Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Дошкольное детство
- короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает
первоначальные знания об окружающей
жизни, у него начинает формироваться
определенное отношение к людям,
к труду, вырабатываются навыки и
привычки правильного поведения, складывается
характер.
Вся жизнь ребенка-дошкольника
пронизана игрой, только так он готов
открыть себя миру и мир для
себя. Игра является одной из основных
форм организации процесса воспитания,
обучения и развития в детском
саду.
Игра - самоценная
деятельность для дошкольника, обеспечивающая
ему ощущение свободы, подвластности
вещей, действий, отношений, позволяющая
наиболее полно реализовать "здесь
и теперь", достичь состояния
полного эмоционального комфорта, стать
причастным к детскому обществу, построенному
на свободном общении равных.
В процессе сюжетно-ролевой
игры развиваются духовные и физические
силы ребенка; его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость.
Кроме того, игра - это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта. В игре
формируются все стороны личности ребенка,
происходят значительные изменения в
его психике, подготавливающие переход
к новой, более высокой стадии развития.
Этим объясняются огромные воспитательные
возможности игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью. Игра - явление
многогранное, ее можно рассматривать
как особую форму существования всех без
исключения сторон жизнедеятельности
коллектива. Столь же много оттенков появляется
с игрой в педагогическом руководстве
воспитательным процессом.
Игра является
эффективным средством
Актуальность
поднятой проблемы вызвана потребностью
психологов, педагогов, родителей в
совершенствующихся методах психолого-
Объект исследования
- сюжетно-ролевая игра.
Предмет исследования
- исследование влияния сюжетно-ролевой
игры на формирование положительных взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста,
изучение нравственного воспитания и
культуры поведения детей данного возраста.
Зная объект
и предмет, автор формирует тему:
сюжетно-ролевая игра - как фактор формирования
положительных взаимоотношений детей
старшего дошкольного возраста.
Цель исследования
- влияние научных основ
По влиянию
из поставленной цели вытекают следующие
задачи:
1. oхарактеризовать
сюжетно-ролевую игру и ее
2. изучение теоретической
и практической базы опыта
работы;
3. опытным путем
проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой
игры на формирование положительных взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
анализ психолого-педагогической литературы
позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая
игра способствует формированию положительных
взаимоотношений детей старшего дошкольного
возраста со сверстниками при косвенном
и прямом участии педагога.
Методы исследования:
- методы исследования
коммуникативной и
- индивидуальная
беседа;
-наблюдение.
1. Теоретические
основы игры как фактора
1.1 Понятие «игра»
и актуальные вопросы детской
игры
Человеческая
культура возникла
и развертывается
в игре, как игра.
Й. Хейзинг
Игра наряду с трудом
и ученьем - один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего
существования. По определению Г.К. Селевко
- игра - это вид деятельности в условиях
ситуаций, направленных на воссоздание
и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление
поведением. В психологии понятие «игра»
выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника,
определяющая его дальнейшее психическое
развитие, прежде всего потому, что игре
присуща воображаемая ситуация. Успешное
решение задач воспитания требует пристального
внимания к проблемам детской игры. Игра
- наиболее доступный для детей вид деятельности,
способ переработки полученных из окружающего
мира впечатлений, знаний. В игре ярко
проявляются особенности мышления и воображения
ребенка, его эмоциональность, активность,
развивающаяся потребность в общении.
Игра - подлинная
социальная практика ребенка, его реальная
жизнь в обществе сверстников, Поэтому
столь актуальной для дошкольной
педагогики является проблема использования
игры в целях всестороннего воспитания,
и в первую очередь формирования нравственной
стороны личности. В настоящее время перед
дошкольными специалистами стоит задача
дальнейшего изучения игры как формы организации
жизни и деятельности детей.[20,стр.92]. В
основе понимания игры как формы организации
жизни и деятельности детей лежат следующие
положения:
Игра призвана
решать общевоспитательные задачи, среди
которых задачи формирования нравственных
общественных качеств ребенка являются
первоочередными;
Игра должна
носить самодеятельный характер и все
более развиваться в этом направлении
при условии правильного
Важной особенностью
игры как формы жизни детей
является ее проникновение в различные
виды деятельности: труд и игра, учебная
деятельность и игра, повседневная бытовая
деятельность и игра.
В человеческой
практике игровая деятельность выполняет
такие функции, как:
- развлекательную
(это основная функция игры - развлечь,
доставить удовольствие, воодушевить,
пробудить интерес);
- коммуникативную:
освоение диалектики общения;
- самореализации
в игре как полигоне
- игротерапевтическую:
преодоление различных
- диагностическую:
выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции:
внесение позитивных изменений
в структуру личностных
- межнациональной
коммуникации: усвоение единых для
всех людей социально-
- социализации:
включение в систему
Таким образом,
игра является той формой организации
жизнедеятельности дошкольника, в
условиях которой педагог может,
применяя различные методы, формировать
личность ребенка, ее общественную направленность.[17,
стр.8].
1.2 Характеристика
основных видов игр и их
классификация
Игры детей
отличаются большим разнообразием.
Они различны по содержанию и организации,
правилам, характеру проявления детей,
по воздействию на ребенка, по видам используемых
предметов, происхождению и т.д. Все это
затрудняет классификацию игр, однако
для правильного руководства играми группировка
их необходима. Каждый вид игры выполняет
свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое
сегодня в теории и практике стирание
граней между самодеятельными и обучающими
играми недопустимо. В дошкольном возрасте
выделяются три класса игр:
- игры, возникающие
по инициативе ребенка - самодеятельные
игры;
- игры, возникающие
по инициативе взрослого, внедряющего
их с образовательной и воспитательной
целью;
- игры, идущие
от исторически сложившихся
Каждый из перечисленных
классов игр, в свою очередь, представлен
видами и подвидами. Так, в состав первого
класса входят:
1.Творческие
сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая
игра» охватывает сюжетно-
- сюжетно-ролевая
игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. Ей присущи основные черты игры:
эмоциональная насыщенность и увлеченность
детей, самостоятельность, активность,
творчество. Первые сюжетные игры протекают
как игры безролевые или игры со скрытой
ролью. Действия детей приобретают сюжетный
характер и объединяются в цепочку, имеющей
жизненный смысл. Действия с предметами,
игрушкой осуществляются каждым из играющих
самостоятельно. Совместные игры возможны
при участии взрослого.(10, стр.14)
- игры драматизации.
Им присущи основные черты
творческих игр: наличие
- строительно-конструктивные
игры - разновидность творческой
игры. В них дети отражают свои
знания и впечатления об
Две игры с готовым
содержанием и правилами
2. Дидактические
игры - это разновидность игр с
правилами, специально
Дидактическая
игра имеет определенную структуру,
характеризующую игру как форму
обучения и игровую деятельность.
Выделяются следующие структурные
составляющие дидактической игры:
1) дидактическая
задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
Дидактическая
задача определяется целью обучения
и воспитательного воздействия.
Она формируется педагогом и
отображает его обучающую деятельность.
Так, например, в ряде дидактических
игр в соответствии с программными задачами
соответствующих учебных предметов закрепляется
умение составить из букв слова, отрабатываются
навыки счета. Игровая задача осуществляется
детьми. Дидактическая задача в дидактической
игре реализуется через игровую задачу.
Она определяет игровые действия, становится
задачей самого ребенка. Игровые действия
- основа игры. Чем разнообразней игровые
действия, тем интереснее для детей сама
игра и тем успешнее решаются познавательные
и игровые задачи.