Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 253.39 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

                       РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6

        1.1 Понятие неблагополучной семьи  в научной литературе………………...6

        1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11 

    ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С

                      НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ

                      ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20

        2.1 Анализ опыта социально-педагогической  работы с неблагополучной

              семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20

        2.2 Особенности профилактики и  коррекционной работы социального

              педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45 

    ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

    Окружающая  социальная микросреда, психологический  климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и  личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его  характера.

    К сожалению, в последние годы число  неблагополучных семей растет. В Республике Беларусь в 2010 г. таких семей насчитывалось около 20 тысяч. По итогам 2009 года 4626 детей отобраны у родителей, которые лишены родительских прав, что на 470 детей больше, чем в 2008 г. Из них в отношении 2791 ребенка родительских прав лишены оба родителя. В 2008 г. выявлено 483 ребенка, от которых родители отказались, что на 71 ребенка больше, чем в 2007 г. [7, с. 46]. Тенденция к увеличению количества отобранных у родителей детей с лишением родительских прав сохраняется и имеет место во всех регионах [7, с. 46].

    Нравственно-психологическая  атмосфера неблагополучных семей порождает «трудных» детей. Очень большая доля подростков из этих семей в поведении имеют отклонения от нормы. Важно понимать, что существуют базовые потребности в любви, защите, пище, крове, и если они не удовлетворены, то развитие ребенка не может протекать нормально. Здесь речь не идет о достаточном количестве учебников, красивой одежде или возможности выезжать на отдых. У детей из неблагополучных семей нет элементарных вещей - постельного белья, обеда, они подвергаются опасности со стороны родителей.

    В неблагополучных семьях отмечается напряженность внутрисемейных отношений. Отсутствие у супругов общих интересов, взаимопонимания очень часто  дополняется нарушением ценностных ориентации, отвечающих общественным требованиям и нормам. Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо: дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение [5, с. 21]. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.

    Таким образом, неблагополучные семьи  порождают неблагополучных людей с различными психологическими проблемами, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.

    Основные  модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей, прежде всего, способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивают актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяют назвать основные направления работы в этой области, как на государственном, так и общественном уровнях.

    На  сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы  и законы. Президентская программа  «Дети Беларуси», Кодекс «О браке  и семье», Закон «Основные направления  государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной  поддержке детского и семейного  отдыха» и многие др., которые направлены на защиту интересов семьи и детей [7, с. 47].

    Также нужно расширять сеть семейных социальных служб, центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т.д. Кроме того, действуют различные общественные движения, целью деятельности которых является защита детства и материнства.

    Различные аспекты социальной работы с семьёй изучали: становление и укрепление семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.); воспитательная работа с детьми и подростками  в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К. Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В. Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).

    Так как в наши дни выявляется большое  количество неблагополучных семей, а семейное неблагополучие влияет больше всего на детей, считаем выбранную  тему дипломной работы «Организация социальной работы с неблагополучными семьями в системе образования» актуальной.

    Целью данной работы является изучение специфики  социальной работы с неблагополучной  семьей в системе образования.

    Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме работы.

    2. Рассмотреть понятие неблагополучной семьи в научной литературе.

    3. Охарактеризовать неблагополучные семьи как объект социально-педагогической работы.

    4. Проанализировать опыт социально-педагогической работы с неблагополучной семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»

    5. Выявить особенности профилактики и коррекционной работы социального педагога с неблагополучной семьей.

    Объект  исследования: неблагополучная семья.

    Предмет исследования: специфика социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в системе образования.

    Методы  исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение и анализ анкетных данных.

    Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщена информация о типологии, функциях семьи, дана характеристика неблагополучной  семьи, рассмотрены основные причины  семейного неблагополучия, выявлены основные направления и формы  социально-педагогической работы с  неблагополучной семьей в системе  образования.

    Практическая  значимость работы: изучены основные проблемы неблагополучных семей, обобщен опыт работы социального педагога с неблагополучными семьями в условиях дошкольного учреждения.

    База  исследования: УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»

    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

                       РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ  СЕМЬЕЙ 

        1.1 Понятие неблагополучной  семьи в научной  литературе 

    Существует  несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

    Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. [8, с. 13]

    Деформация  личности под влиянием семьи, ее психологической  неустойчивости начинается с раннего  детства. Именно на этой стадии под  влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными  факторов возникают вредные для  дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения  ее членов, сопровождая человека с  рождения и до взрослости. Так должно быть. Но, увы, бывают досадные исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности [44, с. 67].

    Выдающийся  советский психолог Л.С. Выготский  неоднократно подчеркивал, что процесс  формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под  которой понимается отношение между  ребенком и окружающей его социальной действительностью [18, с. 17].

    Увеличение  числа разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей неврозам происходит из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием» (Макеев Г.А., 1987) [13, c.22].

    Эти и другие признаки дезорганизации семьи  свидетельствуют о кризисном  состоянии ее развития на современном  этапе и увеличении количества неблагополучных  семейных союзов. Именно в таких  семьях люди чаще всего получают серьезные  психологические травмы, которые  далеко не лучшим образом сказываются  на их дальнейшей судьбе. 

    Известный детский психиатр М.И. Буянов [5, c.187] считает, что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М.И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная» (Буянов М.И., 1988) [5, c.187].

    Таким образом, душевное состояние и поведение  ребенка является своеобразным индикатором  семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М.И. Буянов, - это есть первейший  и главнейший показатель неблагополучия семьи» (Буянов М.И., 1988) [5, c.188].

    Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности  или нескольких одновременно, не справляющиеся  с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно  снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим  трудностями, медленно, малорезультативно [31, c.156].

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями