Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:10, дипломная работа
Цель исследования:
Определить потенциальные возможности социально - педагогических технологий разного уровня в работе с неблагополучными семьями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты семейного неблагополучия;
2. Изучить оптимальные технологии разного уровня в работе с
неблагополучной семьёй;
свободное ведение, когда
Этапы тренинга:
Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет.
У групповых тренингов есть экономическое преимущество. Однако тренинги не получили пока широкого распространения, главным образом вследствие отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы.
Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных.
Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники).
Цели - воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д.
Для проведения акций нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы.
Одна из базовых технологий социальной педагогики - это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций, пропагандирование ценностей (экологических, художественных, моральных).
Основной инструмент связи с общественностью – средства массовой информации (кабельное телевидение, листовки, объявления, приглашения, анкетирование, уличное или телефонное интервьюирование).
Можно провести и митинг - стихийное разовое мероприятие с участием большого количества людей. Это быстрое реагирование на событие, вызывающее всеобщее волнение.
Цель - снятие эмоциональной напряженности, создание у участников определенной установки, мотивации деятельности. Это способ мобилизации усилий против чего-то или для поддержки чего-то.
Для работы с общественностью специалист
должен иметь организаторско-
Локализация общественной работы обычно происходит в микрорайоне, в дворовом клубе.
Возможно привлечение
Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.
Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.
Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой - учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма.1
Подводя итоги изучения теоретических основ разработки и реализации социально-педагогических технологий, предложенных автором Ю.Н. Галагузовой, сформулируем следующие выводы:
- Разнообразие предлагаемых методов, методик, средств и приёмов, изложенных автором, даёт возможность выбора в зависимости от конкретной социально-педагогической проблемы семьи, а также исходя из возможностей специалиста (его опыта работы, квалификации).
- Деление технологий на
- Необходимо отметить, что использованные в проекте социально-педагогические технологии работы с семьей весьма несовершенны и во многом заимствованы из смежных с социальной педагогикой наук - психология, педагогика, социальная работа (например, технологии тренинга, телефонного консультирования, педагогического просвещения, социального патронажа). Связано это, прежде всего с тем, что данные технологии находятся еще в стадии разработки и апробирования
- Так как предложенные технологии не были апробированы на практике, приходиться сомневаться в их универсальности. Возможно, что многое просто не применимо в реальной действительности. Например, семья асоциальная, где дети находятся в обстановке постоянного пренебрежения, не только не заинтересована в изменении отношения к детям, она просто не желает менять свой существующий жизненный уклад и соответственно предложенные автором методики к ней просто не применимы.
- Для реализации некоторых
Анализируя проект Ю.Н. Галагузовой, автор работы поставил лично и профессионально значимую задачу: определить оптимальную технологию для её реализации в условиях клуба «Семья». Решение поставленной задачи позволяет автору проявить способность к выбору оптимальных форм и методов работы социального педагога, определению собственной педагогической позиций, а также повысить свой профессиональный уровень.
При прохождении преддипломной практики в МОУ СОШ № 1, изучив работу клуба «Семья» (см. Приложение № 2), определила одну из основных проблем его деятельности – низкая мотивация родителей к обучению. В этом проявляется один из компонентов педагогической несостоятельности родителей. Совместно с руководителем клуба (социальный педагог школы) определила необходимость поиска новой технологии, которая обеспечит интерес родителей к проводимым занятиям и повысить эффективность работы клуба.
Осмыслив и критически проанализировав проект Галагузовой Ю. Н., остановила свой выбор на технологии групповой работы – тренинг, так как данная технология имеет ряд преимуществ:
Исходя из выше перечисленных преимуществ
технологии тренинга, автор работы
в третьей главе попытался
исследовать возможности
1 Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987. С. 197-198
1 Социальная педагогика: Курс лекции./ Под ред. Галагузовой М. А. – М., 2000.
2 Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.// Педагогика. -1999. - №4
3 Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал.-1997.- № 1-2.
1 Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка.- М., 1994.
4 Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей. // Педагогика.- 2000. - №1.
5 Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков состоящих на учёте в ИДН. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. – Тюмень, 1995.
6 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1996.
7 Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.
8 Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми. –М., 1993.
9 Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002
1 Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002.
1 Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002.
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями