Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 253.39 Кб (Скачать)

    Поэтому нами была разработана программа  социально-педагогической работы с неблагополучными семьями, в которой основное внимание было уделено организации совместного досуга родителей и детей.

    Название  программы: «Я и моя семья» (Примерные мероприятия программы представлены в Приложении Б).

    Цель  программы: способствовать формированию в неполной семье максимально  комфортных условий для личностного  роста и развития ребенка, возрождению  семейного воспитания.

    Задачи  программы:

    1) пропаганда и возрождение семейных  традиций;

    2) воспитание у детей ответственности,  чувства гордости и уважения  за свою семью; 

    3) организация и проведение семейного  досуга и совместного творчества;

    4) формирование в семьях позитивного  отношения к активной общественной  и социальной деятельности детей; 

    5) всестороннее психолого-педагогическое  просвещение родителей; 

    6) оказание психологической помощи  в осознании собственных, семейных  и социально-средовых ресурсов, способствующих  преодолению внутрисемейных проблем  и проблем взаимоотношения с  ребенком.

    Содержание  программы:

    - установления партнерских отношений  педагогов, родителей, детей, создание  единого социокультурного пространства;

    - психолого-педагогическое сопровождение  психологического просвещения родителей,  вовлечение родителей в педагогическое  самообразование, изучение и внедрение  лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных  семинаров; 

    - внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

    - привлечение  родителей к непосредственной  творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной  практике по возрождению национальных  духовных традиций;

    - повышение роли дополнительного  образования детей в развитии  форм семейного досуга, организацию  совместной деятельности детей  и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристко-краеведческую работу.

    Основным  звеном программы является коллектив  родителей и детей, а также  педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно  участвующий в организации и  проведении семейного досуга, творчески  подходящий к реализации целей и  задач программы «Я и моя семья».

    Ожидаемые результаты программы:

    1. Возрождение традиций семейного  воспитания, утверждение здорового  образа жизни. 

    2. Улучшение микроклимата в семье. 

    3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего  и развивающего поведения в  семье и во взаимоотношении  с ребенком.

    4. Оказание практической помощи  родителям, при возникновении  проблемных ситуаций.

    Основные  направления работы с семьей:

    - Составление характеристик семей  обучающихся (состав родителей,  сфера их занятости, образовательный  и социальный уровень и др.)

    - Организация диагностической работы  по изучению семей. Использование  оптимальных форм и методов  в дифференцированной групповой   и индивидуальной работе с  семьей.

    - Организация психолого-педагогического  просвещения родителей. Создание  системы массовых мероприятий  с родителями, работа по организации  совместной общественно значимой  деятельности и досуга родителей  и воспитанников. 

    - Выявление и использование в  практической деятельности позитивного  опыта семейного воспитания.

    - Оказание помощи родителям в  формировании нравственного образа  жизни семьи, в профилактике  и диагностике негативных проявлений  у детей. 

    - Использование различных форм  сотрудничества с родителями  – отцами. Вовлечение их в совместную  с детьми творческую, социально  значимую деятельность, направленную  на повышение их авторитета.

    - Создание условий для обеспечения  прав родителей на участие  в управлении образовательным  учреждением, организации учебно-воспитательного  процесса.

    - Оказание помощи родителям в  развитии у детей социального  опыта, коммуникативных навыков  и умений.

    - Разработка тематического оформления  по работе с семьей (уголок  для родителей).

    - Расширение сферы дополнительных  образовательных  и досуговых  услуг. 

    Формы организации работы с семьями:

    Родительское  собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются  проблемы жизни детского и родительского  коллективов. Воспитатель группы направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это  – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может  быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся  общению» и др.

    Особую  заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов  к воспитательной деятельности, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью воспитатель группы организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

    Родительские  собрания могут проходить в форме  «круглого стола», тематической дискуссии  самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами  и др.

    Родительский  лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи  и дошкольного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий  участвуют родители.

    Тематические  конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма  вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей общественных организаций.

    Вечера  вопросов и ответов проводятся с  привлечением специалистов, на них  приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

    Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения  педагогической культуры. Она позволяет  включить их в обсуждение  важнейших  проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты  и явления, опираясь на накопленный  опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

    Встречи родительской общественности с администрацией дошкольного учреждения, педагогами, психологами целесообразно проводить  ежегодно. Педагоги знакомят родителей  с требованиями к организации  работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

    Индивидуальная  работа, групповые формы взаимодействия  педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов  и при умелом взаимодействии они  успешно решают общие задачи.

    Формы организации совместной деятельности детей и родителей:

    Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, различные праздники, тематические занятия и т.д. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных  призов, оценке результатов, непосредственно  участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение» и др. Например, недавно проводилась викторина  с участием детей и родителей  «Мая Радзіма Беларусь».

    Формы трудовой деятельности: выставки семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

    Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, туристические  походы, экскурсионные поездки. Широкое  распространение получают  семейные праздники и фестивали: День матери, День защитника отечества, День бабушек  и дедушек, День моего ребенка; игровые  семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс  «Мужчины на проверке» и др.

    Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с  другими факторами, взаимодействием  с семьей, утверждением родителей  как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  разработанная теоретически данная программа может быть опробирована практически на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска».

    Данная  программа позволит сблизить членов неблагополучных семей, улучшить микроклимат в данных семьях, раскрыть творческий потенциал детей и родителей, привить навыки здорового образа жизни.

    Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально  зрелую личность, необходимо, чтобы  педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.2 Особенности профилактики  и коррекционной  работы социального

              педагога с неблагополучной  семьей 

    Проблема  работы с семьей и актуальна, и  одновременно банальна. В последние  десятилетия много раз искались новые подходы в работе в этом направлении, новые методики, но число неблагополучных семей не уменьшается. Причины разные. И одна из основных - это то, что на протяжении длительного времени работа велась с абстрактной семьей. О родителях говорили «вообще». Однако общение с родителями свидетельствует о том, что они хотят не общих рекомендаций, а советов каждой конкретной семье.

    К месту вспомнить слова белорусского социолога Н. Г. Юркевича: «От родителя в первую очередь зависит, будет ли «душа» будущего человека чутким резонатором, в котором мгновенно находят отзвук переживания другого, или станет, скажем, своеобразным звукопоглощателем».

    В настоящее время Министерство образования Республики Беларусь приняло ряд документов, которые позволяют целенаправленно работать с неблагополучными семьями. Это, прежде всего, Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с названным Законом утверждена инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (Постановление Министерства образования от 28 мая 2004 г. № 47).

    Существуют  следующие направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей:

    1. Образовательное направление. Включает  помощь родителям в обучении  и воспитании. Помощь в обучении  направлена на формирование педагогической  культуры родителей и их просвещение.  Помощь в воспитании осуществляется  путем создания специальных воспитывающих  ситуаций в целях укрепления  воспитательного потенциала семьи.  Данное направление основано  на использовании педагогической  модели помощи семьи. 

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями