Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Легкомысленная» семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днём, не заботясь о том, какие последствия будут иметь сегодняшние поступки. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределённы. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своём быту. Супруги больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живёт «по инерции». Даже при хорошем заработке родителей мебель старая и случайная, не хватает многих вещей, покупка которых всё время откладывается. Квартира нуждается в ремонте, но этим как-то всё некогда заняться. Выбор места работы или учёбы членов семьи нередко происходит случайно: пошёл, куда приняли, поступил туда, где был меньше конкурс [49, с. 61].
Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдаётся занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения - телевизор (смотрят невдумчиво и всё без разбора), вечеринки, выпивка. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего из-за бездумного отношения к жизни, отсутствия твёрдых принципов, волевых качеств, адекватной информации.
В «хитрой» семье в качестве основных достоинств прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиться успеха кратчайшим путём, при ми-нимальной затрате труда и времени. Члены такой семьи порой легко переходят границы закона. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти [46, с. 190].
Ещё одна характерная особенность такой семьи - стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.
К таким качествам, как трудолюбие, терпение и настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. Считается, что качества эти нужны лишь тем, кто «не умеет жить», недостаточно умён и энергичен. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи и будущем детей.
«Хитрые» родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвинуты. Если ребёнок нарушил правила поведения или даже закон, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия. В результате такого «воспитательного» отношения у ребёнка формируется установка: «Главное - не попадаться» [46, с. 190].
К
внутренне неблагополучным
К сожалению, подобная форма скрытого семейного неблагополучия часто остаётся незамеченной, и не только самими родителями, но и специалистами-психологами. Ведь подобная семья в нашем обществе является чуть ли не образцовой! В то же время родители, имеющие самые лучшие намерения, оказываются в плену своих закостеневших представлений о том, что «хорошо» и что «плохо». А для ребёнка жизнь в такой семье может стать настоящей трагедией.
«Псевдовзаимные» семьи поощряют выражение только тёплых, позитивных чувств, а враждебность, гнев, раздражение всячески скрывают и подавляют. В «псевдовраждебных» семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные скрывать, отвергать. При отсутствии исходного взаимопонимания супруги могут демонстрировать окружающим стремление оказывать поддержку друг другу и принимать помощь от своего партнёра. На самом же деле под маской подобной кооперации скрывается эгоистический, конкурентный характер взаимоотношений. Он может быть перенесён и в сферу взаимодействия с детьми, что неизбежно отражается на формировании личности ребёнка. Дети учатся не столько чувствовать, сколько «играть в чувства», оставаясь при этом эмоционально холодными и отчуждёнными. Став взрослым, ребёнок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности заботиться и любить, будет предпочитать невмешательство в личные дела даже самого близкого человека. Эмоциональное дистанцирование станет его основным жизненным принципом [46, с. 191].
В семьях известных людей у ребёнка, в отличие от многих сверстников, есть всё: и материальный достаток, и возможность заниматься любимым делом. Однако известность и успехи родителей могут негативно сказаться на формировании его личности. Во-первых, многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя исключительными, полагая, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству. Они ждут, что окружающие будут относиться к ним с таким же почтением, как и к их знаменитым роди-телям, и не задумываются о том, что славу и популярность надо заслужить. Если же они не получают желаемого, то испытывают разочарование, огорчение, обиду, причём не только на окружающих, но и на собственных родителей. В итоге это может привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Во-вторых, бремя родительской славы может переживаться детьми очень тяжело. Многие из них очень рано начинают осознавать, что повышенное внимание к Ним со стороны окружающих вовсе не означает, что они этого заслуживают. Другим они интересны не сами по себе, а лишь как отпрыски знаменитостей. Им же хочется, чтобы оценили их личные достижения! По мере взросления многие из них начинают стремиться к тому, чтобы не только сравняться со своими родителями, но и превзойти их. А удаётся это лишь немногим - самым талантливым, настойчивым и целеустремлённым. Чаще встречается другой, менее благоприятный вариант развития событий. Сколько бы ребёнок, а затем уже и взрослый человек ни старался доказать окружающим, что он достоин славы своих родителей, ему так и не удаётся вырваться из тесного круга, очерченного их личностями. В таком случае вместо детской любви и привязанности могут появиться ненависть к родителям и даже ощущение, что жизнь не удалась именно по их вине [46, с. 191].
В семьях деловых, состоятельных людей родители слишком много внимания уделяют карьере и не имеют достаточно времени для занятий и общения со своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви дети получают её суррогат.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Также семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов.
Из
существующего множества
Для
неблагополучной семьи
В современных условиях развития общества проблемы социальной защищенности ребенка и семьи становятся все более острыми и первоочередными. Ведь необходимо не только обнаружить, но и ликвидировать неблагополучие. А без вовлечения родителей и ближайшего окружения это будет сделать проблематично.
Социальная
помощь неблагополучной семье зачастую
сводится к обвинительным беседам
и угрозам отобрать ребенка, если
ситуация в семье не нормализуется.
Наша задача – работать с семьей
на первоначальном этапе выявления
раннего семейного
Оказание
помощи семье и ребенку осуществляется
с позиции семейно-
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1
Анализ опыта социально-
семьей
на базе УО «Государственный
ясли-сад № 82 г. Витебска»
Общеизвестен факт, что семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка, к которым относятся: физиологические, потребность в любви и уважении, безопасности.
В
семье дети получают первый жизненный
опыт, поэтому очень важно в
какой семье воспитывается
Прежде, чем начать свою работу по оказанию помощи неблагополучным СППС УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» выделила для себя некоторые из доминирующих факторов неблагополучия семьи, такие как:
- Семьи с детьми-инвалидами;
- Семьи, где дети находятся на попечении третьих лиц;
- Семья в состоянии развода или после развода;
- Неполная семья;
- Семьи, где один или оба родителей страдают алкоголизмом, наркоманией, нервно-психическими заболеваниями или отбывают срок в местах лишения свободы;
- Жестокое обращение с детьми и т.д.
Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются разных сторон жизни, такие как: социальные, правовые, материальные, медицинские, психологические, педагогические и др.
Решение
некоторых проблем
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями