Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Семья,
находящаяся в зоне социально-экономического
и психолого-педагогического
Одним из важнейших аспектов данной проблемы является процесс структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации.
Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
У понятия "неблагополучная семья" нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья. Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей [8, с. 14].
Характеристика
неблагополучных семей, т.е. семей, где
ребенку плохо, разнообразна - это
могут быть семьи, где родители жестоко
обращаются с детьми, не занимаются
их воспитанием, где родители ведут
аморальный образ жизни, занимаются
эксплуатацией детей, бросают детей,
запугивают их "для их же блага",
не создают условий для
Неблагополучные семьи – это семьи, которые имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы [9, c. 56].
Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети.
Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни и жизни семьи. Это могут быть:
-
развод родителей и их
-
смерть любимого человека: девиация
как протест на потерю
- рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;
- различные формы насилия над ребенком в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;
- ребенок - жертва сексуального насилия: этиология та же [9, с. 57].
В неблагополучных семьях существуют следующие проблемы:
-
низкий социальный статус в
какой-либо из сфер
- алкоголизм родителей;
-
родители не справляются с
возложенными на них функциями,
Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами насилия того или иного вида как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения педагога социального с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.
Отклоняющееся поведение детей «группы риска» может быть вызвано также и другими причинами: ограниченная духовная культура; обедненная досуговая среда; скука, неумение найти достойное занятие; низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; эмоциональная незрелость; неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.
Таким образом, можно сделать вывод, что неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранпиренными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.
Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психо-физического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.
Подавляющее
большинство отрицательных
1.2
Неблагополучная
семья – объект
социально-педагогической
работы
По
определению кандидата
Семьи с открытой формой неблагополу-чия | Семьи
со скрытой формой
неблагополучия |
Пограничные
семьи |
• асоциальные (в
том
числе
- с алкогольной либо наркотической зависимостью); • конфликтные; • аморально-криминаль-ные; • неполные (семьи с недостатком воспита-тельных ресурсов) |
• внутренне неблагополучные | • семьи с недееспо-собными членами (с родителями-инвалида- |
(«недоверчивая»
семья, «лег-комысленная» семья, «хит-рая»
семья); • семьи, ориентированные на успех
ребёнка; •
«псевдовзаимные» и «псев-довраждебные»; •
семьи известных людей; • семьи состоятельных людей | ||
ми,
хронически боль-ными взрослыми, хро-
нически
больными де-тьми и детьми-инвали-дами); • семьи с нарушением структуры семейных ролей | ||
Семьи с открытой формой неблагополучия. Пожалуй, самую серьёзную проблему представляют асоциальные семьи с алкогольной или наркотической зависимостью одного из членов.
Для таких семей характерна созависимость их членов. Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого. У них размыты границы своего Я, потому что вся жизнь вертится вокруг больного (алкоголика либо наркомана), и каждый член семьи воспринимает его проблемы как свои собственные. «Воспитание» в такой семье способно нанести психике ребёнка серьёзные травмы, последствия которых могут сказываться в течение всей его жизни [45, с. 157].
Созависимый супруг может сознательно принять на себя роль «страдальца», который вынужден безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства партнёра от окружающих и сохранения семьи. Например, жена верит в то, что страдает «ради детей». Эта вера помогает ей долгое время сохранять ситуацию, разрушительный характер которой очевиден всем. В ущерб детям «жёны-страдалицы» тратят много энергии на заботу о пьющем муже, ведут в одиночку всё домашнее хозяйство и стараются «заглаживать» проявляемые им вспышки агрессии. Параллельно с этим они пытаются воздействовать на мужей упрёками, скандалами и придирками. Затем начинают прятать алкоголь, изымать деньги, стараются организовать досуг мужа, чтобы отвлечь его от пагубного пристрастия. Они надеются (даже уверены), что их усилия увенчаются успехом, и думают, что дети воспринимают семейную ситуацию так, как им предлагает мать. Но обычно подобный контроль не приводит к желаемому результату, и пьянство мужа не прекращается, что расценивается женой как её собственное поражение. Повторяющиеся поражения усугубляют депрессию [12, с. 58].
Созависимая жена, поглощённая заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем супруг, нуждаются в её участии и поддержке. Своё предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз». Вся её энергия уходит на решение бытовых проблем, а на то, чтобы просто выслушать ребёнка или побыть с ним рядом, у неё не остаётся ни времени, ни сил.
Созависимые жёны вовлечены в процесс сокрытия правды. Они заботятся о том, чтобы их семья производила внешне благоприятное впечатление, и по этой причине скрывают свои истинные чувства от окружающих, в том числе от детей.
Действия больных алкоголизмом мужей зачастую непредсказуемы. Поэтому созависимые жёны полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, и многие их поступки мотивированы в первую очередь страхом.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями