Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Курсовик ГАЛИНЕ ДОШКОЛЬНОЕ.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Введение 
 

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления  личности. В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться  определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и  привычки правильного поведения, складывается характер. 

Вся жизнь ребенка-дошкольника  пронизана игрой, только так он готов  открыть себя миру и мир для  себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском  саду.  

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности  вещей, действий, отношений, позволяющая  наиболее полно реализовать "здесь  и теперь", достичь состояния  полного эмоционального комфорта, стать  причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. 

В процессе сюжетно-ролевой  игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. 

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых  качеств, в игре реализуется потребность  воздействия на мир. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. 

Актуальность  поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в  совершенствующихся методах психолого-педагогического  воздействия игровых методов  на формирующуюся личность ребенка  с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы. (4, стр. 43) 

Объект исследования - сюжетно-ролевая игра. 

Предмет исследования - исследование влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, изучение нравственного воспитания и культуры поведения детей данного возраста. 

Зная объект и предмет, автор формирует тему: сюжетно-ролевая игра - как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. 

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных  учреждениях. 

По влиянию  из поставленной цели вытекают следующие задачи: 

1. oхарактеризовать  сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное  значение в формировании взаимоотношений  старшего дошкольника; 

2. изучение теоретической  и практической базы опыта  работы; 

3. опытным путем  проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. 

Гипотеза исследования: анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая  игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. 

Методы исследования: 

- методы исследования  коммуникативной и эмоциональной  сферы старших дошкольников; 

- индивидуальная беседа; 

-наблюдение. 

1. Теоретические  основы игры как фактора развития  детей младшего дошкольного возраста 
 

1.1 Понятие «игра»  и актуальные вопросы детской  игры 

Человеческая  культура возникла 

и развертывается в игре, как игра. 

Й. Хейзинг 

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко - игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие «игра» выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. 

Игра - подлинная  социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому  столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.[20,стр.92]. В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения: 

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди  которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными; 

Игра должна носить самодеятельный характер и все  более развиваться в этом направлении  при условии правильного педагогического  руководства; 

Важной особенностью игры как формы жизни детей  является ее проникновение в различные  виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра. 

В человеческой практике игровая деятельность выполняет  такие функции, как: 

- развлекательную  (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); 

- коммуникативную:  освоение диалектики общения; 

- самореализации  в игре как полигоне человеческой  практики; 

- игротерапевтическую:  преодоление различных трудностей, возникающих в других видах  жизнедеятельности; 

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; 

- функцию коррекции:  внесение позитивных изменений  в структуру личностных показателей; 

- межнациональной  коммуникации: усвоение единых для  всех людей социально-культурных  ценностей; 

- социализации: включение в систему общественных  отношений, усвоение норм человеческого  общежития. 

Таким образом, игра является той формой организации  жизнедеятельности дошкольника, в  условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.[17, стр.8]. 

1.2 Характеристика  основных видов игр и их  классификация 
 

Игры детей  отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр: 

- игры, возникающие  по инициативе ребенка - самодеятельные  игры; 

- игры, возникающие  по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью; 

- игры, идущие  от исторически сложившихся традиций  этноса - народные игры, которые могут  возникать как по инициативе  взрослого, так и более старших  детей. 

Каждый из перечисленных  классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: 

1.Творческие  сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая  игра» охватывает сюжетно-ролевые  игры, игры драматизации, строительно-конструктивные  игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д. 

- сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.(10, стр.14) 

- игры драматизации. Им присущи основные черты  творческих игр: наличие замысла,  сочетание ролевых и реальных  действий и отношений и других  элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного  произведения: сюжет игры, роли, поступки  героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев. 

- строительно-конструктивные  игры - разновидность творческой  игры. В них дети отражают свои  знания и впечатления об окружающем  мире. В строительно-конструктивных  играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения.. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.[12, стр.17] 

Две игры с готовым  содержанием и правилами предназначены  для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с  готовым содержанием и правилами  на дидактические, подвижные и музыкальные. 

2. Дидактические  игры - это разновидность игр с  правилами, специально создаваемых  педагогической школой в целях  обучения и воспитания детей.  Дидактические игры направлены  на решение конкретных задач  в обучении детей, но в то  же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. 

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму  обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные  составляющие дидактической игры: 

1) дидактическая  задача; 

2) игровые действия; 

3) правила игры; 

4) результат. 

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и  отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. 

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста