Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:46, аттестационная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка системы поэтапного использования дидактических игр и упражнений для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.
3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.
4. Разработать систему поэтапного использования дидактических игр и упражнений у детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
5. Систематизировать дидактические игры и упражнения в соответствии с этапами развития зрительного восприятия
6. Проанализировать результаты коррекционной работы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения.
1.2. Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
1.3. Дидактические игры и упражнения для проведения коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Глава 2. Экспериментальное исследование системы поэтапного развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
2.1. Использование ……… коррекции зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.2. Система работы по развитию и коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.3. Результаты проведенного исследования.
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

КОНКУРС 2.docx

— 117.13 Кб (Скачать)

В ходе игр и упражнений происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идёт формирование бинокулярной фиксации, упражняются  глазодвигательные функции.

По мнению исследователей (Д.М.Маллаев,1992; Л.И.Плаксина,1991,1998), важное значение для успешного решения коррекционно – педагогических задач в период окклюзивного лечения имеют игры с движениями. Их организация с опорой на зрительную, слуховую, зрительно – слуховую ориентацию способствуют более быстрой и эффективной адаптации к ориентировке.

Использование словесных  дидактических игр в обучении детей с нарушениями зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации  образов предметов и развитие описательной речи, а также способствуют осознанию детьми использования  зрения при выделении различных  свойств и признаков предметов.

Е.Н.Подколзина (2005) указывает, что использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к заданиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.

Л.И. Солнцева (1980), Л.И.Плаксина (1998), Л.А.Григорян (1998), З.П. Малёва (2006) обращают внимание на то, что игры и задания подбираются индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие детали не должны быть менее 2 см, т.к. у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики. Им очень трудно работать с мелким материалом.

Нарушения зрения при косоглазии и амблиопии не дают детям возможности получать адекватные представления о пространственных признаках предметов, таких как форма, величина, и о расположении объектов в пространстве самостоятельно, а также использовать зрительный контроль при действии с предметами. Дети не могут путём подражания взрослым научиться действовать с игрушками и предметами, правильно их обследовать. Этому их нужно специально обучать.

Дидактические игры способствуют повышению  активных действий детей в реальной действительности, где в процессе практических упражнений они постоянно  узнают пространственные признаки, а  также в ориентировке на микроплоскости и в большом пространстве.

Следует отметить, что эффективность  дидактической игры проявляется  лишь при систематической и целенаправленной работе с учётом обусловленной взаимосвязи  коррекционно-воспитательной и лечебно - восстановительной работы в образовательном коррекционном учреждении и с учётом возрастных специфических и индивидуальных особенностей детей.

 

 

Наглядно-действенная методика позволяет активизировать предметно-практические действия у детей с нарушениями  зрения. В процессе работы у детей  происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление  его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. Представленные дидактические  игры способствуют развитию зрительного  и тактильного внимания. У детей  с нарушениями зрения зрительное внимание развито плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам. Дефицит  внимания отчетливо проявляется  в ситуациях, требующих его высокого уровня, имеющих ограничение во времени, а также при решении задач, связанных со зрительным перцептивным поиском.

Формирование полноценного внимания очень важно, т.к. оно играет большую роль в осуществлении  ориентировочно-иследовательской деятельности ребенка в зрительной среде, в формировании перцептивных действий на этапах развития восприятия.

Методика формирования качества концентрации, устойчивости и переключения внимания, зрительного поиска, развития глазодвигательных функций реализуется  с помощью дидактического материала, используемого на коррекционных  занятиях тифлопедагога. В ходе выполнения заданий формируется умение концентрировать  внимание на одном, двух или нескольких признаках и переключать его  с одного объекта на другой.

Зрительное восприятие зависит  от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта детей и личностных качеств. На коррекционных занятиях задания носят игровой характер. Необходимо соблюдать последовательность в усвоении сенсорных эталонов и  связей между ними внутри каждой системы  и затем между системами (образец, поиск эталона, узнавание, называние  объекта и его свойств, соотношение, локализация, обобщение, классификация  и использование в деятельности).

Все это включается в выполнение простых заданий и с усложнением, с использованием зрения и осязания. Это увеличение числа вариантов (формы, цвета, размера, фактуры, расположения объектов) с работой по карточкам. Дидактические игры и упражнения способствуют приобретению информации и различных пространственных аспектов объектов окружающей среды, о направлениях и расстояниях; ориентированию в микропространстве, изменению положения объектов на 90°, 180°, 270°. В результате коррекционной работы с данными методиками наблюдается существенное улучшение у слабовидящих учащихся и с глубоким слабовидением познавательных процессов, зрительного внимания, осязания, памяти, восприятия памяти, способствуют сохранности зрительного анализатора.

Игры для детей с  нарушениями зрения.

Обучающие и развивающие  игры – игры реабилитационные, позволяющие  тренировать в процессе игры зрительный анализатор. Использование реабилитационных игр в процессе обучения позволит решить проблему адекватного восприятия окружающего мира слабовидящим ребенком.

 

 

 

2. Развитие зрительного  восприятия в коррекционной работе.

 

Экспериментальная работа проводилась  на базе «Специального  ясли-сада № 30 для детей с нарушением зрения г. Мозыря». Эксперимент проводился с сентября 2012 г. по апрель месяц 2013 г. в средней группе для детей с различными нарушениями зрения.

В нём участвовало 12 детей:

– в формирующей группе 6 детей;

– в контрольной группе 6 детей.

 

Список детей формирующей  группы

№ п/п

Список детей

Зрительный диагноз

Интеллект

Зрительная нагрузка

1.

Максим Л.

Гиперметропический астигматизм

N

№3

2.

Артем Ш.

Гиперметропический астигматизм, гиперметропия слабой степени

N

№2

3.

Никита С.

Смешанный астигматизм, амблиопия обоих глаз

N

№2

4.

Даша Б.

Астигматизм, сходящееся косоглазие

ЗПР

№2

5.

Лиза М.

Гиперметропический астигматизм, амблиопия, сходящееся косоглазие

N

№2

6.

Максим Г.

Гиперметропия слабой степени, сходящееся косоглазие

N

№2


 

Список детей контрольной  группы

№ п/п

Список детей

Зрительный диагноз

Интеллект

Зрительная нагрузка

1.

Андрей С.

Миопия высокой степени, сходящееся косоглазие

N

№2

2.

Миша В.

Гиперметропия слабой степени

N

№3

3.

Дима Г.

Астигматизм

N

№3

4.

Алеся З.

Содружественное сходящееся косоглазие

N

№3

5.

Артур Г.

Амблиопия

N

№3

6.

Гузель И.

Гиперметропия слабой степени

N

№3


 

Дети подбирались в  группы по степени нарушения зрительных функций: в формирующую группу вошли  дети со сложными зрительными диагнозами (гиперметропический астигматизм, амблиопия), а в контрольную группу вошли дети с менее сложным диагнозом (косоглазие и амблиопия).

Цель эксперимента:

1. Выявление уровня сформированности зрительного восприятия у детей 5 года жизни, имеющих различные нарушения зрения.

2. Формирование умения  чётко, целостно воспринимать  предметы окружающего мира и  их изображения.

3. Выявление эффективности  разработанной системы поэтапного развития зрительного восприятия детей 5 года жизни.

Экспериментальная работа проводилась  в три этапа:

1. Констатирующий этап, на  котором выявлен уровень сформированности зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения  5 года жизни.

2. Формирующий этап, направленный  на развитие зрительного восприятия  предметов окружающего мира и  их изображений.

3. Контрольный этап, который  позволил оценить эффективность  предложенной системы  поэтапного  развития зрительного восприятия.

 

2.1 Содержание  и результаты констатирующего  эксперимента

 

В экспериментальную группу вошли дети с нарушениями зрения 5 года жизни, имеющие сложный зрительный диагноз: гиперметропический астигматизм и амблиопия. Констатирующий этап проходил с сентября по октябрь месяц 2012 года.

 

Список детей формирующей  группы

№ п/п

Список детей

Зрительный диагноз

Интеллект

Зрительная нагрузка

1.

Максим Л.

Гиперметропический астигматизм

N

№3

2.

Артем Ш.

Гиперметропический астигматизм, гиперметропия слабой степени

N

№2

3.

Никита С.

Смешанный астигматизм, амблиопия обоих глаз

N

№2

4.

Даша Б.

Астигматизм, сходящееся косоглазие

ЗПР

№2

5.

Лиза М.

Гиперметропический астигматизм, амблиопия, сходящееся косоглазие

N

№2

6.

Максим Г.

Гиперметропия слабой степени, сходящееся косоглазие

N

№2


 

Для оценки уровня развития зрительного восприятия предметов  и их изображений была использована диагностика Плаксиной Л.И., которая предложила следующую методику для детей средней группы:

Восприятие цвета.

1. Узнавание и называние  цвета.

Использование цветных силуэтов предметов.

2. Соотнесение объектов  по цвету.

Пособие «Кубики». Покажи такой  же по цвету кубик и поставь  рядом.

3. Фиксация по насыщенности.

Пособие «Корабль». Задание:» зажги огоньки». Ребёнок должен разложить цветные кружочки по образцу, по порядку насыщенности цвета (3 оттенка).

4. Определение цвета в  окружающей действительности.

Предлагается назвать  игрушки в групповой комнате  заданного цвета.

Восприятие формы.

1. Узнавание и называние  формы.

Задание: «Узнай и назови фигуру, которую тебе покажу» (шар, кубик, прямоугольник, треугольник, квадрат).

2. Соотнесение.

а) соотнесение формы фигур (одинаковые цвет и величина, но разная форма и расположение в пространстве) Пособие «Печенье» (задание: найди  такой же треугольник, покажи такие  же по форме предметы);.

б) соотнесение формы фигур  и предметного изображения.

Пособие «Помоги Оле». Задание: найди предмет такой же формы, как показанная фигура и положи картинку рядом с фигурой (круг, треугольник, квадрат).

3. Выделение форм в  окружающей обстановке.

Задание: какой предмет  похож на шар, круг, треугольник.

4. Локализация.

Пособие «Заплатки». Задание: покажи у Ивана все заплатки, похожие  на треугольник, круг, квадрат.

5. Дифференцирование близких  форм.

Пособие «Лодка с парусом». Показываем ребёнку квадрат, задаём задание: найди такую же фигуру на парусе.

Восприятие величины.

1. Соотнесение предметов  по величине (по общему объёму)

Пособие «Матрёшки» (3–4 штуки). Задание: покажи такую же матрёшку.

2. Словесное обозначение  по величине.

Пособие «Три медведя». Задание: раздай посуду медведям, почему ты дал  именно эту тарелку и ложку?

3. Раскладывание предметов  в порядке возрастания или  убывания величины.

Пособие «Матрёшки» (плоскостное  изображение). Задание: поставь матрёшек так, как стоят у меня.

Пространственное восприятие

1. Оценка расстояния в  большом пространстве: оценка –  от себя: Задание: что ближе  к тебе, что дальше от тебя.

Информация о работе Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.