Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Поэтому нами была разработана программа социально-педагогической работы с неблагополучными семьями, в которой основное внимание было уделено организации совместного досуга родителей и детей.
Название программы: «Я и моя семья» (Примерные мероприятия программы представлены в Приложении Б).
Цель программы: способствовать формированию в неполной семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачи программы:
1)
пропаганда и возрождение
2)
воспитание у детей
3)
организация и проведение
4)
формирование в семьях
5)
всестороннее психолого-
6)
оказание психологической
Содержание программы:
-
установления партнерских
-
психолого-педагогическое
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
-
привлечение родителей к
-
повышение роли
Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Я и моя семья».
Ожидаемые результаты программы:
1.
Возрождение традиций
2.
Улучшение микроклимата в
3.
Обучение родителей навыкам
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
Основные направления работы с семьей:
-
Составление характеристик
-
Организация диагностической
-
Организация психолого-
-
Выявление и использование в
практической деятельности
-
Оказание помощи родителям в
формировании нравственного
- Использование различных форм сотрудничества с родителями – отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
-
Создание условий для
-
Оказание помощи родителям в
развитии у детей социального
опыта, коммуникативных
-
Разработка тематического
-
Расширение сферы
Формы организации работы с семьями:
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Воспитатель группы направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью воспитатель группы организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.
Родительские собрания могут проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей общественных организаций.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Диспут,
дискуссия – обмен мнениями по
проблемам воспитания – одна из
интересных для родителей форм повышения
педагогической культуры. Она позволяет
включить их в обсуждение важнейших
проблем, способствует формированию умения
всесторонне анализировать
Встречи
родительской общественности с администрацией
дошкольного учреждения, педагогами,
психологами целесообразно
Индивидуальная
работа, групповые формы
Формы организации совместной деятельности детей и родителей:
Формы
познавательной деятельности: дни открытых
дверей, различные праздники, тематические
занятия и т.д. Родители помогают
в оформлении, подготовке поощрительных
призов, оценке результатов, непосредственно
участвовать в мероприятиях, создавая
собственные или смешанные
Формы трудовой деятельности: выставки семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День защитника отечества, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на проверке» и др.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная теоретически данная программа может быть опробирована практически на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска».
Данная программа позволит сблизить членов неблагополучных семей, улучшить микроклимат в данных семьях, раскрыть творческий потенциал детей и родителей, привить навыки здорового образа жизни.
Чтобы
вырастить полноценного человека, культурную,
высоконравственную, творческую и социально
зрелую личность, необходимо, чтобы
педагоги и родители действовали как
союзники, делились с детьми своей добротой,
опытом, знаниями. Жизнью доказано, что
отсутствие любви и неумение хвалить и
поддерживать своего ребенка – главная
ошибка семейного воспитания.
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной
семьей
Проблема работы с семьей и актуальна, и одновременно банальна. В последние десятилетия много раз искались новые подходы в работе в этом направлении, новые методики, но число неблагополучных семей не уменьшается. Причины разные. И одна из основных - это то, что на протяжении длительного времени работа велась с абстрактной семьей. О родителях говорили «вообще». Однако общение с родителями свидетельствует о том, что они хотят не общих рекомендаций, а советов каждой конкретной семье.
К
месту вспомнить слова
В настоящее время Министерство образования Республики Беларусь приняло ряд документов, которые позволяют целенаправленно работать с неблагополучными семьями. Это, прежде всего, Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с названным Законом утверждена инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (Постановление Министерства образования от 28 мая 2004 г. № 47).
Существуют
следующие направления
1.
Образовательное направление.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями