Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучной
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………….6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект
социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………
2.1 Анализ опыта социально-
семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»…..20
2.2 Особенности профилактики и
коррекционной работы
педагога с неблагополучной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
Окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера.
К сожалению, в последние годы число неблагополучных семей растет. В Республике Беларусь в 2010 г. таких семей насчитывалось около 20 тысяч. По итогам 2009 года 4626 детей отобраны у родителей, которые лишены родительских прав, что на 470 детей больше, чем в 2008 г. Из них в отношении 2791 ребенка родительских прав лишены оба родителя. В 2008 г. выявлено 483 ребенка, от которых родители отказались, что на 71 ребенка больше, чем в 2007 г. [7, с. 46]. Тенденция к увеличению количества отобранных у родителей детей с лишением родительских прав сохраняется и имеет место во всех регионах [7, с. 46].
Нравственно-
В неблагополучных семьях отмечается напряженность внутрисемейных отношений. Отсутствие у супругов общих интересов, взаимопонимания очень часто дополняется нарушением ценностных ориентации, отвечающих общественным требованиям и нормам. Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо: дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение [5, с. 21]. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.
Таким образом, неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с различными психологическими проблемами, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.
Основные
модели, формы и этапы социально-
На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы. Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие др., которые направлены на защиту интересов семьи и детей [7, с. 47].
Также нужно расширять сеть семейных социальных служб, центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т.д. Кроме того, действуют различные общественные движения, целью деятельности которых является защита детства и материнства.
Различные аспекты социальной работы с семьёй изучали: становление и укрепление семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К. Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В. Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
Так как в наши дни выявляется большое количество неблагополучных семей, а семейное неблагополучие влияет больше всего на детей, считаем выбранную тему дипломной работы «Организация социальной работы с неблагополучными семьями в системе образования» актуальной.
Целью данной работы является изучение специфики социальной работы с неблагополучной семьей в системе образования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме работы.
2. Рассмотреть понятие неблагополучной семьи в научной литературе.
3. Охарактеризовать неблагополучные семьи как объект социально-педагогической работы.
4. Проанализировать опыт социально-педагогической работы с неблагополучной семьей на базе УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»
5. Выявить особенности профилактики и коррекционной работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Объект исследования: неблагополучная семья.
Предмет исследования: специфика социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в системе образования.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение и анализ анкетных данных.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщена информация о типологии, функциях семьи, дана характеристика неблагополучной семьи, рассмотрены основные причины семейного неблагополучия, выявлены основные направления и формы социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в системе образования.
Практическая значимость работы: изучены основные проблемы неблагополучных семей, обобщен опыт работы социального педагога с неблагополучными семьями в условиях дошкольного учреждения.
База исследования: УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»
Дипломная
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы
и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ
СЕМЬЕЙ
1.1 Понятие неблагополучной
семьи в научной
литературе
Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. [8, с. 13]
Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Так должно быть. Но, увы, бывают досадные исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности [44, с. 67].
Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью [18, с. 17].
Увеличение числа разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей неврозам происходит из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием» (Макеев Г.А., 1987) [13, c.22].
Эти
и другие признаки дезорганизации семьи
свидетельствуют о кризисном
состоянии ее развития на современном
этапе и увеличении количества неблагополучных
семейных союзов. Именно в таких
семьях люди чаще всего получают серьезные
психологические травмы, которые
далеко не лучшим образом сказываются
на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М.И. Буянов [5, c.187] считает, что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М.И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная» (Буянов М.И., 1988) [5, c.187].
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М.И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи» (Буянов М.И., 1988) [5, c.188].
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [31, c.156].
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями