Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:10, дипломная работа
Цель исследования:
Определить потенциальные возможности социально - педагогических технологий разного уровня в работе с неблагополучными семьями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты семейного неблагополучия;
2. Изучить оптимальные технологии разного уровня в работе с
неблагополучной семьёй;
Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога:
при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;
при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
- сбор информации;
- анализ информации;
- постановка социального
Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
Проведение диагностики
Методологические принципы:
объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту;
множественность источников информации;
достоверность информации;
клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
Этические принципы:
конфиденциальность;
степень открытости - право клиента;
невмешательство в частную жизнь.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
- наблюдение (позволяет определить
пол, возраст, национальность, материальное
положение, черты характера,
- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
- анкета (письменный опрос);
- тесты (стандартизированный
Широко используются в диагностике:
1. шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;
2. карточные методики - набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие;
3. проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);
ассоциативные проективные методики,
построенные на словесных ассоциациях,
системе незаконченных
4. экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнить результаты работы с клиентом;
5. анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;
6. метод социальных биографий - сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.
Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям (Д. Г. Барнэ):
1. отсутствие привязанности или
сильное искажение связей
2. серьезное отклонение в
3.отсутствие или сильное
4. наличие дисфункциональных
5. полное или частичное
6. отсутствие необходимого или
соответствующего возрасту
7. отсутствие или избыток
Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи:
знакомство, оценка проблемы;
планирование работы;
выполнение намеченных действий;
подведение результатов.
Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.
Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.
Реабилитационный уровень
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:
Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
Это попытка одного человека улучшить
ситуацию другого, при этом непосредственно
не руководя другим. Консультирование
отличается от обучения тем, что значение
имеют не столько знания консультанта,
сколько его отношение к
Методы, приемы консультирования:
беседа;
включенное наблюдение;
убеждение;
одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
прием активного слушания;
прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится - на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;
использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;
прием Я-послания. Это высказывание
специалиста о собственном
метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Этапы телефонного консультирования:
Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.
Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо-поздравление, поддержка клиента.
Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др.
Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.
Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получит принципиальное согласие на посещение.
Технология патронажа:
предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
оповещение клиента о времени визита;
представление себя (нагрудный знак, визитка);
обеспечение личной безопасности;
представление и сообщение о цели визита;
время посещения - 20 - 30 минут;
подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.
Методы групповой реабилитации:
Значение этих форм работы в том, что они помогают выявлять проблемы, способствуют их решению, развивают коммуникативные навыки клиента.
Для работы с группой необходим организатор, имеющий коммуникативные навыки и владеющий информацией.
Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.
В ходе тренинговых занятий
Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы, создания тренинговой группы из 8 - 10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия.
Выбор стратегии определяется задачами тренинга, уровнем сплоченности в группе, подготовки ведущего.
Возможны следующие стратегии:
программное ведение тренинга, которое
предполагает четкое
тематическое ведение, когда
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями