которые мы приводим, так или иначе имеют своей причиной пьянство взрослых людей. Когда рас-сказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Неблагополучная  семья – объект  социально-педагогической  работы 

    По  определению кандидата педагогических наук В.М. Целуйко, неблагополучная семья - это такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего дети, воспитывающиеся в ней, попадают в категорию «трудных». Такие семьи можно условно разделить на три группы [45, с. 157]: 

Семьи с открытой формой неблагополу-чия Семьи со скрытой формой

неблагополучия

Пограничные

семьи

• асоциальные (в  том

числе - с алкогольной либо наркотической зависимостью); 

• конфликтные; 

• аморально-криминаль-ные; 

•   неполные (семьи с недостатком  воспита-тельных ресурсов)

•  внутренне  неблагополучные • семьи  с недееспо-собными членами (с родителями-инвалида-
(«недоверчивая»  семья, «лег-комысленная» семья, «хит-рая» семья); 

•   семьи, ориентированные на

успех ребёнка; 

•   «псевдовзаимные» и «псев-довраждебные»; 

•    семьи известных людей; 

•  семьи  состоятельных людей

ми, хронически боль-ными взрослыми, хро-

нически больными де-тьми и детьми-инвали-дами); 

•   семьи с нарушением

структуры семейных ролей

 
 

    Семьи с открытой формой неблагополучия. Пожалуй, самую серьёзную проблему представляют асоциальные семьи с алкогольной или наркотической зависимостью одного из членов.

    Для таких семей характерна созависимость их членов. Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого. У них размыты границы своего Я, потому что вся жизнь вертится вокруг больного (алкоголика либо наркомана), и каждый член семьи воспринимает его проблемы как свои собственные. «Воспитание» в такой семье способно нанести психике ребёнка серьёзные травмы, последствия которых могут сказываться в течение всей его жизни [45, с. 157].

    Созависимый супруг может сознательно принять на себя роль «страдальца», который вынужден безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства партнёра от окружающих и сохранения семьи. Например, жена верит в то, что страдает «ради детей». Эта вера помогает ей долгое время сохранять ситуацию, разрушительный характер которой очевиден всем. В ущерб детям «жёны-страдалицы» тратят много энергии на заботу о пьющем муже, ведут в одиночку всё домашнее хозяйство и стараются «заглаживать» проявляемые им вспышки агрессии. Параллельно с этим они пытаются воздействовать на мужей упрёками, скандалами и придирками. Затем начинают прятать алкоголь, изымать деньги, стараются организовать досуг мужа, чтобы отвлечь его от пагубного пристрастия. Они надеются (даже уверены), что их усилия увенчаются успехом, и думают, что дети воспринимают семейную ситуацию так, как им предлагает мать. Но обычно подобный контроль не приводит к желаемому результату, и пьянство мужа не прекращается, что расценивается женой как её собственное поражение. Повторяющиеся поражения усугубляют депрессию [12, с. 58].

    Созависимая жена, поглощённая заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем супруг, нуждаются в её участии и поддержке. Своё предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз». Вся её энергия уходит на решение бытовых проблем, а на то, чтобы просто выслушать ребёнка или побыть с ним рядом, у неё не остаётся ни времени, ни сил.

    Созависимые жёны вовлечены в процесс сокрытия правды. Они заботятся о том, чтобы их семья производила внешне благоприятное впечатление, и по этой причине скрывают свои истинные чувства от окружающих, в том числе от детей.

    Действия  больных алкоголизмом мужей зачастую непредсказуемы. Поэтому созависимые жёны полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, и многие их поступки мотивированы в первую очередь страхом.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями