Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить потенциальные возможности социально - педагогических технологий разного уровня в работе с неблагополучными семьями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты семейного неблагополучия;
2. Изучить оптимальные технологии разного уровня в работе с
неблагополучной семьёй;

Работа содержит 1 файл

неблаг. семьи.docx

— 56.20 Кб (Скачать)

              свободное ведение, когда группе  предоставляется свобода выбора  проблемы, действия, ведущий уходит  в тень.

Этапы тренинга:

  • знакомство;
  • решение организационных вопросов: определяются цели, время, что допустимо, что нет. Одно из обязательных правил работы - каждый может свободно говорить в любое время, но запрет на все виды ругательства и насилия;
  • возникновение «чувства группы», когда люди преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга, снимают маски;
  • подведение итогов, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет.

У групповых тренингов есть экономическое  преимущество. Однако тренинги не получили пока широкого распространения, главным  образом вследствие отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы.

Общинный  уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных.

Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники).

Цели - воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д.

Для проведения акций нужна предварительная  подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение  волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации  их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы.

Одна из базовых технологий социальной педагогики - это связь с общественностью, которая предполагает: выявление  потребностей населения, привлечение  общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной  деятельности некоторых организаций, пропагандирование ценностей (экологических, художественных, моральных).

Основной инструмент связи с  общественностью – средства массовой информации (кабельное телевидение, листовки, объявления, приглашения, анкетирование, уличное или телефонное интервьюирование).

Можно провести и митинг - стихийное  разовое мероприятие с участием большого количества людей. Это быстрое  реагирование на событие, вызывающее всеобщее волнение.

Цель - снятие эмоциональной напряженности, создание у участников определенной установки, мотивации деятельности. Это способ мобилизации усилий против чего-то или для поддержки чего-то.

Для работы с общественностью специалист должен иметь организаторско-демонстративные  способности, уметь зажечь массу, быть искренним, и конечно, главное - тщательно продумывать свои выступления.

Локализация общественной работы обычно происходит в микрорайоне, в дворовом клубе.

Возможно привлечение общественности, волонтерского движения к решению  не только хозяйственных и экономических, но и воспитательных, развивающих, социокультурных  задач в рамках помощи семье. Такая  помощь может понадобиться для воздействия  на трудные семьи, где, как достоверно известно, плохо обращаются с детьми. В таких случаях привлечение  общественного мнения, осуждение  и контроль со стороны соседей  становятся необходимы, особенно если ресурс самих родителей оказывается  недостаточным для решения проблем  и удовлетворения потребностей детей.

Социальный педагог нередко  оказывается в ситуации, когда  от него ждут помощи, выходящей за рамки  его полномочий. Например, от него ожидают  лишения родителей их прав, участия  в принятии решения по вопросу  привлечения их к суду, дачи показаний  против родителей, а иногда выступления  в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или  изолировании ребенка. При этом его  отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может  потребоваться помощь других специалистов.

Задача социального педагога - создать  в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко  изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и  особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой - учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для  установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма.1

Подводя итоги изучения теоретических  основ разработки и реализации социально-педагогических технологий, предложенных автором Ю.Н. Галагузовой, сформулируем следующие  выводы:

- Разнообразие предлагаемых методов, методик, средств и приёмов, изложенных автором, даёт возможность выбора в зависимости от конкретной социально-педагогической проблемы семьи, а также исходя из возможностей специалиста (его опыта работы, квалификации).

- Деление  технологий на различные  уровни (профилактический, диагностический,  реабилитационный) условно, так как  технологии позволяют решать  различные задачи в зависимости  от конкретных условий деятельности  социального педагога. Например, педагогическое  просвещение родителей позволяет  проводить профилактическую работу  по предотвращению проблем во  взаимоотношениях детей и родителей,  а также реабилитационную в  ситуациях, когда уже существуют  проблемы в воспитании детей.

- Необходимо отметить, что использованные  в проекте социально-педагогические технологии работы с семьей весьма несовершенны и во многом заимствованы из смежных с социальной педагогикой наук  - психология, педагогика, социальная работа (например, технологии тренинга, телефонного консультирования, педагогического просвещения, социального патронажа). Связано это, прежде всего с тем, что данные технологии находятся еще в стадии разработки и апробирования

- Так как предложенные технологии не были апробированы на практике, приходиться сомневаться в их универсальности. Возможно, что многое просто не применимо в реальной действительности. Например, семья асоциальная, где дети находятся в обстановке постоянного пренебрежения, не только не заинтересована в изменении отношения к детям, она просто не желает менять свой существующий жизненный уклад и соответственно предложенные автором методики к ней просто не применимы.

- Для реализации некоторых технологий, таких как телефонное консультирование, необходимо провести предварительную  подготовку специалистов, это потребует  дополнительных затрат времени  и материальных средств.

 

Анализируя проект Ю.Н. Галагузовой, автор работы поставил лично и  профессионально значимую задачу: определить оптимальную технологию для её реализации в условиях клуба «Семья». Решение  поставленной задачи позволяет автору проявить способность к выбору оптимальных  форм и методов работы социального  педагога, определению собственной  педагогической позиций, а также  повысить свой профессиональный уровень.

При прохождении преддипломной  практики в МОУ СОШ № 1, изучив работу клуба «Семья» (см. Приложение № 2), определила одну из основных проблем  его деятельности – низкая мотивация  родителей к обучению. В этом проявляется  один из компонентов педагогической несостоятельности родителей. Совместно  с руководителем клуба (социальный педагог школы) определила необходимость  поиска новой технологии, которая  обеспечит интерес родителей  к проводимым занятиям и повысить эффективность работы клуба.

Осмыслив и критически проанализировав  проект Галагузовой Ю. Н., остановила свой выбор на технологии групповой  работы – тренинг, так как данная технология имеет ряд преимуществ:

  1. Тренинг является активной формой обучения, поэтому он эффективен в работе с родителями. Участники тренинга приобретают не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, которые закрепляются при выполнении заданий и упражнений;
  2. Тренинг позволяет вскрыть индивидуальные особенности обучающихся родителей, снижающие их воспитательную компетентность, и скорректировать своё поведение в выделяемых аспектах;
  3. В процессе тренинга у участников обучения формируется индивидуально – специфические приёмы и способы коммуникаций и принятия решений в проблемных ситуациях, основанные на их индивидуальных особенностях;
  4. В тренинге происходит активный взаимообмен опытом обучающихся, что расширяет их индивидуальный поведенческий репертуар и поле решения проблем  в воспитании детей.
  5. Эмоциональная включенность участников в ситуацию тренинга позволяет создать высокую мотивацию к обучению, усиливает закрепление знаний, формирование умения и навыков.

Исходя из выше перечисленных преимуществ  технологии тренинга, автор работы  в третьей главе попытался  исследовать возможности использования  данной технологии в работе с педагогически  несостоятельными семьями.

Список литературы

 

 

  1. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка.- М., 1994.
  2. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.- // Педагогика.-1999.-№4.
  3. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков - // Социологический журнал.- 1997.- № 1-2.
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1996.
  5. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков состоящих на учёте в ИДН. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. – Тюмень, 1995.
  6. Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А.,       Махардаева Л. В. –М., 2002.
  7. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
  8. Николаева Г. Н Тренинг психотехники общения – Орел, 1993.
  9. Справочная книга социального педагога. – М.:”Сфера”, 2001.
  10. Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей.- // Педагогика.- 2000.- №1.
  11. Сафонова Т. Я.  Жестокое обращение с детьми. – М., 1993.
  12. Социальная педагогика: Курс лекции./ Под ред. Галагузовой  М. А. – М., 2000.
  13. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.- М., 1987.
  14. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога.  - М., 2001.

1 Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987. С. 197-198

1 Социальная педагогика: Курс лекции./ Под ред. Галагузовой М. А. – М., 2000.

2 Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.// Педагогика. -1999. - №4

3 Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал.-1997.- № 1-2.

1 Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка.- М., 1994.

4 Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей. //  Педагогика.- 2000.  - №1.

5 Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков состоящих на учёте в ИДН. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. – Тюмень, 1995.

6 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1996.

7 Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога.  - М., 2001.

8 Сафонова Т. Я.  Жестокое обращение с детьми. –М., 1993.

9 Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002

1 Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002.

1 Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002.


Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями