Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 253.39 Кб (Скачать)

    «Легкомысленная»  семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днём, не заботясь о том, какие последствия будут иметь сегодняшние поступки. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределённы. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своём быту. Супруги больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живёт «по инерции». Даже при хорошем заработке родителей мебель старая и случайная, не хватает многих вещей, покупка которых всё время откладывается. Квартира нуждается в ремонте, но этим как-то всё некогда заняться. Выбор места работы или учёбы членов семьи нередко происходит случайно: пошёл, куда приняли, поступил туда, где был меньше конкурс [49, с. 61].

    Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся  интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдаётся занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения - телевизор (смотрят невдумчиво и всё без разбора), вечеринки, выпивка. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего из-за бездумного отношения к жизни, отсутствия твёрдых принципов, волевых качеств, адекватной информации.

    В «хитрой» семье в качестве основных достоинств прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиться успеха кратчайшим путём, при ми-нимальной затрате труда и времени. Члены такой семьи порой легко переходят границы закона. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти [46, с. 190].

    Ещё одна характерная особенность такой  семьи - стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.

    К таким качествам, как трудолюбие, терпение и настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. Считается, что качества эти нужны лишь тем, кто «не умеет жить», недостаточно умён и энергичен. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи и будущем детей.

    «Хитрые»  родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвинуты. Если ребёнок нарушил правила поведения или даже закон, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия. В результате такого «воспитательного» отношения у ребёнка формируется установка: «Главное - не попадаться» [46, с. 190].

    К внутренне неблагополучным семьям порою можно причислить и кажущиеся  совершенно нормальными семьи, ориентированные на успех ребёнка. Основное содержание общения здесь сводится к обсуждению возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка и родительским ожиданиям от него неординарных успехов. Родители внушают детям стремление к достижениям, но это стремление иногда сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребёнок начинает чувствовать, что отношения с родителями зависят от его успехов. Он боится, что его будут любить только до тех пор, пока он всё делает хорошо. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, назидания, а то и наказания, если ему не удастся достичь ожидаемых результатов. Эта жёсткая связь между достижением и признанием со стороны близких часто не позволяет ребёнку расслабиться. Ведь это может, по его мнению, привести к серьёзной ошибке, плохой оценке, недостаточно хорошему исполнению порученного дела. Если это всё-таки произошло, ребенок может совершить что-то страшное и противоестественное (например, попытку самоубийства) - лишь бы не увидеть разочарованные глаза своих родителей...

    К сожалению, подобная форма скрытого семейного неблагополучия часто  остаётся незамеченной, и не только самими родителями, но и специалистами-психологами. Ведь подобная семья в нашем обществе является чуть ли не образцовой! В то же время родители, имеющие самые лучшие намерения, оказываются в плену своих закостеневших представлений о том, что «хорошо» и что «плохо». А для ребёнка жизнь в такой семье может стать настоящей трагедией.

    «Псевдовзаимные» семьи поощряют выражение только тёплых, позитивных чувств, а враждебность, гнев, раздражение всячески скрывают и подавляют. В «псевдовраждебных» семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные скрывать, отвергать. При отсутствии исходного взаимопонимания супруги могут демонстрировать окружающим стремление оказывать поддержку друг другу и принимать помощь от своего партнёра. На самом же деле под маской подобной кооперации скрывается эгоистический, конкурентный характер взаимоотношений. Он может быть перенесён и в сферу взаимодействия с детьми, что неизбежно отражается на формировании личности ребёнка. Дети учатся не столько чувствовать, сколько «играть в чувства», оставаясь при этом эмоционально холодными и отчуждёнными. Став взрослым, ребёнок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности заботиться и любить, будет предпочитать невмешательство в личные дела даже самого близкого человека. Эмоциональное дистанцирование станет его основным жизненным принципом [46, с. 191].

    В семьях известных людей у ребёнка, в отличие от многих сверстников, есть всё: и материальный достаток, и возможность заниматься любимым делом. Однако известность и успехи родителей могут негативно сказаться на формировании его личности. Во-первых, многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя исключительными, полагая, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству. Они ждут, что окружающие будут относиться к ним с таким же почтением, как и к их знаменитым роди-телям, и не задумываются о том, что славу и популярность надо заслужить. Если же они не получают желаемого, то испытывают разочарование, огорчение, обиду, причём не только на окружающих, но и на собственных родителей. В итоге это может привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Во-вторых, бремя родительской славы может переживаться детьми очень тяжело. Многие из них очень рано начинают осознавать, что повышенное внимание к Ним со стороны окружающих вовсе не означает, что они этого заслуживают. Другим они интересны не сами по себе, а лишь как отпрыски знаменитостей. Им же хочется, чтобы оценили их личные достижения! По мере взросления многие из них начинают стремиться к тому, чтобы не только сравняться со своими родителями, но и превзойти их. А удаётся это лишь немногим - самым талантливым, настойчивым и целеустремлённым. Чаще встречается другой, менее благоприятный вариант развития событий. Сколько бы ребёнок, а затем уже и взрослый человек ни старался доказать окружающим, что он достоин славы своих родителей, ему так и не удаётся вырваться из тесного круга, очерченного их личностями. В таком случае вместо детской любви и привязанности могут появиться ненависть к родителям и даже ощущение, что жизнь не удалась именно по их вине [46, с. 191].

    В семьях деловых, состоятельных людей  родители слишком много внимания уделяют карьере и не имеют  достаточно времени для занятий  и общения со своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви дети получают её суррогат.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

    Также семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

    Наиболее  распространенной в современных  условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов.

    Из  существующего множества типологий  семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

    Для неблагополучной семьи характерны низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в  нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

    В современных условиях развития общества проблемы социальной защищенности ребенка и семьи становятся все более острыми и первоочередными. Ведь необходимо не только обнаружить, но и ликвидировать неблагополучие. А без вовлечения родителей и ближайшего окружения это будет сделать проблематично.

    Социальная  помощь неблагополучной семье зачастую сводится к обвинительным беседам  и угрозам отобрать ребенка, если ситуация в семье не нормализуется. Наша задача – работать с семьей на первоначальном этапе выявления  раннего семейного неблагополучия. Главным образом, в этом может  помочь сбор первичной информации о  семье.

    Оказание  помощи семье и ребенку осуществляется с позиции семейно-ориентированной  социальной работы, что дает возможность  по-новому взглянуть на проблемы семьи, роль семьи в разрешении собственных  проблем, а также использовать ресурсы  и потребности семьи и ребенка  для восстановления ее нормальной жизнедеятельности. Применение данного подхода позволит в большинстве случаев сохранить  семью – естественную среду социализации ребенка и, тем самым, прямо и  косвенно способствовать предотвращению социального сиротства. 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С

    НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ  СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ

    ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

    2.1 Анализ опыта социально-педагогической  работы с неблагополучной

    семьей  на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» 

    Общеизвестен  факт, что семья является главным  институтом социализации, через который  ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и  идеалы, необходимые ему для жизни  в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка, к которым относятся: физиологические, потребность в любви и уважении, безопасности.

    В семье дети получают первый жизненный  опыт, поэтому очень важно в  какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Однако далеко не всегда семья выполняет  жизненные важные для развития и  социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». А что же такое неблагополучная семья? У  данного понятия нет четкого  определения в научной литературе. Но, по мнению М.А. Галагузовой: «Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно»

    Прежде, чем начать свою работу по оказанию помощи неблагополучным СППС УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» выделила для себя  некоторые из доминирующих факторов неблагополучия семьи, такие как:

    - Семьи с детьми-инвалидами;

    - Семьи, где дети находятся на попечении третьих лиц;

    - Семья в состоянии развода или после развода;

    - Неполная семья;

    - Семьи, где один или оба родителей страдают алкоголизмом, наркоманией, нервно-психическими заболеваниями или отбывают срок в местах лишения свободы;

    - Жестокое обращение с детьми и т.д.

    Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются разных сторон жизни, такие  как: социальные, правовые, материальные, медицинские, психологические, педагогические и др.

    Решение некоторых проблем неблагополучных  семей в стенах  ДОУ возможно при условии осуществления комплекса  мероприятий, а именно:

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями