Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:46, аттестационная работа
Цель исследования – разработка системы поэтапного использования дидактических игр и упражнений для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.
3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.
4. Разработать систему поэтапного использования дидактических игр и упражнений у детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
5. Систематизировать дидактические игры и упражнения в соответствии с этапами развития зрительного восприятия
6. Проанализировать результаты коррекционной работы.
Введение.
Глава 1. Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения.
1.2. Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
1.3. Дидактические игры и упражнения для проведения коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Глава 2. Экспериментальное исследование системы поэтапного развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
2.1. Использование ……… коррекции зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.2. Система работы по развитию и коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.3. Результаты проведенного исследования.
Заключение
Литература
Приложения
В ходе игр и упражнений происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идёт формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции.
По мнению исследователей (Д.М.Маллаев,1992; Л.И.Плаксина,1991,1998), важное значение для успешного решения коррекционно – педагогических задач в период окклюзивного лечения имеют игры с движениями. Их организация с опорой на зрительную, слуховую, зрительно – слуховую ориентацию способствуют более быстрой и эффективной адаптации к ориентировке.
Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушениями зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развитие описательной речи, а также способствуют осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов.
Е.Н.Подколзина (2005) указывает, что использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к заданиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.
Л.И. Солнцева (1980), Л.И.Плаксина (1998), Л.А.Григорян (1998), З.П. Малёва (2006) обращают внимание на то, что игры и задания подбираются индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие детали не должны быть менее 2 см, т.к. у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики. Им очень трудно работать с мелким материалом.
Нарушения зрения при косоглазии и амблиопии не дают детям возможности получать адекватные представления о пространственных признаках предметов, таких как форма, величина, и о расположении объектов в пространстве самостоятельно, а также использовать зрительный контроль при действии с предметами. Дети не могут путём подражания взрослым научиться действовать с игрушками и предметами, правильно их обследовать. Этому их нужно специально обучать.
Дидактические игры способствуют повышению активных действий детей в реальной действительности, где в процессе практических упражнений они постоянно узнают пространственные признаки, а также в ориентировке на микроплоскости и в большом пространстве.
Следует отметить, что эффективность
дидактической игры проявляется
лишь при систематической и
Наглядно-действенная методика позволяет активизировать предметно-практические действия у детей с нарушениями зрения. В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. Представленные дидактические игры способствуют развитию зрительного и тактильного внимания. У детей с нарушениями зрения зрительное внимание развито плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам. Дефицит внимания отчетливо проявляется в ситуациях, требующих его высокого уровня, имеющих ограничение во времени, а также при решении задач, связанных со зрительным перцептивным поиском.
Формирование полноценного
внимания очень важно, т.к. оно играет
большую роль в осуществлении
ориентировочно-
Методика формирования качества
концентрации, устойчивости и переключения
внимания, зрительного поиска, развития
глазодвигательных функций
Зрительное восприятие зависит
от зрительных функциональных возможностей,
сенсорного опыта детей и личностных
качеств. На коррекционных занятиях
задания носят игровой
Все это включается в выполнение
простых заданий и с
Игры для детей с нарушениями зрения.
Обучающие и развивающие игры – игры реабилитационные, позволяющие тренировать в процессе игры зрительный анализатор. Использование реабилитационных игр в процессе обучения позволит решить проблему адекватного восприятия окружающего мира слабовидящим ребенком.
2. Развитие зрительного
восприятия в коррекционной
Экспериментальная работа проводилась на базе «Специального ясли-сада № 30 для детей с нарушением зрения г. Мозыря». Эксперимент проводился с сентября 2012 г. по апрель месяц 2013 г. в средней группе для детей с различными нарушениями зрения.
В нём участвовало 12 детей:
– в формирующей группе 6 детей;
– в контрольной группе 6 детей.
Список детей формирующей группы
№ п/п |
Список детей |
Зрительный диагноз |
Интеллект |
Зрительная нагрузка |
1. |
Максим Л. |
Гиперметропический астигматизм |
N |
№3 |
2. |
Артем Ш. |
Гиперметропический астигматизм, гиперметропия слабой степени |
N |
№2 |
3. |
Никита С. |
Смешанный астигматизм, амблиопия обоих глаз |
N |
№2 |
4. |
Даша Б. |
Астигматизм, сходящееся косоглазие |
ЗПР |
№2 |
5. |
Лиза М. |
Гиперметропический астигматизм, амблиопия, сходящееся косоглазие |
N |
№2 |
6. |
Максим Г. |
Гиперметропия слабой степени, сходящееся косоглазие |
N |
№2 |
Список детей контрольной группы
№ п/п |
Список детей |
Зрительный диагноз |
Интеллект |
Зрительная нагрузка |
1. |
Андрей С. |
Миопия высокой степени, сходящееся косоглазие |
N |
№2 |
2. |
Миша В. |
Гиперметропия слабой степени |
N |
№3 |
3. |
Дима Г. |
Астигматизм |
N |
№3 |
4. |
Алеся З. |
Содружественное сходящееся косоглазие |
N |
№3 |
5. |
Артур Г. |
Амблиопия |
N |
№3 |
6. |
Гузель И. |
Гиперметропия слабой степени |
N |
№3 |
Дети подбирались в группы по степени нарушения зрительных функций: в формирующую группу вошли дети со сложными зрительными диагнозами (гиперметропический астигматизм, амблиопия), а в контрольную группу вошли дети с менее сложным диагнозом (косоглазие и амблиопия).
Цель эксперимента:
1. Выявление уровня
2. Формирование умения чётко, целостно воспринимать предметы окружающего мира и их изображения.
3. Выявление эффективности разработанной системы поэтапного развития зрительного восприятия детей 5 года жизни.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий этап, на
котором выявлен уровень
2. Формирующий этап, направленный
на развитие зрительного
3. Контрольный этап, который
позволил оценить
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента
В экспериментальную группу вошли дети с нарушениями зрения 5 года жизни, имеющие сложный зрительный диагноз: гиперметропический астигматизм и амблиопия. Констатирующий этап проходил с сентября по октябрь месяц 2012 года.
Список детей формирующей группы
№ п/п |
Список детей |
Зрительный диагноз |
Интеллект |
Зрительная нагрузка |
1. |
Максим Л. |
Гиперметропический астигматизм |
N |
№3 |
2. |
Артем Ш. |
Гиперметропический астигматизм, гиперметропия слабой степени |
N |
№2 |
3. |
Никита С. |
Смешанный астигматизм, амблиопия обоих глаз |
N |
№2 |
4. |
Даша Б. |
Астигматизм, сходящееся косоглазие |
ЗПР |
№2 |
5. |
Лиза М. |
Гиперметропический астигматизм, амблиопия, сходящееся косоглазие |
N |
№2 |
6. |
Максим Г. |
Гиперметропия слабой степени, сходящееся косоглазие |
N |
№2 |
Для оценки уровня развития зрительного восприятия предметов и их изображений была использована диагностика Плаксиной Л.И., которая предложила следующую методику для детей средней группы:
Восприятие цвета.
1. Узнавание и называние цвета.
Использование цветных силуэтов предметов.
2. Соотнесение объектов по цвету.
Пособие «Кубики». Покажи такой же по цвету кубик и поставь рядом.
3. Фиксация по насыщенности.
Пособие «Корабль». Задание:» зажги огоньки». Ребёнок должен разложить цветные кружочки по образцу, по порядку насыщенности цвета (3 оттенка).
4. Определение цвета в окружающей действительности.
Предлагается назвать игрушки в групповой комнате заданного цвета.
Восприятие формы.
1. Узнавание и называние формы.
Задание: «Узнай и назови фигуру, которую тебе покажу» (шар, кубик, прямоугольник, треугольник, квадрат).
2. Соотнесение.
а) соотнесение формы фигур (одинаковые цвет и величина, но разная форма и расположение в пространстве) Пособие «Печенье» (задание: найди такой же треугольник, покажи такие же по форме предметы);.
б) соотнесение формы фигур и предметного изображения.
Пособие «Помоги Оле». Задание: найди предмет такой же формы, как показанная фигура и положи картинку рядом с фигурой (круг, треугольник, квадрат).
3. Выделение форм в окружающей обстановке.
Задание: какой предмет похож на шар, круг, треугольник.
4. Локализация.
Пособие «Заплатки». Задание: покажи у Ивана все заплатки, похожие на треугольник, круг, квадрат.
5. Дифференцирование близких форм.
Пособие «Лодка с парусом». Показываем ребёнку квадрат, задаём задание: найди такую же фигуру на парусе.
Восприятие величины.
1. Соотнесение предметов по величине (по общему объёму)
Пособие «Матрёшки» (3–4 штуки). Задание: покажи такую же матрёшку.
2. Словесное обозначение по величине.
Пособие «Три медведя». Задание: раздай посуду медведям, почему ты дал именно эту тарелку и ложку?
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания величины.
Пособие «Матрёшки» (плоскостное изображение). Задание: поставь матрёшек так, как стоят у меня.
Пространственное восприятие
1. Оценка расстояния в большом пространстве: оценка – от себя: Задание: что ближе к тебе, что дальше от тебя.