Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: выявить дезадаптированных подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социального неблагополучия детей и их семей.
2. Провести диагностику уровня социальной адаптации, выявить причины дезадаптированности подростков.
3. Составить рекомендации для родителей с целью организации эффективного взаимодействия и коррекции их воспитательных воздействий на дезадаптированного подростка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной адаптации подростков из социально неблагополучных семей
1.1 Понятие социальная адаптация
1.2 Возрастные особенности подростков
1.3 Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
2.2 Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

Курсовая работа

Работа социального  педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

Омск – 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной адаптации подростков из социально неблагополучных семей

1.1 Понятие социальная  адаптация

1.2 Возрастные особенности  подростков

1.3 Работа социального  педагога по социальной адаптации  подростков из неблагополучных  семей

ГЛАВА 2. Экспериментальное  исследование по выявлению дезадаптированных  подростков из неблагополучных семей

2.1 Диагностика уровня  социальной адаптации подростков  из неблагополучных семей

2.2 Рекомендации по социально-педагогической  коррекции поведения подростка  в семье

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

Современная экономическая  ситуация в России, создавая предпосылки  для позитивных перемен в обществе, повлекла за собой ряд новых, в  том числе и социальных проблем. Смена идеологии и системы  ценностей, удорожание жизни, нестабильность правовых и моральных критериев, локальные военные и межэтнические  конфликты ведут к безработице, миграции беженцев, криминализация общества и пр. Происходят существенные сдвиги в демографической ситуации в  стране.

В результате в укладе жизни  людей происходят изменения, влияющие, прежде всего, на социальное здоровье населения. Они провоцируют социальную дезадаптацию людей, повышение уровня эмоциональной напряженности и  агрессивности, изменение системы  взаимоотношений и взаимодействия на основе новых ценностных ориентиров.

Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются  на подрастающем поколении. Сегодня  вызывает опасения уровень здоровья детей и рост проявлений социальной дезадаптации. Постоянно увеличивается  количество детей, лишенных родительского  попечения, растет число детей, вовлеченных  в преступную деятельность, увеличивается  детская проституция, наркомания, алкоголизм. Многие дети оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Особую тревогу  вызывает увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокая  преступность несовершеннолетних.

Адаптация в своем психологическом  аспекте предполагает приспособление человека как личности к существованию  в конкретном обществе в соответствии с его требованиями и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Проблема адаптации детей  из социально неблагополучных семей  к обществу является одной из самых  важных, поскольку именно от благополучности  протекания адаптации во многом зависит  успешность дальнейшего становления  личности ребенка. Социальный педагог, зная условиями воспитания детей  в социально неблагополучных  семьях, факторы и причины их отклоняющегося поведения, и учитывая их, может помочь ребенку в успешном решении его  проблем.

Объектом  исследования является социальная адаптация.

Предметом исследования – работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей.

Целью работы: выявить дезадаптированных подростков из неблагополучных семей.

Задачи  исследования:

1.      Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социального неблагополучия детей и их семей.

2.      Провести диагностику уровня социальной адаптации, выявить причины дезадаптированности подростков.

3.      Составить рекомендации для родителей с целью организации эффективного взаимодействия и коррекции их воспитательных воздействий на дезадаптированного подростка.

Для достижения цели и решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение педагогического опыта, обобщение.

 

ГЛАВА 1. Теоретические  основы социальной адаптации детей  из неблагополучных семей

1.1 Понятие социальной  адаптации

Человек – существо социальное. Так как он постоянно взаимодействует  с социумом, то можно сказать, что  в течение всей его жизни идет непрерывный процесс социализации.

В самом общем определении социализация есть процесс и результат социального формирования детей и молодежи, включения их в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения.

А.В. Мудрик под социализацией понимает «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (51, с.7).

М.А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс приобщения его к социальной жизни, которая заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (73, с. 381).

Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью  общества в том, чтобы его члены  успешно овладели ролями мужчины  и женщины, обрели профессию, создали  семью, были законопослушными гражданами.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и способность противостоять  ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют его саморазвитию, самоопределению, самореализации.

С понятием социализации тесно  связанно понятием адаптации.

Социальная адаптация – сложный процесс, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека. Адаптация является одной из составляющих социализации. В переводе с латинского (от лат. – adaptio – приспособляю) она означает «прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды». Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности системы органов и психологической организации индивида при изменившихся условиях жизни. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную ситуацию в реальной среде к этой среде.

По мнению А.В. Мудрика, адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях (51, с. 147).

В Словаре по социальной педагогике социальная адаптация – это «активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе» (69, с. 117).

С позиции М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой (73, с. 382).

Социально-педагогическая адаптация – явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация свидетельствует о том, что условия, в которых находится человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания.

Идейной основой социальной адаптации является личный и социальный конформизм. Социальная адаптация может  быть активной (когда личность стремится  воздействовать на новую для нее  социальную среду) и пассивной (если личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется  ее нормам, гласным и негласным  правилам).

Содержанием социальной адаптации  и, вместе с тем, показателем ее успешности является усвоение ребенком норм, правил. Содержание процесса социальной адаптации  включает следующие компоненты:

–       принятие норм, ценностей и установок новой социальной среды(группы, коллектива, социальной организации, территориальной или национальной общности);

–       приспособление к новым формам социального взаимодействия (формальным и неформальные связям, семейным, производственным отношениям и т.д.);

–       освоение новых форм деятельности (профессиональной и иной).

Адаптация протекает под  влиянием внушения и осознания личностью  необходимости (или потребности) в  принятии новых ценностных установок  и поведения. Показателем успешной социальной адаптации является высокий  социальный статус личности в данной среде, ее психологическая удовлетворенность  этой средой. Показателем низкой социальной адаптации являются вынужденные  перемещения человека в разные социальные среды, их частая смена (миграция, текучесть  кадров, разводы и т.д.).

Результаты адаптации  носят различные формы (от позитивных до негативных) для статусного и  индивидуального состояния личности. Так, конкретными формами процесса социальной адаптации, его конечными  результатами являются: снижение (или  повышение) социального, должностного и профессионального статусов личности (или группы); социальная мобильность (разной направленности); определенное морально- и социально-психологическое  состояние (от полного комфорта до полного  дискомфорта). Одним из распространенных видов социальной адаптации является профессиональная адаптация. В любом  случае итогом социальной адаптации  выступает принятие адаптирующимся индивидом (или социальной группой) определенной социальной роли.

Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием  двух систем – личности индивида и  социальной среды. Эффективность и  конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности  им своими достижениями в условиях данной социальной среды.

У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность  адекватного реагирования на происходящее изменения. Они испытывают значительные трудности в достижении своих  целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям  в поведении, вплоть до аномии, как  считают социологи Э. Дюркгейм и  Р. Мертон. Под аномией они понимают разрушение имеющихся социокультурных  представлений, норм, установок.

Промежуточным звеном между  процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

Б.Н. Алмазов определяет дезадаптацию как несоответствие и неусвоение социальных норм и правил человеком (3, с. 124). Это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Таким образом, социальная дезадаптация – это процесс, противоположный социальной адаптации, неспособность индивида адаптироваться в социуме, усваивать и воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, посредством которых он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми (82, с.66).

С точки зрения М.А. Галагузовой социальная дезадаптация ребенка представляет собой процесс утраты им или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды (73, с. 382).

 

1.2 Возрастные  особенности подростков

Развитие ребенка в  школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения  физического и психологического состояний, меняются эмоциональные  и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют  своими мыслями, чувствами и поступками. Часто ломка представлений и  установок, изменение желаний и  привычек происходит быстро. Ребенок  не успевает осознать происходящие изменения  и адаптироваться к ним, результатом  чего становится появление неуверенности  в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или  склонность к депрессиям. Таким образом, дети и подростки в течение  школьного периода несколько  раз оказываются в кризисных  ситуациях. Соответственно, многие из них в эти периоды оказываются  в разряде трудных детей.[14, с.14]

Процесс развития детей школьного  возраста можно условно подразделить на два этапа: младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) и средний и старший  школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет). Как  правило, второй этап подразделяется на подростковый возраст (от 10-11 до 13—14 лет) и ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет). Общей причиной кризисов при переходе от одного этапа к  другому является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребенка (в деятельности, общении, эмоционально-волевой  сфере и др.).

Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного  к подростковому возрасту связан с физиологическими изменениями  организма, отношениями, складывающимися  с взрослыми, и опережающим развитием  интеллектуальной сферы по сравнению  с личностным развитием.

Отношения между мальчиками и девочками становятся натянутыми, они держатся отдельными группами, подвергая насмешкам взаимные симпатии. Телевидение, пропаганда секса особенно влияют на этот возраст. Мальчики пытаются создать представления о мужественности, девочки – о женственности. Мальчики собирают порнографические картинки, учатся ругаться, девочки пользуются косметикой.

Подростковый возраст  не случайно называют «сложным», «критическим», «кризисным». В этот период перехода от детства к взрослости происходит качественный скачок в развитии психики: осознание своей индивидуальности, становление устойчивого представления  о себе («Я» - образ), формирование самопознания. Происходит как бы рождение личности человека, которое столь же болезненно, так же связано с риском осложнений, как и рождение самого человека.

Гормональная перестройка  организма и связанные с ней  физиологические изменения обусловливают  особенности полового поведения  подростков. Осознание своей принадлежности к определенному полу, возникающее в более раннем возрасте (3-5 лет), в подростковом периоде обостряется, приобретая иногда гипертрофированные формы и вызывая болезненные переживания. Например, слишком позднее появление вторичных половых признаков вызывает тревогу, напряженность, сознание своей будущей неполноценности как мужчины или боязнь своей непривлекательности как женщины, предчувствие одинокой несчастной судьбы. Слишком раннее половое созревание также чревато возникновением психотравмирующей ситуации. В этом случае сексуальные переживания и половая активность подростка становятся настолько интенсивными, что поглощают все его внимание и мысли. Сексуальные фантазии обычно сопровождаются мастурбацией, увлечением кинофильмами и литературой, где есть эротические сцены. Возможны также ранние половые связи, гомосексуальные контакты.

Информация о работе Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей