Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
В разных играх
игровые действия различны по их направленности
и по отношению к играющим. Это, например,
ролевые действия, отгадывания загадок,
пространственные преобразования и т.д.
Они связаны с игровым замыслом и исходят
из него. Игровые действия являются средствами
реализации игрового замысла, но включают
и действия, направленные на выполнение
дидактической задачи.
В дидактической
игре правила являются заданными. С
помощью правил педагог управляет
игрой, процессами познавательной деятельности,
поведением детей. Правила влияют и на
решение дидактической задачи - незаметно
ограничивают действия детей, направляют
их внимание на выполнение конкретной
задачи учебного предмета.
Подведение итогов
- результат подводится сразу по
окончании игры. Это может быть
подсчет очков; выявление детей, которые
лучше выполнили игровое задание; определение
команды - победительницы и т.д. При этом
необходимо отметить достижения каждого
ребенка, подчеркнуть успехи отстающих
детей.
При проведении
игр необходимо сохранить все
структурные элементы. Так как именно
с их помощью решаются дидактические задачи.
Взаимоотношения
между детьми и педагогом определяются
не учебной ситуацией, а игрой. Дети
и педагог - участники одной игры.
Нарушается это условие, и педагог
становится на путь прямого обучения.
Таким образом,
дидактическая игра - это игра только
для ребенка, а для взрослого -
это способ обучения. Цель дидактических
игр - облегчить переход к учебным
задачам, сделать его постепенным.
Все дидактические игры можно
разделить на три основных вида:
1) в играх
с предметами (игрушками, природным
материалом) используются игрушки
и реальные предметы. Играя с
ними, дети учатся сравнивать, устанавливать
сходство и различие предметов.
2) игры с природным
материалом учитель применяет при проведении
таких дидактических игр, как “Чьи следы?
“, “От какого дерева лист?”, “Разложи
листья по убывающей величине” и.т.д. В
таких играх закрепляются знания об окружающей
природной среде, формируются мыслительные
процессы (анализ, синтез, классификация).
3) настольно-печатные
игры разнообразны по видам:
парные картинки, различные виды
лото, домино. При их использовании
решаются различные
Подбор картинок
по общему признаку - классификация. Здесь
от учеников требуется обобщения, установление
связи между предметами. Например,
в игре «Что растет в лесу?»
Составление разрезных
картинок направлено на развитие у детей
умения из отдельных частей составлять
целый предмет, логическому мышлению.
Описание, рассказ
по картинке с показом действий,
движений направлено на развитие речи,
воображения, творчества у младших
школьников. Для того чтобы играющие отгадали,
что нарисовано на картинке, ученик прибегает
к имитации движений (например, животного,
птицы и.т.д.)
В этих играх
формируются такие ценные качества
личности ребенка, как способность
к перевоплощению, к творческому
поиску в создании необходимого образа.
3. Словесные
игры построены на словах и
действиях играющих. В таких играх
дети учатся, опираясь на имеющиеся
представления о предметах,
С помощью словесных
игр у детей воспитывают
Для удобства использования
словесных игр в педагогическом
процессе их условно можно объединить
в четыре основные группы. В первую
группу входят игры, с помощью которых
формируют умение выделять существенные
признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”,
“Магазин” и.т.д.
Вторую группу
составляют игры, используемые для
развития умения сравнивать, сопоставлять,
давать правильные умозаключения: “Похож
- не похож”, “Кто больше заметит небылиц”
и другие.
Игры, с помощью
которых развивается умение обобщать
и классифицировать предметы по различным
признакам, объединены в третьей группе:
“Кому что нужно?» “Назови три предмета”,
“Назови одним словом” В особую четвертую
группу, выделены игры на развитие внимания,
сообразительности, быстроты мышления:
«Краски», «Летает, не летает» и другие.(8,
стр.12-14)
4. Подвижные
игры. В основе их лежат
5. Традиционные
или народные игры. Исторически они лежат
в основе многих игр, относящихся к обучаемым
и досуговым. Предметная среда народных
игр также традиционна, они сами, и чаще
представлена в музеях, а не в детских
коллективах. Исследования, проведенные
в последние годы, показали, что народные
игры способствуют формированию у детей
универсальных родовых и психических
способностей человека (сенсомоторной
координации, произвольности поведения,
символической функции мышления и другие),
а также важнейших черт психологии этноса,
создавшего игру.(20, стр. 122)
1.3 Взгляды Н.К.
Крупской и А.С. Макаренко на
роль игры в развитии ребенка
Советская теория
игры складывалась под влиянием взглядов
на игру выдающихся педагогов Н.К. Крупской
и А. С. Макаренко.
В ряде работ
Н. К. Крупская подчеркивала большое значение
игры в воспитании ребенка. Она неоднократно
высказывала мысль об особом месте игры
в жизни детей дошкольного возраста. «Для
ребят дошкольного возраста игры имеют
исключительное значение: игра для них
-- учеба, игра для них -- труд, игра для них
-- серьезная форма воспитания. Игра для
дошкольников -- способ познания окружающего».
Она считала, что игра полностью отвечает
потребностям ребенка дошкольного возраста
в движениях, воспитывает у него такие
качества, как жизнерадостность, активность,
живость воображения, пытливость. Вместе
с тем она рассматривала игру как главное
средство воспитания и требовала, чтобы
жизнь детского сада была наполнена разнообразными
играми и забавами, необходимыми для здоровья
детей и их правильного развития. Она неоднократно
напоминала о том, что игры укрепляют костяк
ребенка, развивают мускулатуру, органы
чувств; в играх воспитываются меткость
глаза, ловкость и сила движения.
Н.К. Крупская рассматривала
игру и как средство познания мира:
через игру ребенок изучает цвет, форму,
свойства материалов, изучает растения,
животных. В игре у детей развивается умение
наблюдать, расширяется круг интересов,
выявляются вкусы и запросы.
Особое значение
придавала Н. К. Крупская игре в деле
воспитания коллективистических чувств.
Она призывала воспитателей всячески
помогать детям в их объединении, подчеркивая,
что в игре ребенок лучше усваивает значение
правил и необходимости их соблюдения:
в коллективной игре воспитываются воля,
выдержка, самообладание; игра учит совместному,
коллективному действию, вырабатывая
умение владеть собой; игра воспитывает
в ребятах определенную организованность.
«В процессе игры peбенок научается преодолевать
трудности, познает окружающее, ищет выхода
из положения. Такие игры вырабатывают
детей-организаторов, умеющих упорно стремиться
к цели, увлекать за собой других, организовывать
их».
Н. К. Крупская писала
о том, что в игре ребенок готовится
я труду: «Есть масса игр, которые
физически укрепляют, которые развивают
трудовые навыки, которые укрепляют меткость
глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие
ловкость, силу, умение попадать в цель
и всякие такие вещи, которые при труде
имеют громаднейшее значение, чрезвычайно
важно практиковать в наших дошкольных
учреждениях».
Н.К. Крупская подчеркивала
необходимость вдумчивого и серьезного
руководства играми детей. Продумывая
задачи и coдержание игр с правилами, необходимо
постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать
игры, необходимо давать простор детской
инициативе и творчеству. В самостоятельных
играх не следует навязывать содержание
игры. Однако необходимо отводить опасные
игры, возбуждающие у детей нежелательные
чувства. Она считала необходимым тщательно
анализировать существующие игры с точки
зрения их общественно-воспитательного
значения: насколько те или иные игры воспитывают
умение коллективно реагировать, коллективно
действовать, насколько они сплачивают,
дисциплинируют, организуют.
Идеи Н. К. Крупской
были развиты и реализованы на
практике выдающимся советским педагогом
А. С. Макаренко (1888-- 1939). Он придавал игре
большое значение в воспитании ребенка:
«Каков ребенок в игре, -- говорил он в «Лекциях
о воспитании детей», -- таков во многом
он будет в работе, когда вырастет. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре». В жизни ребенка
игра имеет такое же значение, как для
взрослого работа, служба. В игре воспитываются
те физические и психологические навыки,
которые будут необходимы для работы:
активность, творчество, умение преодолевать
трудности и др. Эти качества воспитываются
в хорошей игре, в которой есть «рабочее
усилие и усилие мысли», а «игра без усилия,
игра без активной деятельности -- всегда
плохая игра».
По мнению А.
С. Макаренко, руководство детскими
играми направлено: 1) на установление
правильного соотношения между игрой
и трудом в жизни ребенка; 2) на воспитание
в игре физических и психологических качеств,
необходимых для будущего деятеля и работника.
А. С. Макаренко
наметил ряд ступеней в развитии
игры, а на каждом этапе -- определенные
задачи руководства. По возможности надо
предоставлять детям свободу действий
в игре, но, если игра протекает неинтересно,
нужно помочь ребенку: подсказать, поставить
вопрос, предложить интересный материал,
иногда поиграть вместе.
Н. К. Крупская и
А. С. Макаренко рассматривали игру как
деятельность, в которой формируются качества
личности будущего гражданина и деятеля:
чувство коллективизма, активность, творчество,
умение преодолевать трудности; развиваются
физические и психические способности
ребенка, необходимые для будущей трудовой
деятельности. Исходя из социальной сущности
игры, они считали необходимым активно
руководить детскими играми.
2. Своеобразие
сюжетно-ролевых игр
2.1 Структура
сюжетно-ролевой игры
Игра как отражательная
деятельность является вторичным этапом
в познании ребенком действительности.
Однако в сюжетно-ролевой игре знания,
впечатления ребенка не остаются неизменными:
они пополняются и уточняются, качественно
изменяются, преобразовываются. Это делает
игру формой практического познания окружающей
действительности.
Сюжетно-ролевая
игра - это творческая игра детей
дошкольного возраста в развитом
виде представляет деятельность, в
которой дети берут на себя роли
взрослых и в обобщенной форме
в специально создаваемых игровых
условиях воспроизводят деятельность
взрослых и отношения между ними.
Основной особенностью
сюжетно-ролевой игры является наличие
в ней воображаемой ситуации. Воображаемая
ситуация складывается из сюжета и
ролей, которые принимают на себя
дети в ходе игры, включает своеобразное
использование вещей и предметов.
Сюжет игры -- это
ряд событий, объединенных жизненно
мотивированными связями. В сюжете
раскрывается содержание игры - характер
тех действий и отношений, которыми
связаны участники событий.
Роль является
основным стержнем сюжетно-ролевой игры.
Чаще всего ребенок принимает на себя
роль взрослого. Наличие роли в игре означает,
что в своем сознании ребенок отождествляет
себя с тем или иным человеком и действует
в игре от его имени: соответствующим образом
используя те или иные предметы (ведет
машину, как шофер; ставит градусник, как
медсестра), вступает в разнообразные
отношения с другими играющими (наказывает
или ласкает дочку, осматривает больного
и т. д.). Роль выражается в действиях, речи,
мимике, пантомиме.