Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:10, дипломная работа
Цель исследования:
Определить потенциальные возможности социально - педагогических технологий разного уровня в работе с неблагополучными семьями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты семейного неблагополучия;
2. Изучить оптимальные технологии разного уровня в работе с
неблагополучной семьёй;
В семье, где доверие детей к
родителям непререкаемо, а стремление
подражать возникает рано, дети невольно
попадают под влияние родителей
— их установок, отношений, взглядов
на события, явления, людей. Это влияние
осложняется тогда, когда наблюдается
расхождение между "правильным"
словесным воспитанием и
Сравнительное обследование большого
массива семей трудных
болезни» практически каждого
педагогически запущенного
педагогически несостоятельной семье.
Так исследователи семей малолетних правонарушителей констатируют следующий факт, что в 96% из них наблюдались ошибки в воспитании: крайняя безнадзорность была характерна для 54% семей; потворство и попустительство – для 20%; гиперсоциальность, воспитание запретами – 12%; физические наказания - 10%5
Наиболее типичные дефекты воспитания:
Распространены случаи, когда родители вообще не владеют гуманными и разумными методами общения. Неоправданная строгость по отношению к детям, частые наказания и угрозы, эмоциональная холодность или гиперопека могут сделать жизнь ребенка невыносимой. Родители же продолжают свою линию поведения, руководствуясь при этом исключительно благой целью – воспитать свое чадо хорошим человеком. И если при рождении ребенка можно было говорить об их педагогической необразованности, то со временем она перерастает в педагогическую несостоятельность: контакты с ребенком рвутся, влияние на него теряется. В такой ситуации подростки, спасаясь от психологического прессинга родителей, уходят из дома. Подобное стечение обстоятельств можно предотвратить, всё зависит от своевременно оказанной помощи и поддержки семьи различными специалистами (педагогами, психологами, социальными педагогами). Данная помощь может быть оказана через внедрение социально-педагогических технологий разного уровня в работе с неблагополучными семьями. Поэтому вторая глава исследования посвящена технологическому аспекту работы социального педагога с неблагополучными семьями.
Технология социально- педагогической деятельности, по мнению профессора М. А. Галагузовой, представляет собой совокупность методов и приемов практической социально - педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом.7
Конкретное содержание социально-педагогической
работы с семьей в каждом отдельном
случае обусловлено типом ее неблагополучия,
а также индивидуальными
Прежде всего, их объединяет то, что
в центре интересов социального
педагога находится ребенок. Неблагополучие
семьи волнует социального
Этим обусловлено и
Технологии работы с неблагополучной
семьей социальные педагоги могут использовать
как в общеобразовательных
Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.
Один из путей к улучшению состояния - разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Опросы показывают, что практически
все родители, применяющие физическое
наказание, испытывают трудности в
воспитании ребенка, а к 87% из них
в детстве применялись
Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.
Организация педагогического просвещения
родителей этой категории направлена
на то, чтобы они поняли разницу
между и недопустимым поведением,
поскольку родители часто не осознают
последствий, к которым может
привести физическое наказание ребенка.
Это осознание влечет за собой
и выбор адекватных приемов для
разрешения возникающих трудностей.
Родителей можно и нужно
В программе налаживания гуманных
взаимоотношений детей и
Педагогическое просвещение
При составлении программы
Таким образом, данная программа должна быть направлена на:
творческое усвоение педагогических
знаний, с тем чтобы они стали
руководством к действию и способствовали
повышению эффективности
формирование способности
взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.
Педагогическое просвещение
Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям.
Например:
Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания. Назовем некоторые из них:
нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым, лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;
можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но не надолго;
малолетних детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть с мылом и похвалить за выполненную работу и т.д.8
Эффективность профилактической деятельности
социального педагога напрямую зависит
от правильного выбора способа общения
с семьей. Недопустимы небрежное,
снисходительное или слишком
официальное отношение при
Предвидя трудный разговор, социальный
педагог должен тщательно подготовиться
к встрече. Собрать как можно
больше информации о семье, тщательно
обдумать содержание и форму беседы.
В начале встречи нужно отметить
благоприятные стороны жизни
семьи, положительные качества собеседника.
Завоевав расположение, необходимо найти
тактичную форму для
Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала.
Перед родителями, которые предъявляют
к ребенку завышенные требования,
социальный педагог должен постараться
раскрыть как можно больше реальных
достоинств ребенка. При работе с
семьями малолетних детей специалист
может порекомендовать
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями